АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2000 года N 332
О продлении действия целевой программы
"Старшее поколение"
В связи с необходимостью дальнейшего развития сети социальных учреждений для людей преклонного возраста, а также совершенствования видов социальных услуг, оказываемых им, постановляю:
1. Принять предложение управления социальной защиты населения администрации области о продлении действия целевой программы Тверской области на 2001 год "Старшее поколение" до 31 декабря 2001 года (прилагается).
2. Департаменту финансов администрации области (Райдур И.П.) совместно с комитетом экономики предусмотреть включение в бюджет 2001 года финансирование расходов, исходя из реальной доходной базы областного бюджета с учетом потребности программы.
3. Рекомендовать главам органов местного самоуправления городов и районов области предусмотреть в расходной части бюджета финансирование мер по социальной защите пожилых людей области.
4. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя Губернатора области Головкина А.Н.
5. Внести данную программу на рассмотрение и утверждение в Законодательное Собрание Тверской области.
Информацию о выполнении данного постановления представить к 01.06.2001 года и к 01.04.2002 года.
Вице - Губернатор
Тверской области
Ю.М.Краснов
Приложение
к постановлению
администрации Тверской области
от 17 июля 2000 г. N 332
Целевая программа "Старшее поколение"
на 2001 год
Старение населения - объективный общемировой процесс. Это побудило мировое сообщество сформировать особую систему взглядов на данное социальное, экономическое и культурное явление. Принципы ООН в отношении пожилых лиц "Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста" (1991 год) предусматривают обеспечение им независимости, возможности участвовать в социальном развитии, ухода, условий для реализации внутреннего потенциала и сохранения достоинства.
Свыше 30 млн. россиян, достигнув установленного пенсионного возраста по старости, принадлежат к старшему поколению. Переход России к рыночным отношениям сопровождается ухудшением "социального самочувствия" большинства пожилых людей, оказавшихся среди малообеспеченных.
Поскольку пожилые люди и в перспективе останутся одним из наиболее многочисленных социально - демографических слоев населения России, возрастает ответственность государства перед ними.
Региональная целевая программа "Старшее поколение" на 2001 год подготовлена во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 883 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы" и Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года N 1090 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы.
Программа разработана Управлением социальной защиты населения администрации Тверской области.
+----------------------------------------------------------------+
¦Наименование программы¦"Старшее поколение" ¦
+----------------------+-----------------------------------------¦
¦Дата принятия решения¦Постановление Правительства РФ от¦
¦о разработке¦28.08.1997 г. N 1090. ¦
¦программы, дата ее¦Постановление Губернатора Тверской¦
¦утверждения ¦области от 30.06.1998 г. N 445. ¦
¦(наименование и номер¦ ¦
¦соответствующего ¦ ¦
¦нормативного акта) ¦ ¦
+----------------------+-----------------------------------------¦
¦Государственный ¦Управление социальной защиты населения¦
¦заказчик, директор¦администрации Тверской области (Данилов¦
¦программы ¦В.Н.) ¦
+----------------------+-----------------------------------------¦
¦Основные разработчики¦Планово - экономический отдел, отдел¦
¦программы ¦социальной помощи пожилым, отдел¦
¦ ¦стационарных учреждений социального¦
¦ ¦обслуживания ¦
+----------------------+-----------------------------------------¦
¦Цели и задачи¦Увеличение качественного и¦
¦программы, важнейшие¦количественного обслуживания граждан¦
¦целевые показатели ¦пожилого возраста и инвалидов, развитие¦
¦ ¦сети стационарных и нестационарных¦
¦ ¦учреждений социального обслуживания ¦
+----------------------+-----------------------------------------¦
¦Сроки и этапы¦В течение 2001 года ¦
¦реализации программы¦ ¦
¦(подпрограмм) ¦ ¦
+----------------------+-----------------------------------------¦
¦Перечень подпрограмм и¦В приложении ¦
¦основных мероприятий ¦ ¦
+----------------------+-----------------------------------------¦
¦Исполнители ¦Согласно перечня ¦
¦подпрограмм и основных¦ ¦
¦мероприятий ¦ ¦
+----------------------+-----------------------------------------¦
¦Объемы и источники¦Федеральный бюджет - 4300 тыс. руб. ¦
¦финансирования ¦Областной бюджет - 19985 тыс. руб. ¦
¦ ¦Местный бюджет - 30292 тыс. руб. ¦
¦ ¦Средства фондов - 1595 тыс. руб. ¦
+----------------------+-----------------------------------------¦
¦Ожидаемые конечные¦Открытие пяти домов Милосердия, двух¦
¦результаты реализации¦центров соц. обслуживания населения,¦
¦программы ¦отделения реабилитации инвалидов на базе¦
¦ ¦протезно - ортопедического предприятия,¦
¦ ¦проведение капитального ремонта в домах -¦
¦ ¦интернатах ¦
+----------------------+-----------------------------------------¦
¦Система организации¦Администрация Тверской области,¦
¦контроля за¦заместитель Губернатора области Головкин¦
¦исполнением программы ¦А.Н. ¦
+----------------------------------------------------------------+
В Тверской области, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост в составе населения доли граждан старшего поколения (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет): 1959 год - 16,7 %; 1979 год - 21,8 %; 1989 год - 23,5 %; 1996 год - 26,9 %.
