Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие сферы культуры Тверской области на 2009-2014 годы"

Паспорт долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие сферы культуры Тверской области на 2009-2011 годы"


{паспорт программы в редакции

постановления Администрации от 14.08.2009 N 351-па

постановления Администрации от 21.12.2009 N 543-па,

постановления Администрации от 16.03.2010 N 101-па

постановления Администрации от 24.06.2010 N 300-па

постановление Администрации от 29.09.2010 N 464-па

постановления Администрации от 18.10.2010 N 497-па

постановления Администрации от 25.04.2011 N 171-па

постановления Правительства от 18.10.2011 N 100-пп

постановления Правительства от 23.12.2011 N 260-пп

постановления Правительства от 19.06.2012 N 328-пп

постановления Правительства от 07.08.2012 N 473-пп}

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа "Развитие сферы культуры Тверской области на 2009-2014 годы" (далее - Программа)

Администратор Программы (государственный заказчик-координатор)

Комитет по делам культуры Тверской области

Дата утверждения Программы

01.09.2008

Стратегическая цель и тактические задачи Программы с указанием ведомственной целевой программы, в рамках которой планируется их достижение.

Стратегическая цель - обеспечение равного доступа жителей Тверской области к культурным ценностям, создание условий для дальнейшего развития творческих способностей, участие в культурной жизни.
 Тактические задачи:
 1.  Сохранение единого культурного пространства России путем реализации проектов сферы культуры Тверской области международного, всероссийского и регионального уровней, создания условий для сохранения и развития культурного и духовного наследия.
 2.  Развитие кадрового потенциала.
 3.  Сохранение и рациональное использование культурного и исторического наследия.
 4.  Обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни.
 5.  Информационное обеспечение развития сферы культуры.
 6.  Реализация проектов, посвященных празднованию  65-летия Победы в Великой Отечественной войне  1941-1945 гг.
 Достижение стратегической цели и решение тактических задач планируется в рамках ведомственной целевой программы "Культура Тверской области"

Сроки реализации Программы

2009-2014 годы

Ожидаемые результаты реализации Программы

-  Удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры, - 227%;

 -  уровень удовлетворенности населения Тверской области деятельностью в сфере культуры - 50%;

 -  количество мероприятий сферы культуры международного, всероссийского и областного  уровней - 39 ед.;

 -  количество введенных в эксплуатацию объектов сферы культуры Тверской области в рамках Программы -  1 ед.;

 -  количество созданных произведений монументального искусства - 3 ед.;

 -  количество посетителей мероприятий сферы культуры, проведенных государственными учреждениями культуры -  755 тыс. чел.;

 -  удельный вес работников культуры, прошедших повышение квалификации и профессиональную подготовку, - 11%;

 -  удельный вес детей и подростков, занимающихся в системе художественного образования, - 11,7%;

 -  количество стипендиатов Губернатора Тверской области (студенты образовательных учреждений сферы культуры, учащиеся учреждений дополнительного образования в сфере культуры, участники любительских формирований) - 65 чел.;

 -  количество посетителей библиотек -  527 тыс. чел.;

 -  количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек  на 1 тыс. человек населения - 220 ед.;

 -  количество посетителей музейных экспозиций, выставок и других культурных мероприятий -  385 тыс. чел.;

 -  число участников любительских формирований самодеятельного народного творчества - 44 020 чел.;

 -  уровень удовлетворенности населения Тверской области проведением мероприятий, посвященных празднованию юбилея Победы, - 70%

Объемы и источники финансирования  (в разрезе годов и кодов разделов и подразделов классификации расходов бюджета области) с указанием объемов финансирования по ведомственной целевой программе

Общий объем финансирования Программы на 2009 -  2014 годы - 282 434,2 тыс. руб., в том числе за счет средств областного бюджета Тверской области – 282 434,2 тыс. руб.:
 2009 год - 32 860,0 тыс. руб.
 08 01 - 32 860,0 тыс. руб.
   2010 год - 53 789,0  тыс. руб.
 08 01 - 53 789,0  тыс. руб.
   2011 год - 125 120,7 тыс. руб.
 08 01 - 125 120,7 тыс. руб.
   2012 год - 23 953,5 тыс. руб.
 08 01 - 23 953,5 тыс. руб.
   2013 год - 23 355,5 тыс. руб.
 08 01 - 23 355,5 тыс. руб.
   2014 год - 23 355,5 тыс. руб.
 08 01 - 23 355,5 тыс. руб.

Основные механизмы реализации Программы

В реализации мероприятий Программы принимают участие Комитет по делам культуры Тверской области, Министерство строительства Тверской области, государственные учреждения Тверской области, находящиеся в ведении Комитета по делам культуры Тверской области, государственное казенное учреждение Тверской области "Тверьоблстройзаказчик", организации, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
 Мероприятия Программы реализуются в соответствии с законодательством.

Основные механизмы мониторинга реализации Программы

В течение всего периода реализации Программы департаментом культуры Тверской области осуществляется полугодовой и ежегодный мониторинги реализации Программы путем составления отчетов о ее реализации.
 Полугодовой мониторинг реализации Программы осуществляется по результатам первого полугодия путем представления администратором Программы в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Министерство финансов Тверской области, Министерство экономического развития Тверской области, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций данных, которые могут формироваться с периодичностью один раз в полугодие, в виде отчета о реализации Программы за полугодие.
 Ежегодный мониторинг осуществляется путем представления администратором Программы в Министерство экономического развития Тверской области, Министерство финансов Тверской области, комитет внутренней политики, Тверской области, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, годового отчета о реализации Программы.
 Государственный заказчик-координатор Программы определяет показатели степени достижения ожидаемых конечных результатов с разбивкой по кварталам.
 Исполнители мероприятий ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют отчет государственному заказчику-координатору Программы о степени достижения конечных результатов Программы

{табл. в редакции постановления Правительства от 20.11.2012 N 711-пп} I. Характеристика проблем

Большое внимание со стороны Правительства Российской Федерации и органов государственной власти Тверской области стало уделяться актуальным проблемам развития отрасли культуры, вопросам законодательной базы для защиты позиций отрасли, нормативно-правовому обеспечению, региональным аспектам культурной политики. Несмотря на это в отрасли существует достаточно широкий круг проблем, требующих решения.

Культурная политика тверского региона направлена как на сохранение культурного потенциала Тверской области, ее самобытности, так и на формирование образа территории.

Программа разработана с целью развития системы программно-целевого управления, расширения применения в бюджетном процессе методов долгосрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, исходя из реализации установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа эффективности использования бюджетных средств. Программа базируется на основе достигнутых результатов в отрасли "Культура" за последние годы.

Проведенный анализ состояния отрасли и определение приоритетных направлений дальнейшего развития культуры Тверской области позволяют определить стратегическую цель - обеспечение равного доступа жителей Тверской области к культурным ценностям, создание условий для дальнейшего развития творческих способностей, участие в культурной жизни.

Единая культурная политика Тверской области находится в русле ориентиров, определенных Министерством культуры Российской Федерации на среднесрочную перспективу, Посланием Президента Федеральному Собранию и Посланием Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области.

Важным направлением деятельности департамента культуры Тверской области является повышение инвестиционной привлекательности и культурного имиджа тверского региона, увеличение числа проводимых культурно-массовых мероприятий одновременно с повышением качества их подготовки и художественной ценности.

Сохранение и развитие театрально-концертной и гастрольной деятельности является главным условием для сохранения культурного пространства России на территории Тверской области и формирования толерантных межнациональных отношений. В этой области необходима серьезная поддержка культурно-художественной деятельности и проектов, направленных на пропаганду признанных образцов российской культуры в Тверской области, а также продвижение перспективных культурно-художественных проектов на международные культурные площадки. Особое внимание должно быть уделено укреплению традиций регионального культурного сообщества путем проведения ежегодных общественно значимых и социально-культурных мероприятий, сельских, городских, всероссийских и международных фестивалей и конкурсов, государственных и местных праздников. Необходимо активнее участвовать в межрегиональных и международных форумах и конкурсах с целью демонстрации достижений творческих самодеятельных и профессиональных коллективов и деятелей искусств Тверской области.

Для сохранения единого культурного пространства и активизации систематической гастрольной деятельности областных театральных и концертных учреждений необходимо взаимодействие органов местного самоуправления с областными театрами. В свою очередь и органы местного самоуправления должны активно содействовать проведению гастрольной деятельности.

Без поддержки и развития кадрового потенциала работа всей отрасли не может считаться успешной. В Тверской области работают 3 средних специальных учебных заведения культуры и искусства и 67 школ начального художественно-эстетического образования, деятельность данных учебных заведений координирует учебно-методический центр учебных заведений культуры и искусства.

В настоящее время наблюдается снижение престижа профессии работника культуры. Основным сдерживающим фактором развития реформирования отрасли является проблема профессиональной компетенции кадров. Анализ состояния кадрового потенциала отрасли позволил обозначить следующие проблемы: руководители органов управления культуры муниципальных образований Тверской области и руководители учреждений культуры муниципальных образований Тверской области в подавляющем большинстве имеют непрофильное образование.

По всем видам учреждений культуры наблюдается старение кадров: средний возраст работников учреждений колеблется от 45 до 55 лет и выше. Не хватает узкопрофильных специалистов с высшим образованием.

Процент специалистов культурно-досуговой деятельности с высшим и среднеспециальным образованием определяет 45 место Тверской области среди субъектов Российской Федерации. На 870 сельских клубов - 142 специалиста с высшим образованием, что составляет 10% от общего числа специалистов, работающих на селе. По причине падения престижа профессии и низкой заработной платы в сфере культуры налицо снижение притока профессиональных молодых кадров (средний возраст профессиональных кадров, занятых в учреждениях культуры, превышает 44 года). Проблема кадрового потенциала в Тверской области обусловлена как оттоком выпускников средних специальных учебных заведений в другие регионы Российской Федерации, чаще всего в Москву и Санкт-Петербург, так и тем, что муниципальные образования Тверской области имеют очень слабые возможности создать необходимые условия для молодых специалистов, приезжающих работать на места, кроме того отсутствием жилья, а также низкой заработной платой, которая составляет в среднем около 3,2 тысяч рублей.