Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2011 года N 115-пп

Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие здравоохранения Тверской области на 2012-2015 годы"

(Утратил силу:

Постановление Правительства от 10.12.2012 N 752-пп НГРru69000201201327)

г. Тверь

(Изменения:
постановления Правительства от 18.04.2012 N 174-пп НГРru69000201200213
постановление Правительства от 05.06.2012 N 303-пп НГРru69000201200531
постановление Правительства от 21.08.2012 N 495-пп НГРru69000201200879
постановление Правительства от 24.09.2012 N 547-пп НГРru69000201200998
постановление Правительства от 06.11.2012 N 666-пп НГРru69000201201179
постановление Правительства от 11.12.2012 N 759-пп НГРru69000201201334)

С целью улучшения демографической ситуации, повышения доступности и качества медицинской помощи, в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 04.03.2008 N 49-па "О Порядке разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Тверской области и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Тверской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу Тверской области "Развитие здравоохранения Тверской области на 2012-2015 годы" (прилагается).

2. Определить администратором (государственным заказчиком - координатором) долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие здравоохранения Тверской области на 2012-2015 годы" Министерство здравоохранения Тверской области.

3. Министерству здравоохранения Тверской области:

а) по результатам полугодия в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, и ежегодно в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять полугодовой и годовой отчеты о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие здравоохранения Тверской области на 2012-2015 годы" в Министерство финансов Тверской области, Министерство экономического развития Тверской области, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций;

б) обеспечить периодичность (не менее двух раз в год) размещения сведений о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие здравоохранения Тверской области на 2012-2015 годы" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Министерства здравоохранения Тверской области.

4. Признать утратившими силу:

а) постановление Администрации Тверской области от 12.05.2011 N 195-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие здравоохранения Тверской области на 2011-2013 годы";

б) постановление Правительства Тверской области от 22.09.2011 N 48-пп "О внесении изменений в постановление Администрации Тверской области от 12.05.2011 N 195-па".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Тверской области Вержбицкую С.В.

Отчет об исполнении постановления представлять ежегодно в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.

6. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2012 и подлежит официальному опубликованию.

Губернатор области А.В.Шевелев

Приложение
к постановлению Правительства
Тверской области
от 18.10.2011 N 115-пп
{Приложение в редакции:
постановления Правительства от 18.04.2012 N 174-пп
постановления Правительства от 05.06.2012 N 303-пп
постановления Правительства от 21.08.2012 N 495-пп
постановления Правительства от 24.09.2012 N 547-пп
постановления Правительства от 06.11.2012 N 666-пп
постановления Правительства от 11.12.2012 N 579-пп}

Долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие здравоохранения Тверской области на 2012-2015 годы" г. Тверь, 2011 год

Паспорт долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие здравоохранения Тверской области на 2012-2015 годы"


Наименование Программы

Развитие здравоохранения Тверской области на 2012-2015 годы (далее - Программа)

Администратор Программы (государственный заказчик -координатор)

Министерство здравоохранения Тверской области

Дата утверждения  Программы

Стратегические цели и/или тактические задачи  Программы с указанием ведомственной целевой программы (или ведомственных целевых программ), в рамках которой(ых) планируется их достижение

Стратегическая цель 1. Осуществление мероприятий по профилактике заболеваний, формированию здорового образа  жизни, участие в санитарно-гигиеническом просвещении граждан, проживающих на территории Тверской области
 Тактические задачи:
 1.1. предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление заболеваний, а также снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни;

 1.2. организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами.
 Стратегическая цель 2. Создание условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан Тверской области, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Тверской области,  обеспечение  лекарственными препаратами и медицинскими изделиями населения Тверской области
 Тактические задачи:
 2.1. развитие  ресурсного обеспечения медицинских организаций Тверской области в целях организации оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи  населению Тверской области;

 2.2. совершенствование организации оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной,  медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи  населению Тверской области;

 2.3. организация обеспечения населения Тверской области лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями;

