Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 сентября 2008 года N 270-па

Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области "Сохранение тверской дворянской усадьбы на 2009-2011 годы"

(Утратил силу: постановлением Администрации от 15.06.2010 N 284-па НГРru69000201000382)

(Изменения: постановление Администрации от 21.12.2009 N 557-па НГРru6900020090767)

В соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 04.03.2008 N 49-па "О Порядке разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Тверской области и проведения оценки эффективности их реализации" (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Тверской области от 26.08.2008 N 243-па) Администрация Тверской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу Тверской области "Сохранение тверской дворянской усадьбы на 2009-2011 годы" (прилагается).

2. Определить:

2.1. администратором (государственным заказчиком - координатором) долгосрочной целевой программы Тверской области "Сохранение тверской дворянской усадьбы на 2009-2011 годы" департамент культуры Тверской области;

2.2. государственными заказчиками долгосрочной целевой программы Тверской области (далее - госзаказчики ДЦП):

- департамент культуры Тверской области;

- департамент градостроительства, территориального планирования и архитектуры Тверской области;

- департамент строительного комплекса Тверской области;

- комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области;

- комитет по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области;

- комитет по делам молодежи Тверской области.

{п.2 в редакции постановления Администрации от 21.12.2009 N 557-па}

3. Департаменту культуры Тверской области:

3.1. по результатам полугодия, в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять полугодовой и годовой отчеты о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Сохранение тверской дворянской усадьбы на 2009-2011 годы" в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области;

3.2. обеспечить периодичность (не менее двух раз в год) размещения сведений о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Сохранение тверской дворянской усадьбы на 2009-2011 годы" в сети Интернет на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Тверской области начиная с 2009 года.

{п.3 в редакции постановления Администрации от 21.12.2009 N 557-па}

4. Госзаказчикам ДЦП по результатам полугодия, в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно в срок не позднее 20 марта года, следующего за отчетным, представлять полугодовой и годовой отчеты о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Сохранение тверской дворянской усадьбы на 2009-2011 годы" в комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области.

{п.4 в редакции постановления Администрации от 21.12.2009 N 557-па}

5. Управлению информатизации аппарата Губернатора Тверской области обеспечить размещение долгосрочной целевой программы Тверской области "Сохранение тверской дворянской усадьбы на 2009-2011 годы" и сведений о ее реализации на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Тверской области.

{п.5 в редакции постановления Администрации от 21.12.2009 N 557-па}

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Тверской области Пищулину О.И.

Отчет об исполнении постановления представлять ежегодно в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.

7. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года, подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Тверской области.

Губернатор области Д.В.Зеленин

Приложение

Утверждена

постановлением Администрации

Тверской области

от 01.09.2008 N 270-па

{Приложение в редакции постановления Администрации от 21.12.2009 N 557-па}

Долгосрочная целевая программа Тверской области "Сохранение тверской дворянской усадьбы на 2009-2011 годы" г. Тверь, 2008 год

Паспорт долгосрочной целевой программы Тверской области "Сохранение тверской дворянской усадьбы на 2009-2011 годы"


Наименование программы

Долгосрочная целевая программа Тверской области "Сохранение тверской дворянской усадьбы на 2009-2011 годы" (далее - Программа)

Администратор Программы (государственный заказчик-координатор)

Департамент культуры Тверско й области

Дата утверждения Программы

01.09.2008

Стратегические цели и или тактические задачи Программы с указанием ведомственной целевой программы (или ведомственных целевых программ), в рамках которой(ых) планируется их достижение

Стратегическая цель Программы - сохранение исторических усадебных комплексов Тверской области путем вовлечения их в современный социально-культурный и хозяйственный оборот.
 Тактические задачи программы
 - обеспечение сохранения и государственной охраны усадебного наследия;

 - создание условий для повышения инвестиционной привлекательности исторических усадебных комплексов и выстраивания отношений государственно-частного партнерства по их возрождению;

 - содействие популяризации усадебного наследия, формирование позитивного общественного мнения о мероприятиях по сохранению и современному использованию усадебного наследия;

 - содействие реализации образовательных и молодежных программ на базе объектов усадебного наследия.
 5.

Сроки реализации Программы

2009-2011 годы

Ожидаемые результаты реализации Программы

- увеличение числа используемых усадебных комплексов к уровню 2007 года на 15 единиц;

 - снижение числа аварийных усадебных комплексов к уровню 2007 года на 2 единиц;

 - число усадебных комплексов, вновь вовлеченных в социально-культурный и хозяйственный оборот, - 10 единиц к уровню 2007 года;

 - увеличение числа посетителей массовых мероприятий, проводимых на базе усадебных комплексов, в год на 3,6 тыс. человек к уровню 2007 года;

 - увеличение числа лиц, являющихся непосредственными участниками образовательных и молодежных мероприятий, на 0,42 тыс. человек к уровню 2007 года

Объемы и источники финансирования (в разрезе годов и кодов разделов и подразделов классификации расходов бюджета области) с указанием объемов финансирования по ведомственным целевым программам

Общий объем финансирования Программы составляет 44749,7 тыс. рублей. Источник - областной бюджет Тверской области.
 2009 год - 26946,2 тыс. рублей
 0910 - 0,0 тыс. рублей
 0801 - 19596,9 тыс. рублей
 0801 - 550,0 тыс. рублей
 0801 - 3 724,0 тыс. рублей
 0801 - 2 400 тыс. рублей
 0707 - 675,3 тыс. рублей
 2010 год - 8692,2 тыс. рублей
 0910 - 0,0 тыс. рублей
 0801 - 4 166,9 тыс. рублей
 0801 - 550,0 тыс. рублей
 0801 - 300,0 тыс. рублей
 0801 - 3000,0 тыс. рублей
 0707 - 675,3 тыс. рублей
 2011 год - 9111,3 тыс. рублей
 0910 - 800,0 тыс. рублей
 0801 - 236,0 тыс. рублей
 0801 - 600,0 тыс. рублей
 0801 - 3 800,0 тыс. рублей
 0801 - 3000,0 тыс. рублей
 0707 - 675,3 тыс. рублей

Основные механизмы реализации Программы

Ответственным за реализацию Программы является государственный заказчик-координатор Программы - комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области, осуществляющий следующие функции:
 - распределяет работы и организует взаимодействие государственных заказчиков Программы;

 - обеспечивает согласованную по срокам и процедурам реализацию ими мероприятий Программы;

 - обеспечивает формирование и представление необходимой документации для реализации Программы за счет средств областного бюджета Тверской области;

 - принимает, в том числе во взаимодействии с государственными заказчиками Программы, все необходимые меры для получения средств на реализацию программных мероприятий из федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников;

 - обеспечивает взаимодействие с некоммерческими организациями, работу в средствах массовой информации, а также проведение социологических исследований по теме Программы.
 Государственными заказчиками программных мероприятий являются:
 - комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области;

 - департамент градостроительства, территориального планирования и архитектуры Тверской области;

 - департамент строительного комплекса Тверской области;

 - комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области;

 - комитет по делам молодежи Тверской области;

 - комитет по делам культуры Тверской области.
 Государственные заказчики в части мероприятий Программы, по которым они являются ответственными исполнителями, проводят совместно с департаментом государственного заказа отбору предложений исполнителей по реализации работ в рамках соответствующих программных мероприятий.

Основные механизмы мониторинга реализации Программы

Мониторинг реализации Программы осуществляет государственный заказчик-координатор, который с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств проводит анализ затрат по программным мероприятиям, оценку механизма ее реализации, а также уточняет состав исполнителей. В случае необходимости, вносит в установленном порядке предложения о корректировке Программы.
 Контроль за реализацией Программы осуществляют органы государственной власти Тверской области в соответствии с действующим законодательством.
 В течение всего периода реализации Программы осуществляется полугодовой и годовой мониторинги реализации Программы путем составления отчетов.
 Непосредственные исполнители мероприятий представляют отчеты об исполнении мероприятий Программы государственным заказчикам ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, государственные заказчики представляют отчеты об исполнении мероприятий в комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно в срок до 10 марта, следующего за отчетным годом.
 Осуществляя полугодовой мониторинг, государственный заказчик-координатор представляет в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области отчеты о реализации Программы в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
 Годовой отчет с пояснительной запиской, содержащей оценку достижений запланированных результатов реализации Программы, анализ фактической эффективности реализации Программы, оценку возможностей достижения по результатам реализации целей Программы и решения ее задач, а также достижения значений конечных результатов реализации Программы представляется в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
 Департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области анализируют представленные отчеты.
 Годовой отчет рассматривается на Бюджетной комиссии Тверской области

I. Характеристика проблем


Основой историко-культурного каркаса Тверской области помимо исторических городов являются исторические усадебные комплексы, создававшиеся в XVII-XIX веках и представляющие собой важный фактор привлекательности сельских территорий Тверской области для посещения и проживания, а в перспективе и для экономического развития.

Тверская область занимает в Российской Федерации второе место после Московской области по концентрации сохранившихся объектов усадебного наследия. Историческое усадебное наследие - один из важнейших элементов историко-культурного наследия Тверской области и одновременно значительный потенциал для ее развития. Состояние исторического усадебного наследия в Тверской области характеризуют следующие тенденции.

