АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 01 сентября 2008 года N 269-па
Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области "Сохранение памятников и традиций народного деревянного зодчества Тверской области на 2009-2011 годы"
(Утратил силу: постановлением Администрации от 15.06.2010 N 284-па НГРru69000201000382)
(Изменения:
постановление Администрации от 07.08.2009 N 340-па НГРru69000200900453)
В соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 04.03.2008 N 49-па "О Порядке разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Тверской области и проведения оценки эффективности их реализации" (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Тверской области от 26.08.2008 N 243-па) Администрация Тверской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу Тверской области "Сохранение памятников и традиций народного деревянного зодчества Тверской области на 2009-2011 годы" (прилагается).
2. Определить:
2.1. администратором (государственным заказчиком-координатором) долгосрочной целевой программы Тверской области "Сохранение памятников и традиций народного деревянного зодчества Тверской области на 2009-2011 годы" департамент культуры Тверской области;
{п. 2.1 в редакции постановления Администрации от 07.08.2009 N 340-па}
2.2. государственными заказчиками долгосрочной целевой программы Тверской области (далее - госзаказчики ДЦП):
- департамент культуры Тверской области;
- департамент строительного комплекса Тверской области;
- департамент образования Тверской области;
- комитет по туризму, курортам и международным связям Тверской области;
- комитет по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.
{п. 2.2. в редакции постановления Администрации от 07.08.2009 N 340-па}
3. Департаменту культуры Тверской области:
3.1. по результатам полугодия, в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять полугодовой и годовой отчеты о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Сохранение памятников и традиций народного деревянного зодчества Тверской области на 2009-2011 годы" в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области;
{п. 3.1. в редакции постановления Администрации от 07.08.2009 N 340-па}
3.2. обеспечить периодичность (не менее двух раз в год) размещения сведений о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Сохранение памятников и традиций народного деревянного зодчества Тверской области на 2009-2011 годы" в сети Интернет на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Тверской области с 2009 года.
4. Госзаказчикам ДЦП по результатам полугодия, в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно в срок не позднее 20 марта года, следующего за отчетным, представлять полугодовой и годовой отчеты о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Сохранение памятников и традиций народного деревянного зодчества Тверской области на 2009-2011 годы" в комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области.
{п. 4. в редакции постановления Администрации от 07.08.2009 N 340-па}
5. Управлению информатизации аппарата Губернатора Тверской области (Гришин Ф.В.) обеспечить размещение долгосрочной целевой программы Тверской области "Сохранение памятников и традиций народного деревянного зодчества Тверской области на 2009-2011 годы" и сведений о ее реализации на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Тверской области.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Тверской области Пищулину О.И.
Отчет об исполнении постановления представлять ежегодно в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.
7. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года, подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Тверской области.
Губернатор области Д.В.Зеленин
{Приложение в редакции постановления Администрации от 07.08.2009 N 340-па}
Наименование пр ограммы | Долгосрочная целевая программа Тверской области "Сохранение памятников и традиций народного деревянного зодчества Тверской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа) |
Администратор Программы | Департамент культуры Тверской области |
Дата утверждения Программы | 01.09.2008 |
Стратегические цели и/или тактические задачи Программы с указанием ведомственной целевой программы (или ведомственных целевых программ), в рамках которой(ых) планируется их достижение. | Стратегическая цель Программы - сохранение памятников и традиций народного деревянного зодчества Тверской области путем вовлечения их в современный социально-культурный и хозяйственный оборот. |
Сроки реализации Программы | 2009-2011 годы |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - увеличение выявленных и зафиксированных памятников деревянного зодчества к уровню 2008 года на 40 единиц; |
Объемы и источники финансирования (в разрезе годов кодов разделов и подразделов классификации расходов бюджета области) с указанием объемов финансирования по ведомственным целевым программам | Общий объем финансирования Программы составляет: 85 100,5 |
Основные механизмы реализации Программы | Ответственным за реализацию Программы является государственный заказчик-координатор - департамент культуры Тверской области. Главными распорядителями средств областного бюджета Тверской области Программы являются государственный заказчик - координатор, государственные заказчики, ответственные за реализацию мероприятий Программы. |
Основные механизмы мониторинга реализации Программы | Мониторинг реализации Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором, который с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств проводит анализ затрат по программным мероприятиям, оценку механизма ее реализации, а также уточняет состав исполнителей. В случае необходимости вносит в установленном порядке предложения о корректировке Программы. |
I. Характеристика проблем
Русь с древнейших времен была страной дерева, особенно ее северные регионы, включавшие и тверские земли, на которых раскинулся Оковский лес - древний лесной массив, впервые упомянутый в летописной "Повести временных лет". Жилые постройки, бани, амбары, риги, водяные и ветряные мельницы, часовни и церкви, оборонительные сооружения и целые города сооружались здесь из дерева.