В настоящее время по сравнению с 1959 годом число людей в возрасте 70 лет и старше увеличилось в 1,5 раза, а число людей в возрасте 85 лет и старше - более чем в 3 раза при незначительной доле очень старых людей в составе населения. Особенно заметное увеличение числа людей в возрасте старше 85 лет произошло в городах области.
Доля граждан старшего поколения в области превышает среднероссийский показатель и составляет 26,9 % от общего количества проживающих в области. Резкое постарение населения за последние годы произошло в селах области и достигает до 220 на 1000 человек.
Обостряется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В настоящее время городские женщины области живут дольше мужчин на 14 лет, а сельские - на 15 лет. Доля одиноких женщин в возрасте от 70 лет и старше составляет более 80 процентов от общего числа женщин этого возраста.
У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза выше, а в старческом возрасте - в 6 раз выше в сравнении с уровнем заболеваемости лиц более молодых возрастов. До 80 процентов пенсионеров по старости нуждаются в медико - социальной помощи. Более 70 процентов указанных лиц имеют пять - шесть хронических заболеваний сердечно - сосудистой, нервной и эндокринной систем, органов дыхания, кроветворения и пищеварения, нарушения зубочелюстной системы. Две трети пенсионеров оценивают состояние своего здоровья как не вполне удовлетворительное или неудовлетворительное.
Главным источником дохода большинства пожилых жителей области остается пенсия. Наиболее тяжелым становится материальное положение пенсионеров в возрасте 61 - 65 лет, что связано с падением уровня доходов в связи с выходом на пенсию мужчин, и в возрасте 71 - 75 лет, когда резко возрастает доля одиноких пожилых. Сокращается численность работающих пенсионеров.
Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета реально ограничивается возрастными нарушениями здоровья, отсутствием у большинства пенсионеров собственности, позволяющей получать доходы.
Восприятие пожилыми людьми экологических, социально экономических факторов как угрозы здоровью и благополучию приводит их в число мигрантов. Численность пенсионеров по старости среди беженцев и вынужденных переселенцев достигает 15,64 % от их общего числа. Около половины из них - одинокие пожилые люди, которые не в состоянии самостоятельно обустроиться на новом месте жительства и вследствие этого нуждаются в социальном патронаже.
Новые реальности требуют пристального внимания к лицам без определенного места жительства и занятий, среди которых 15 - 20 процентов составляют пожилые люди. Лишенные жилья, постоянного дохода и прочных социальных связей, они пополняют беднейшие слои населения, оказываются носителями повышенной санитарно эпидемиологической опасности и в своем большинстве криминогенно активны.
Анализ положения пожилых людей по социально - демографическим и экономическим характеристикам свидетельствует о наличии основных проблем пожилых граждан области: неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения.
2000 - 2006 годы будут характеризоваться дальнейшими изменениями возрастной структуры населения. Доля лиц пожилого возраста предполагается стабильно высокой. В связи с этим многообразие и сложность социальных проблем, обусловленных старением населения области, имеют долгосрочный характер.
Высокая численность пенсионеров области приводит к усилению их роли в социальном развитии, повышению требований в отношении предоставления социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности.
Среди мер, способствующих усилению социальной защиты пожилых граждан, можно отметить положения федеральных законов "О ветеранах", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О погребении и похоронном деле", указов Президента Российской Федерации по жизненно важным для пожилых людей вопросам, мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения.
Однако острота проблем пожилых людей сохраняется и требует принципиальных решений и целенаправленных действий государственных органов по упрочению социальной защищенности граждан старших возрастных групп (пожилые, старые, долгожители). Решение такого рода задач возможно лишь в рамках федеральной целевой программы с применением комплексного подхода.