В Тверской области на государственной охране состоит 131 усадебный комплекс. 52 процента усадебных комплексов являются вновь выявленными (не отнесены к федеральной, региональной, муниципальной категориям охраны), 32 процента комплексов относятся к федеральной категории охраны, 16 процентов - к региональной. Объекты муниципального значения отсутствуют. В федеральной собственности находится 21 процент комплексов, в региональной - 3 процента, муниципальной - 38 процентов, частной - 15 процентов, собственник не определен по 23 процентам. Данная ситуация создает определенные трудности по управлению этой исторической недвижимостью, так как полномочия Тверской области только частично распространяются на федеральную и муниципальную собственность, несмотря на то что эти объекты расположены на территории Тверской области. Активно идут процессы по уточнению прав собственности, передаче объектов усадебного наследия в частную и региональную собственность.

42 процента усадебных комплексов никак не используются и находятся в заброшенном, бесхозном виде, что естественно сказывается на их состоянии; используется в том или ином виде 31 процент усадебных комплексов; нет данных по использованию 27 процентов комплексов. Большинство усадебных комплексов находятся в аварийном состоянии (47 процентов) (как правило, это бесхозные и заброшенные объекты), в удовлетворительном состоянии находятся 18 процентов комплексов, в неудовлетворительном - 18 процентов, нет данных по 17 процентам комплексов.

Таким образом, можно говорить, что усадебное наследие Тверской области характеризуется преобладанием вновь выявленных комплексов, значительной долей (38 процентов) муниципальной собственности и малой долей региональной собственности (3 процента); значительная часть усадебных объектов не используется или по ним отсутствуют данные; почти половина комплексов находятся в аварийном состоянии. В сравнении с Московской областью ситуация в Тверской области обстоит менее благополучно.

Необходимость эффективного использования усадебного наследия определяется его историко-культурной, территориальной, социальной и экономической ценностью в качестве ресурса развития Тверской области. Сохранение и эффективное использование культурного наследия ограничивается невозможностью сделать это только за счет государства. Государство не в состоянии и дальше нести на себе бремя сохранения культурного наследия. Учитывая масштабность проблемы, собственник объектов историко-культурного наследия в сложившихся условиях, будь то муниципалитет или государство, не в состоянии обеспечить их сохранность за редким исключением (организации музейного профиля). Частный сектор также не может самостоятельно обеспечить необходимые культурные обременения, но готов инвестировать и развивать конкретные усадебные комплексы как хозяйственные объекты.

Появилась необходимость избирательного действия, формирования отношений государственно-частного партнерства и создания условий для привлечения внебюджетных средств в возрождение усадебного наследия. Перспективно развитие новых форм управления недвижимым наследием в виде трастов, передачи в концессию или собственность с соответствующими обременениями.

В настоящий момент происходит слабо контролируемый со стороны государства процесс появления новых собственников. Собственники не всегда выполняют требования по сохранению памятников истории и культуры. Отмечаются негативные процессы: незаконная приватизация и снос, самозахват, разграбление, поджоги, перестройка объектов наследия без учета требований комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области, порубка деревьев в парках и т.д.

Существуют определенные проблемы системы охраны усадебного наследия: до конца не решен вопрос разграничения полномочий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Также существует неопределенность по собственникам объектов исторической недвижимости. Отсутствие или неполнота информации и устаревшие формы ее представления (бумажные носители, ориентировка на культурологическое описание); устаревание исследовательских, проектных, обмерных, сметно-расчетных и т.п. работ, проведенных в 60-90-е годы; отсутствие специальных инструментов регламентации хозяйственной деятельности (охранные обязательства, проекты зон охраны, эскизные проекты реставрации), неполнота и разделенность между различными ведомствами инвестиционно значимой информации; отсутствие кадастровой и рыночной оценки исторической недвижимости; недостаточное кадровое и техническое оснащение комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области.

Необратимые процессы утраты (выбытия) усадебного наследия требуют не только активного участия государства в его судьбе, но и формирования отношений государственно-частного партнерства с бизнесом с целью сохранения наследия. Наличие большого количества аварийных и бесхозных усадебных комплексов определяет масштаб проблемы и главное направление деятельности - остановить тенденцию выбытия и перевести к устойчивому развитию основной массив усадебного наследия.

Недоиспользованные историко-культурные активы (потенциал роста) в виде усадебного наследия требуют их эффективного применения в целях интенсификации социально-культурного и хозяйственного развития Тверской области с обязательным условием сохранения для будущих поколений. Включение усадебного наследия в этот процесс позволит превратить наследие из потенциала в ресурс развития.

Эпизодические, бессистемные действия с объектами культурного наследия не дают должного эффекта и не всегда учитывают потребности социально-экономического развития Тверской области. Реставрация объекта за счет бюджета и непередача его эффективному пользователю приводит не только к пустой трате бюджетных средств, но и к последующей утрате объекта культурного наследия. Неэффективное использование усадебного наследия и использование его с нарушениями требований комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области требуют пересмотра отношений с пользователями и собственниками.

Актуальность проблемы заключается в том, что ее решение относится к приоритетным задачам социально-экономического развития Тверской области, поскольку связано с перспективными вопросами территориального планирования, социально-экономического роста сельских территорий, степенью инвестиционной и туристической привлекательности Тверской области.

Целесообразность и необходимость решения проблемы программно-целевым методом основывается на том, что данную проблему нельзя решить в рамках отдельных ведомственных проектов и текущей деятельности комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области. Эффективное решение проблемы сохранения исторических усадебных комплексов Тверской области в рамках текущей деятельности соответствующих государственных структур представляется затруднительным в силу их ведомственной и уровневой разобщенности, ограниченности финансовых и кадровых ресурсов и, что наиболее важно, отсутствием возможности реализации проектов по сохранению усадебного наследия в логике бизнеса и совместно с ним.

Таким образом, прежними средствами, в рамках текущей деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области решить проблему сохранения и развития усадебного наследия невозможно. Вся ситуация требует восстановления управляемости и возвращения контроля государства над процессами, связанными с усадебным наследием Тверской области и одновременной передачи части функций по возрождению усадебного наследия представителям социально ответственного бизнеса, общественным организациям и частным лицам.

Требуется комплексный подход в решении проблемы и использование программно-целевого метода как способа увязки во времени и по ресурсам различных мероприятий и проектов, направленных на достижение одной цели - сохранения усадебного наследия для будущих поколений.

Решение проблемы сохранения и использования исторических усадебных объектов в новых экономических условиях требует выработки новых управленческих подходов, решений и технологий, направленных прежде всего на подбор эффективных собственников/пользователей усадебных объектов и вовлечение их в современный социо-культурный и хозяйственный оборот. Мертвый, неиспользуемый усадебный объект обречен на постепенное разрушение и уничтожение. Подбор эффективных собственников/пользователей является первостепенной задачей для его сохранения. Сохранение усадебного наследия - это его эффективное использование.

Последствия нерешения данной проблемы в ближайшем будущем могут быть следующими: произойдет утрата значительного количества объектов усадебного наследия, не произойдет повышения инвестиционной и туристической привлекательности сельских территорий, сократятся разнообразие и качественные характеристики культурных ландшафтов, понизится эстетическая привлекательность и рекреационный потенциал сельских территорий.

Решение проблемы сохранения, возрождения и развития исторических усадеб Тверской области возможно только при непосредственном участии органов государственной власти Тверской области. Решение проблемы возможно путем объединения усилий исполнительной и законодательной власти Тверской области, органов местного самоуправления, общественных и профессиональных объединений, представителей бизнеса и частных лиц.

Принципиальная новизна Программы состоит в том, что впервые усилия концентрируются именно на исторических усадебных комплексах, хотя опыт решения подобных проблем программно-целевым методом в других регионах отсутствует. Решение данной проблемы программно-целевым способом является управленческой инновацией.

Решение данной проблемы позволит повысить конкурентные характеристики Тверской области: повысить индекс инвестиционной привлекательности, улучшить туристическую и рекреационную привлекательность и характеристики культурных ландшафтов Тверской области. В реализации программы заинтересовано местное население сельских территорий, находящихся в неблагоприятной социально-демографической ситуации.

Решение проблемы будет иметь позитивное социально-экономическое значение для ряда районов Тверской области, прежде всего за счет создания и развития точек роста на базе усадебных комплексов. Исторические усадьбы в Программе рассматриваются с точки зрения пространственного развития как каркас нового освоения Тверской области. Образуя сетевую структуру, усадьбы являются центрами развития сельских и депрессивных территорий.

Основой Программы является создание системы подбора усадебных объектов, подготовки проектной документации и инвестиционных предложений для реализации на их базе инвестиционных проектов, связанных с созданием частных или корпоративных резиденций, объектов туристической и рекреационной инфраструктуры, образовательных и оздоровительных комплексов и пр. Эти проекты при своей реализации дают синергетический эффект и отражаются в других отраслях экономики. Например, увеличивается въездной туристический поток, развивается реставрационно-строительный комплекс, повышается эффективность использования земель, развивается образовательная линия по подготовке квалифицированных региональных кадров в сфере менеджмента наследия и реставрации, что в целом благотворно отражается на социо-экономической ситуации в Тверской области.

Таким образом, Программа позволяет системно и последовательно осуществлять государственную политику по сохранению усадебного наследия и включению его в экономический и хозяйственный оборот, по эффективному использованию усадебного наследия для культурного и социально-экономического развития Тверской области.

II. Стратегические цели и тактические задачи Программы


Решение проблемы сохранения усадебного наследия является важным элементом социально-культурного и социально-экономического развития Тверской области, реализации ее историко-культурного потенциала и делает ее привлекательной для проживания и посещения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»