ЗАКОН
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 01 ноября 2001 года N 191-ОЗ-2
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2002 ГОД
(Истек срок действия)
(Изменение:
закон Тверской области от 03.10.2002 г. N 64-зо)
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Старшее поколение" на 2002 год.
Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
И. о. председателя
Законодательного Собрания
Тверской области А.В.ГРИБОВ
Утверждена
законом Тверской области
от 01.11.2001 г. N 191-ОЗ-2
Одобрена постановлением Губернатора
Тверской области
от 12.09.2001 г. N 376
Региональная целевая программа "Старшее поколение" введена в действие Постановлением Губернатора области от 30.06.98 г. N 445 во исполнение Указа Президента Российской федерации от 13.06.96 г. N 883 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 г.г." и Постановления Правительства РФ от 28.08.97 г. N 1090 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 г.". Вследствие недостаточности финансовых средств в областном бюджете программа была отозвана.
Постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 г. N 706 программа "Старшее поколение" продлена на 2001 г. Областная программа "Старшее поколение" на 2001 г. утверждена постановлением Губернатора области от 17.07.00 г. N 332.
Принятие программы на 2002 г. имеет важнейшее значение для всей системы социальной защиты населения области, так как она определяет основные, наиболее актуальные направления развития отрасли, обусловленные продолжающимся увеличением численности пожилых граждан, обострением проблем их жизнеобеспечения.
В настоящее время в области действует сеть многообразных по форме учреждений по работе с пожилыми, в которую входят:
- 13 домов - интернатов на 4313 мест;
- 16 центров социального обслуживания населения;
- 5 отделений дневного пребывания на 111 мест;
- 92 отделения социальной помощи на дому, обслуживающих 8619 пожилых граждан;
- 23 отделения срочной социальной помощи;
- 17 домов милосердия на 310 мест.
Действующие формы социальной защиты населения требуют постоянного развития и совершенствования. За истекший год в области открыты 2 отделения социальной помощи на дому, отделение срочной социальной помощи, введены 5 муниципальных домов милосердия малой вместимости. Принятой на 2001 г. программой "Старшее поколение" предусмотрено открытие 2 отделений дневного пребывания на 40 мест, 3 специализированных отделений медико - социальной помощи пожилым гражданам, 7 домов милосердия на 175 мест.
Целью программы на 2002 г. являются:
- расширение сферы действия социальной защиты населения путем развития нестационарных форм обслуживания, требующих наименьших затрат;
- укрепление материально - технической базы действующих стационарных учреждений социального обслуживания;
- развитие материальной базы, улучшение оснащенности транспортом, технологическим и медицинским оборудованием муниципальных учреждений социального обслуживания;
- привлечение внимания к проблемам пожилых людей юридических лиц всех форм собственности посредством проведения общественных акций;
- выделение принципиально нового концептуального направления деятельности всех органов и структур, общественных организаций, взаимосвязанных с учреждениями и органами социальной защиты населения;
- комплексная работа социо - культурного направления.
Актуальность программы "Старшее поколение" подтверждается ее действием на федеральном уровне: в 1999 - 2000 г.г. учреждения социальной защиты населения получили по линии Министерства труда и социального развития РФ оборудование на сумму 980 тыс. руб., две единицы автотранспортных средств. Действие федеральной программы пролонгировано на текущий год. Принятие областной программы "Старшее поколение" предопределяет возможность включения объектов социальной защиты населения в федеральную программу 2002 года, что является одной из задач управления.
Начальник Управления
социальной защиты населения
администрации Тверской области В.Н.ДАНИЛОВ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
К числу основных причин, вызвавших необходимость пролонгирования региональной целевой программы "Старшее поколение", относятся:
- падение жизненного уровня населения в целом, в том числе и нетрудоспособного. Основная масса населения в силу объективных причин не может заработать на достойное существование. Жесткие требования рыночной экономики к самообеспечению личности приводят к тому, что трудоспособные члены семьи не могут предоставить должный уровень ухода за пожилыми и больными людьми, в особенности за теми из них, кто утратил возможность к самообслуживанию и нуждается в посторонней помощи, надзоре или уходе. Стоимость "потребительской корзины" высока и рост ее продолжается.
Возрастает численность лиц с доходами ниже прожиточного минимума: в 1995 г. она составляла 30,6 % от общей численности населения Тверской области, в 1996 г. - 28,8 %, 1997 г. - 27,9 %, 1998 г. - 37,6 %, 1999 г. - 68,7 %. На 1 января 2001 г. численность этой категории составила 614,2 тыс. чел. из общей численности населения области 1575,0 тыс. чел. Сохраняется низкий уровень пенсионного обеспечения, не позволяющий в полной мере удовлетворять основные жизненные потребности. На фоне общего роста цен на основные продукты питания растет также стоимость медикаментов, получают все большее распространение платные медицинские услуги, возрастает стоимость коммунальных платежей. На фоне общего спада жизненного уровня разрушаются многие этические, моральные понятия и принципы, в том числе и в сфере семейных отношений. Наблюдается процесс распада семейных связей и в отношении пожилых. Не являются ценностными обязанности детей по содержанию своих престарелых родителей. Пожилые и больные люди зачастую остаются беспомощными, выброшенными за пределы семьи. Увеличивается численность маргинальных слоев населения. Значительно возросло число лиц, не способных адаптироваться к новым жизненным условиям, утративших социальные связи и жилье, - граждан без определенного места жительства, беженцев, вынужденных переселенцев.