Особенность географического расположения Тверской области, ее контакты с соседними регионами отразились и на народном деревянном зодчестве самой уязвимой части архитектурного наследия. Здесь прослеживаются черты новгородской, вологодской, ярославской, московской, смоленской культур. Особое место занимает культура карел, переселившихся из Западного Приладожья на тверские земли в XVII веке после заключения между Россией и Швецией Столбовского мира, по которому часть Карелии отошла к Швеции.
По официальной статистике, которая велась исключительно по объектам религиозного назначения, в тверском крае насчитывалось культовых деревянных построек в 1901 году - 196 церквей, 745 часовен. По материалам списка памятников Калининской области 1937-1949 годов на ее территории на учете состояло 110 деревянных церквей и часовен, построенных в XVII-XVIII веках.
Первое комплексное обследование территории Калининской области было проведено в 1960-1980 годах специалистами Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината Министерства культуры СССР (главный архитектор проекта Альтшуллер Б.Л., старший архитектор Галашевич А.А., техник Якубени Е.А.), результаты обследования были обобщены в так называемых Материалах первичного учета, выявленные памятники были затем паспортизированы, но далеко не все, так как значительная их часть считалась в силу своего "позднего происхождения" не имеющей исторической и архитектурной ценности. По данным материалам на территории Калининской области деревянных культовых сооружений было учтено и поставлено на государственную охрану церквей - 58, часовен - 72, всего - 130 объектов. Из них прошли паспортизацию как памятники истории и культуры 84 объекта: церквей - 50, часовен - 34.
В 1998-1999 годах по Гранту Президента Российской Федерации коллективом под руководством Кустова В.А. было проведено обследование и выявление памятников культовой деревянной архитектуры Тверской области. Обследовались объекты, состоящие на государственной охране и первичном учете. В результате обследования были получены сведения о существующих и утраченных объектах и степени технического состояния. В частности:
- выявлены утраченные объекты в количестве: памятники, состоящие на государственном учете или государственной охране, - 26 (в том числе церквей - 9, часовен - 17), памятники, не состоящие на государственном учете и государственной охране (первичный учет), - 25 (в том числе церквей 11, часовен 14). Всего утрачен - 51 объект;
- проведен мониторинг состояния сохранившихся объектов: состоящие на государственном учете или государственной охране - 66 (в том числе церквей - 30, часовен - 36), не состоящие на государственном учете и государственной охране (первичный учет) - 13 (в том числе церквей - 8, часовен - 5), вновь выявленные - 8 (в том числе церквей - 2, часовен - 6). Всего - 87 объектов.
В результате проведенного обследования было констатировано преимущественно неудовлетворительное или предаварийное состояние памятников деревянного культового зодчества Тверской области. Выполненные материалы дают реальное представление по наличию и техническому состоянию памятников культовой деревянной архитектуры на начало 2000 года.
По гражданским и хозяйственным объектам, предлагаемым генеральным планом архитектурно-этнографического музея в селе Василево Торжокского района (1990 г.) к перевозке в музей из сельских населенных пунктов, информации на настоящий момент нет.
В 2000-2006 годах обследование состояния и мониторинг объектов традиционной деревянной архитектуры (церкви и часовни) Тверской области не проводился.
Первой проблемой, на решение которой направлена данная Программа, является отсутствие на сегодняшний день достоверной информации и реального представления о наличии и техническом состоянии памятников деревянного зодчества.
Основные направления работы в рамках данной Программы:
- проведение экспедиций с целью выявления и фиксации памятников деревянной архитектуры северо-восточной части Тверской области;
- формирование банка данных по объектам деревянной архитектуры о состоянии объекта, пользователе, форме собственности, выполненных ремонтно-реставрационных работах.
Без принятия комплексных мер по сохранению деревянного зодчества, из-за недолговечности материала эта уникальная часть национальной культуры обречена на исчезновение в ближайшее время.
На настоящий момент следует констатировать, что практически все объекты архитектурно-этнографического музея в селе Василево находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, а более половины - в предаварийном и аварийном (этого легко можно было бы избежать при проведении своевременного ремонта деревянных крыш). Небольшое количество сохранившихся культовых объектов требует проведения незамедлительных противоаварийных работ.
В частности таких сооружений, как ветряные мельницы, на территории Тверской области, возможно, вообще не осталось. По последней информации периода 1995 года, их оставалось три - четыре. Водяные мельницы на территории Тверской области в настоящее время утрачены все, если не считать остатки конструкций нескольких плотин.
Картину прогрессирующих утрат памятников культовой деревянной архитектуры по Тверской области можно проиллюстрировать диаграммой:
Аварийное состояние объектов деревянного зодчества, выпадение объектов из хозяйственно-экономического оборота является второй проблемой, которую необходимо решить в рамках данной Программы.