В основу разработки Программы были положены следующие основные принципы: предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей; содействие практической реализации прав и законных интересов пожилых граждан; дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение; адресность при предоставлении социальной поддержки с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни; развитие взаимодействия между поколениями в семье и обществе; содействие созданию и эффективному функционированию объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процессе социального развития; учет изменений в структуре населения в социальной политике и практике.
Основной целью Программы является формирование взаимоувязанных организационных, правовых, социально - экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан старшего поколения и упрочению их социальной защищенности с учетом современной социально - демографической и социально экономической ситуации.
Приложение
к Целевой Программе "Старшее поколение"
Перечень
мероприятий целевой программы "Старшее поколение"
Тверской области на 2001 год
+--------------------------------------------------------------------------------------+
¦ Мероприятия ¦ Исполнители ¦ Источники финансирования, тыс. руб. ¦
¦ ¦ +--------------------------------------¦
¦ ¦ ¦Федера-¦Област-¦Местный¦Средс-¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦льный ¦ной ¦ бюджет¦тва ¦ ¦
¦ ¦ ¦бюджет ¦бюджет ¦ ¦фондов¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-------+-------+-------+------+-------¦
¦1. Оказывать содействие в¦Управление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦создании, оснащении и¦социальной защиты¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обеспечении функционирования¦населения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нестационарных учреждений¦комитет по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦социального обслуживания (с¦занятости, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учетом выявления потребности¦администрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в них и определения основных¦районов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦направлений обслуживания¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лиц, нуждающихся в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦соцзащите): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- территориальных центров¦ ¦ - ¦ - ¦ 3554,0¦ - ¦ 3554,0¦
¦социального обслуживания; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- территориальных служб¦ ¦ - ¦ - ¦ 1000,0¦ - ¦ 1000,0¦
¦срочной социальной помощи; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- отделений соцпомощи на¦ ¦ - ¦ - ¦10200,0¦ - ¦10200,0¦
¦дому; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- специализированных¦ ¦ 200,0¦ 400,0¦14383,0¦ 500,0¦15483,0¦
¦отделений (домов) Милосердия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-------+-------+-------+------+-------¦
¦2. Осуществить мероприятия по¦Управление соц.¦ - ¦ - ¦ 250,0¦ 150,0¦ 400,0¦
¦расширению и укреплению¦укреплению защиты¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦материально - технической¦населения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦базы учреждений, занимающихся¦общественные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работой с пожилыми людьми:¦организации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оказывать содействие в работе¦комитет культуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦центров - клубов для пожилых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦людей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-------+-------+-------+------+-------¦
¦3. Осуществить меры по¦Управление соц.¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦оказанию государственной¦укреплению защиты¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поддержки социальной¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦деятельности, осуществляемой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦общественным объединениями,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и расширению сферы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦взаимодействия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦государственных структур и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦общественных объединений по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦удовлетворению запросов и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦потребностей пожилых людей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-------+-------+-------+------+-------¦
¦4. Организовывать и проводить¦Управление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦акции, привлекающие внимание¦социальной защиты¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦к проблемам пожилых людей и¦населения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦инвалидов, нуждающихся и¦администрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦социальной защите: ¦городов и районов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- День пожилых людей, ¦ ¦ - ¦ 200,0¦ 150,0¦ 150,0¦ 500,0¦
¦- День инвалидов ¦ ¦ - ¦ 150,0¦ 150,0¦ 100,0¦ 400,0¦
+-----------------------------+-----------------+-------+-------+-------+------+-------¦
¦5. Осуществлять контроль за¦Органы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строительством, реновацией и¦исполнительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оборудованием зданий и¦власти, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сооружений различной¦департамент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦типологической принадлежности¦здравоохранения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦с учетом потребностей пожилых¦управление соц.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦людей ¦защиты населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-------+-------+-------+------+-------¦
¦6. Подготовить предложения -¦Отдел по труду,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рекомендации по расчетам¦управление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦прожиточного минимума¦соцзащиты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пенсионеров с учетом¦населения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦изменения структуры¦комитет по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦потребительских расходов¦статистике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦населения и введению расчетов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦величины прожиточного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦минимума для пенсионеров¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦различных возрастных групп ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-------+-------+-------+------+-------¦
¦7. Отделам департамента¦Департамент ФГСЗН¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦проводить работу,¦по Тверской¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦направленную на¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦взаимодействие органов службы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦занятости с работодателями по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦подбору подходящей работы и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦формирования банка вакансий¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦для пенсионеров, желающих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продолжить трудовую¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦деятельность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-------+-------+-------+------+-------¦
¦8. Укрепление материально -¦Управление соц.¦ - ¦15000,0¦ - ¦ - ¦15000,0¦
¦технической базы областных¦защиты населения,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦стационарных учреждений,¦департамент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦проведение капитального и¦финансов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦текущего ремонтов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-------+-------+-------+------+-------¦
¦9. Обеспечить санитарным¦Департамент ¦ 750,0¦ 750,0¦ 600,0¦ - ¦ 2100,0¦
¦автотранспортом дома -¦финансов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦интернаты для престарелых и¦управление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦инвалидов, дома и отделения¦социальной защиты¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Милосердия, Центры¦населения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦социального обслуживания в¦администрация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦районах и городах области ¦муниципальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-------+-------+-------+------+-------¦
¦10. Открыть отделение¦Управление ¦ 50,0¦ 150,0¦ - ¦ 50,0¦ 250,0¦
¦реабилитации инвалидов на 10¦социальной защиты¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мест на базе областного¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦протезно - ортопедического¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предприятия в г. Твери ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-------+-------+-------+------+-------¦
¦11. Реконструкция и¦Управление ¦ 1300,0¦ 1300,0¦ - ¦ 100,0¦ 2700,0¦
¦техническое перевооружение¦социальной защиты¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦протезно - ортопедического¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предприятия в г. Твери ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-------+-------+-------+------+-------¦
¦12. Организация социально -¦Управление ¦ 2000,0¦ 2000,0¦ - ¦ 500,0¦ 4500,0¦
¦реабилитационного Центра для¦социальной защиты¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пожилых людей в г. Твери с¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦курсовой базой по обучению¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦инвалидов вождению транспорта¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и стационар на 30 мест ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-------+-------+-------+------+-------¦
¦13. Провести работу по¦Управление соц.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦определению потребности в¦защиты населения,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦специалистах социальной¦управление по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сферы, обеспечивающих¦труду и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предоставление помощи и услуг¦социальному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гражданам старшего поколения ¦развитию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-------+-------+-------+------+-------¦
¦14. Организовать подготовку¦Департамент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦специалистов для отраслей¦образования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦социальной сферы по работе с¦управление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пожилыми людьми в рамках¦социальной защиты¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦специальности "Социальная¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работа" в Тверском¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦государственном университете ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- по социальной геронтологии,¦ ¦ - ¦ 10,0¦ - ¦ 10,0¦ 20,0¦
¦- по специализации¦ ¦ - ¦ 10,0¦ - ¦ 10,0¦ 20,0¦
¦"Социальные проблемы граждан¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦старшего поколения" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-------+-------+-------+------+-------¦
¦15. Организовать¦Управление ¦ - ¦ 15,0¦ 5,0¦ 10,0¦ 30,0¦
¦последипломное обучение¦социальной защиты¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(усовершенствование) врачей -¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦специалистов различного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦профиля и среднего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦медицинского персонала по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦геронтологии и гериатрии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-------+-------+-------+------+-------¦
¦16. Организовать и провести: ¦Администрация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- семинар с руководителями¦области, учебно -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦местных органов¦кадровый центр ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦исполнительной власти¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦"Старшее поколение: проблемы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и пути их решения" (название¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦условное); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- спецкурс по проблемам¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦старения населения,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обеспечения социальной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦защищенности пожилых людей с¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦социальными и медицинскими¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работниками учреждений¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦системы социальной защиты¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦населения области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-------+-------+-------+------+-------¦
¦17. Выпустить информационно -¦Управление ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 15,0¦ 15,0¦
¦методический сборник "Старшее¦социальной защиты¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поколение" из опыта работы¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тверской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------------+-------+-------+-------+------+-------¦
¦Всего по программе: ¦ ¦ 4300,0¦19985,0¦30292,0¦1595,0¦56172,0¦
+--------------------------------------------------------------------------------------+
18. Считать непременным условием обеспечения действенности Программы непосредственное участие общественных организаций, действующих в интересах пожилых людей, в разработке и осуществлении всех законодательных актов, относящихся к сфере жизнеобеспечения пожилого населения области.
Ввести в составы фондов, комитетов, комиссий, других организаций, осуществляющих социальную политику, представителей общественных структур, занимающихся проблемами людей старшего поколения, наделив их соответствующими полномочиями.
19. Рекомендовать местным органам исполнительной власти рассмотреть вопрос о необходимости создания службы обмена жилья для пенсионеров, предусмотрев льготное оформление документации.