2002 - 2006 годы будут характеризоваться дальнейшим увеличением численности пожилых людей и снижением численности трудоспособного населения. В связи этим многообразие и сложность социальных проблем, обусловленных старением населения области, имеют долгосрочный характер.
Наименование программы | "Старшее поколение" |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | Постановление Правительства РФ от 28.08.1997 г. N 1090 Постановление Губернатора Тверской области от 30.06.1998 г. N 445 Постановление Губернатора Тверской области от 17.07.2000 N 332 |
Государственный заказчик, директор программы | Управление социальной защиты населения администрации Тверской области (Данилов В.Н.) |
Основные разработчики программы | Планово - экономический отдел, отдел социальной помощи пожилым, отдел стационарных учреждений социального обслуживания Управления социальной защиты населения администрации Тверской области |
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели | Повышение уровня обслуживания граждан пожилого возраста, развитие сети стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания |
Сроки и этапы реализации программы | В течение 2002 года |
Перечень основных мероприятий | В приложениях |
Исполнители основных мероприятий | Согласно перечню |
Объемы и источники финансирования | Федеральный бюджет - 1750,0 Областной бюджет - 17816,6 Муниципальные бюджеты - 4430,0 Средства фондов - 3430,0 |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Открытие двадцати семи специализированных отделений социально - медицинского обслуживания на дому, отделения реабилитации инвалидов на базе протезно - ортопедического предприятия, проведение капитального ремонта в домах - интернатах |
Система организации контроля за исполнением программы | Управление социальной защиты населения администрации области |
{паспорт в редакции закона Тверской области от 03.10.2002 г. N 64-зо}
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основными целями и задачами программы "Старшее поколение" являются:
- адресность социальной поддержки и приоритетность ее оказания остро нуждающимся пожилым гражданам;
- содействие организации и деятельности общественных объединений пожилых людей;
- развитие сети социальных стационарных учреждений малой вместимости;
- дальнейшее укрепление материально - технической базы стационарных учреждений социального обслуживания;
- реконструкция протезно - ортопедического предприятия и открытие отделения реабилитации инвалидов;
- создание специализированных отделений медико - социальной помощи для пожилых граждан и инвалидов;
- развитие различных видов и форм социального обслуживания пожилых граждан;
- укрепление кадрового состава работников социальных служб.
Основная цель программы - выделение приоритетных направлений в комплексе мер, направленных на улучшение жизнеобеспечения пожилых людей; координация деятельности органов управления и исполнительных органов всех уровней. Программа направлена также на целевое использование выделяемых ассигнований, привлечение дополнительных средств и подконтрольность их использования.
Перечень мероприятий программы прилагается (Приложения 1 и 2).
{раздел в редакции закона Тверской области от 03.10.2002 г. N 64-зо}
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Управление реализацией программы осуществляется Управлением социальной защиты населения администрации Тверской области. Организация управления реализации программы и контроль за ходом её выполнения" часть 1 дополнить предложением следующего содержания: "В части мероприятий по предложениям избирателей депутатам Законодательного Собрания Тверской области реализация, управление и контроль за осуществлением программы осуществляется в порядке, определённом Положением о порядке формирования и реализации предложений избирателей депутатам Законодательного Собрания Тверской области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Тверской области.
Реализация мероприятий программы, финансируемых из областного бюджета, осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком программы с исполнителями программных мероприятий в установленном порядке.
Исходя из выделяемых на реализацию программы финансовых ассигнований, Управление проводит анализ затрат по программным мероприятиям, оценку механизма ее реализации по истечению срока действия. Управление вправе вносить предложения в Комитет экономики администрации области и Департамент финансов администрации области о корректировке программы в установленном порядке.
Контроль за реализацией программы осуществляет государственный заказчик - Управление социальной защиты населения администрации Тверской области. Методом контроля является подготовка и представление ежеквартальных отчетов о ходе выполнения программы Комитету экономики администрации области.
По окончании срока реализации программы в срок до 20 января 2003 года государственный заказчик представляет доклад о ее выполнении заместителю губернатора Тверской области. Копия доклада направляется также Комитету экономики администрации области.
{раздел в редакции закона Тверской области от 03.10.2002 г. N 64-зо}
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация целевой программы осуществляется на основе контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для областных государственных нужд.
Средства федерального бюджета через Министерство труда и социального развития РФ направляются на приобретение автотранспорта, технических средств по соответствующим заявкам Управления социальной защиты населения.
Средства областного бюджета и областного фонда социальной поддержки населения направляются на счета социальных учреждений по их заявкам на укрепление материально - технической базы, а также могут перечисляться на счета отделов социальной защиты населения на проведение благотворительных акций.
Управление социальной защиты населения с учетом выделяемых на ее реализацию средств, уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.
Приложение N 1
к областной целевой программе
{приложение в редакции закона Тверской области от 03.10.2002 г. N 64-зо}
--------------------------T--------------T-------------------------------------
| Мероприятия | Исполнители | Источники финансирования (тыс. руб.)|