С этой целью необходимо выполнение ремонтно-реставрационных работ на объектах деревянного зодчества, находящихся на территории архитектурно-этнографического музея под открытым небом в селе Василево, и на культовых объектах деревянного зодчества Тверской области.
Отсутствие на территории Тверской области на сегодняшний день полноценных музеев деревянного зодчества является еще одной проблемой, решаемой данной Программой.
В 1973-1974 годах авторским коллективом в составе кандидата архитектуры Ополовникова А.В, архитектора Кустова А.И и искусствоведа Шургина И.Н. по результатам рекогносцировочных выездов был разработан эскизный проект первого генерального плана Калининского областного архитектурно-этнографического музея под открытым небом в селе Василево Торжокского района. 13 декабря 1976 года Калининским облисполкомом было принято решение о создании архитектурно-этнографического музея под открытым небом, а 17 мая 1977 года принято решение об отводе земельного участка под музей. К 1978 году архитектором Кустовым А.И. был разработан первый генеральный план музея и перевезен первый экспонат музея - Преображенская церковь (1732 г.) из села Спас-на-Сози Калининского района. К перевозке на территорию музея предварительно было запланировано 22 объекта, предполагаемых к размещению в соответствии с генпланом в четырех зонах - северной, западной и зоны переселения карел, южной и восточной. По результатам экспедиционных обследований территории Тверской области к 1982 году на территорию музея перевезено 10 объектов, в том числе две церкви, пожарное депо, ветряная и водяная мельницы, жилые дома и хозяйственные постройки.
С 1985 года по 1990 год разработку генерального плана и проведение комплексного обследования территории Тверской области осуществлял исторический факультет Горьковского госуниверситета под руководством кандидата исторических наук Васильева Ф.В. По результатам экспедиционного обследования в период 1985-1990 годов был разработан новый генеральный план (с учетом первого генерального плана), предполагавший в своей структуре уже шесть зон: восточную, северную, селигерскую, карельскую, южную и пеновскую. Разработаны генеральные планы карельской и восточной зон музея. В результате на территории музея должно было располагаться 80 объектов различного назначения. Уже в то время констатировалось, что имеющейся территории музея не достаточно для размещения запланированных к перевозке построек. Генеральный план не был согласован в установленном порядке (отклонен от согласования на доработку письмом Главного управления охраны, реставрации и использования памятников Министерства культуры РСФСР от 26.12.1989 N 14-26/50с).
На сегодняшний день территория музея не имеет охраны, на нее открыт свободный доступ как для граждан, так и для проезда транспорта (результат - проявление вандализма по отношению к объектам: взломы, граффити на стенах). Территория музея не укомплектована объектами для организации полноценной экспозиции. Более того, имеющегося земельного участка, находящегося в пользовании музея, не хватает для размещения экспозиции, предполагаемой к организации как на первом этапе формирования музея в 1970 годах, так и в начале 1990 годов. Реализация неутвержденного генерального плана 1989 года невозможна по причине утраты многих экспонатов, уже перевезенных на его территорию (дома, мельница), утраты объектов, запланированных к перевозке (дома из села Есиновичи и т.д.), а также с учетом того факта, что к перевозке были запланированы объекты, на момент обследования находившиеся в неудовлетворительном и предаварийном состоянии и на настоящий момент отсутствует какая-либо информация об их состоянии (вероятность утраты - 90%).
Кроме того, площадь территории музея, которая составляет вместе с территорией усадьбы Василево 21,7 га, недостаточна для размещения запланированных к перевозке в 1989 году объектов (всего 80 единиц). В том числе и для размещения центра по обучению плотничному ремеслу, который крайне необходимо организовать именно на базе музея для обеспечения не только процесса обучения, но и для регулярного проведения текущих ремонтных работ на объектах-экспонатах.
Для решения данной проблемы необходимы:
- разработка концепции развития музея;
- натурное обследование территории;
- разработка генерального плана музея и его утверждение;
- временная сборка памятников деревянного зодчества, выявленных в процессе обследования.
Перспективным направлением в рамках данной Программы является создание филиалов архитектурно-этнографического музея Тверской области в районах Тверской области. Например, в населенных пунктах, имеющих памятники деревянного зодчества, которые не подлежат перевозке по объективным причинам, расположены на местах традиционных туристических маршрутов и уникальны для Тверской области и России, такие, как ярусная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1694 г.) в Ширковом погосте Пеновского района, являющаяся единственной постройкой такого типа в мире.
Отсутствие кадров реставраторов по объектам деревянного зодчества является следующей проблемой, решаемой в рамках данной Программы.
Чтобы решить ее, предлагается: