{паспорт программы в редакции
постановления Администрации от 14.08.2009 N 351-па
постановления Администрации от 21.12.2009 N 543-па,
постановления Администрации от 16.03.2010 N 101-па
постановления Администрации от 24.06.2010 N 300-па
постановление Администрации от 29.09.2010 N 464-па
постановления Администрации от 18.10.2010 N 497-па
постановления Администрации от 25.04.2011 N 171-па
постановления Правительства от 18.10.2011 N 100-пп
постановления Правительства от 23.12.2011 N 260-пп
постановления Правительства от 19.06.2012 N 328-пп
постановления Правительства от 07.08.2012 N 473-пп}
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа "Развитие сферы культуры Тверской области на 2009-2014 годы" (далее - Программа) |
Администратор Программы (государственный заказчик-координатор) | Комитет по делам культуры Тверской области |
Дата утверждения Программы | 01.09.2008 |
Стратегическая цель и тактические задачи Программы с указанием ведомственной целевой программы, в рамках которой планируется их достижение. | Стратегическая цель - обеспечение равного доступа жителей Тверской области к культурным ценностям, создание условий для дальнейшего развития творческих способностей, участие в культурной жизни. |
Сроки реализации Программы | 2009-2014 годы |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - Удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры, - 227%; |
Объемы и источники финансирования (в разрезе годов и кодов разделов и подразделов классификации расходов бюджета области) с указанием объемов финансирования по ведомственной целевой программе | Общий объем финансирования Программы на 2009 - 2014 годы - 282 434,2 тыс. руб., в том числе за счет средств областного бюджета Тверской области – 282 434,2 тыс. руб.: |
Основные механизмы реализации Программы | В реализации мероприятий Программы принимают участие Комитет по делам культуры Тверской области, Министерство строительства Тверской области, государственные учреждения Тверской области, находящиеся в ведении Комитета по делам культуры Тверской области, государственное казенное учреждение Тверской области "Тверьоблстройзаказчик", организации, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". |
Основные механизмы мониторинга реализации Программы | В течение всего периода реализации Программы департаментом культуры Тверской области осуществляется полугодовой и ежегодный мониторинги реализации Программы путем составления отчетов о ее реализации. |
{табл. в редакции постановления Правительства от 20.11.2012 N 711-пп} I. Характеристика проблем
Большое внимание со стороны Правительства Российской Федерации и органов государственной власти Тверской области стало уделяться актуальным проблемам развития отрасли культуры, вопросам законодательной базы для защиты позиций отрасли, нормативно-правовому обеспечению, региональным аспектам культурной политики. Несмотря на это в отрасли существует достаточно широкий круг проблем, требующих решения.
Культурная политика тверского региона направлена как на сохранение культурного потенциала Тверской области, ее самобытности, так и на формирование образа территории.
Программа разработана с целью развития системы программно-целевого управления, расширения применения в бюджетном процессе методов долгосрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, исходя из реализации установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа эффективности использования бюджетных средств. Программа базируется на основе достигнутых результатов в отрасли "Культура" за последние годы.
Проведенный анализ состояния отрасли и определение приоритетных направлений дальнейшего развития культуры Тверской области позволяют определить стратегическую цель - обеспечение равного доступа жителей Тверской области к культурным ценностям, создание условий для дальнейшего развития творческих способностей, участие в культурной жизни.
Единая культурная политика Тверской области находится в русле ориентиров, определенных Министерством культуры Российской Федерации на среднесрочную перспективу, Посланием Президента Федеральному Собранию и Посланием Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области.
Важным направлением деятельности департамента культуры Тверской области является повышение инвестиционной привлекательности и культурного имиджа тверского региона, увеличение числа проводимых культурно-массовых мероприятий одновременно с повышением качества их подготовки и художественной ценности.
Сохранение и развитие театрально-концертной и гастрольной деятельности является главным условием для сохранения культурного пространства России на территории Тверской области и формирования толерантных межнациональных отношений. В этой области необходима серьезная поддержка культурно-художественной деятельности и проектов, направленных на пропаганду признанных образцов российской культуры в Тверской области, а также продвижение перспективных культурно-художественных проектов на международные культурные площадки. Особое внимание должно быть уделено укреплению традиций регионального культурного сообщества путем проведения ежегодных общественно значимых и социально-культурных мероприятий, сельских, городских, всероссийских и международных фестивалей и конкурсов, государственных и местных праздников. Необходимо активнее участвовать в межрегиональных и международных форумах и конкурсах с целью демонстрации достижений творческих самодеятельных и профессиональных коллективов и деятелей искусств Тверской области.
Для сохранения единого культурного пространства и активизации систематической гастрольной деятельности областных театральных и концертных учреждений необходимо взаимодействие органов местного самоуправления с областными театрами. В свою очередь и органы местного самоуправления должны активно содействовать проведению гастрольной деятельности.
Без поддержки и развития кадрового потенциала работа всей отрасли не может считаться успешной. В Тверской области работают 3 средних специальных учебных заведения культуры и искусства и 67 школ начального художественно-эстетического образования, деятельность данных учебных заведений координирует учебно-методический центр учебных заведений культуры и искусства.
В настоящее время наблюдается снижение престижа профессии работника культуры. Основным сдерживающим фактором развития реформирования отрасли является проблема профессиональной компетенции кадров. Анализ состояния кадрового потенциала отрасли позволил обозначить следующие проблемы: руководители органов управления культуры муниципальных образований Тверской области и руководители учреждений культуры муниципальных образований Тверской области в подавляющем большинстве имеют непрофильное образование.
По всем видам учреждений культуры наблюдается старение кадров: средний возраст работников учреждений колеблется от 45 до 55 лет и выше. Не хватает узкопрофильных специалистов с высшим образованием.
Процент специалистов культурно-досуговой деятельности с высшим и среднеспециальным образованием определяет 45 место Тверской области среди субъектов Российской Федерации. На 870 сельских клубов - 142 специалиста с высшим образованием, что составляет 10% от общего числа специалистов, работающих на селе. По причине падения престижа профессии и низкой заработной платы в сфере культуры налицо снижение притока профессиональных молодых кадров (средний возраст профессиональных кадров, занятых в учреждениях культуры, превышает 44 года). Проблема кадрового потенциала в Тверской области обусловлена как оттоком выпускников средних специальных учебных заведений в другие регионы Российской Федерации, чаще всего в Москву и Санкт-Петербург, так и тем, что муниципальные образования Тверской области имеют очень слабые возможности создать необходимые условия для молодых специалистов, приезжающих работать на места, кроме того отсутствием жилья, а также низкой заработной платой, которая составляет в среднем около 3,2 тысяч рублей.