 2.4. строительство и реконструкция объектов системы здравоохранения Тверской области в целях организации оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи  населению Тверской области.
 Достижение стратегических целей Программы  планируется в рамках ведомственной целевой программы "Здоровье" Министерства здравоохранения Тверской области на 2012-2015 годы

Сроки реализации  Программы

2012-2015 годы

Ожидаемые результаты реализации Программы

Снижение смертности населения в трудоспособном возрасте (на 100 000 человек населения) с 800,0 до 680,0;

 снижение смертности населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения (на 100 000 человек населения) с 303,7 до 238,5;

 снижение материнской смертности (на 100 000 новорожденных, родившихся живыми) с 20,2 до 6,2;

 снижение младенческой смертности  (на 1 000  человек родившихся) с 8,0 до 6,5;

 снижение смертности населения от злокачественных новообразований (на 100 000 человек населения) с 227,2 до 223,7;

 снижение смертности населения от туберкулеза (на 100 000 человек населения) с 19,6 до 14,8;

 снижение смертности населения от случайного отравления (воздействия) алкоголем (на 100 000 человек населения) с 26,5 до 24,0;

 снижение числа лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами (на 10 000 человек населения), с 54,8 до 26,0;

 увеличение удельного веса группы практически здоровых лиц в общем количестве работающих граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию, в Тверской области (в %) с 22  до 35;

 снижение доли курящих среди взрослого населения  Тверской области (в %) с 50 до 35;

 снижение первичной заболеваемости населения Тверской области болезнями системы кровообращения  (на 100 000 человек населения) с 2 473,8 до 1 900,0;

 снижение заболеваемости населения Тверской области онкологическими заболеваниями  (на 100 000 человек населения) с  428,3  до 412,0;

 снижение заболеваемости населения Тверской области активным туберкулезом (на 100 000 человек населения) с 57 до 47;

 увеличение  количества штатных доноров крови и ее компонентов в  Тверской области (на 1 000 человек населения) с 8 до 18;

 увеличение  степени удовлетворенности населения медицинской помощью (в %) с 24,8  до 57;

 снижение количества коек в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (на 10 000 человек населения) с 97,6 до 83,6;

 уменьшение доли обоснованных жалоб населения Тверской области на лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи, в общем числе жалоб (в %)  с 12  до 4;

 увеличение количества медицинских организаций Тверской области, материально-техническое оснащение которых приведено в соответствие с порядками оказания медицинской помощи (единиц) с 73 до 95

Объемы и источники финансирования
 (в разрезе годов и кодов разделов и подразделов классификации расходов бюджета Тверской области)
 с указанием объемов финансирования
 по ведомственной ц елевой  программе

Общий объем финансирования Программы составляет: 1 795 313,2  тыс. руб.
 В том числе предусмотрено в  ведомственной  целевой  программе:
 2012 г. - 793 219,2 тыс. руб.:
 0901 - 305 116,0 тыс. руб.;

 0902 -  35 000, 0 тыс. руб.;

 0909 -  453 103,2 тыс.  руб.
 2013 г. - 388 909,7 тыс. руб.:
 0901 - 178 594,6 тыс. руб.;

 0909 - 210 315,1 тыс.  руб.
 2014 г. - 361 129,4 тыс. руб.:
 0909 - 361 129,4 тыс.  руб.
 2015 г. - 252 054,9 тыс. руб.:
 0909 - 252 054,9 тыс.  руб.

Основные механизмы реализации Программы

В реализации мероприятий Программы принимают участие Министерство здравоохранения Тверской области, Министерство строительства Тверской области, государственные медицинские организации Тверской области, в отношении которых Министерство здравоохранения Тверской области осуществляет функции и полномочия учредителя, государственное казенное учреждение Тверской области "Тверьоблстройзаказчик", государственное унитарное предприятие  "Тверьоблстройзаказчик".
 Мероприятия Программы реализуются в соответствии с законодательством.

Основные механизмы мониторинга реализации Программы

В течение всего периода реализации Программы Министерством здравоохранения Тверской области осуществляются полугодовой и ежегодный мониторинги реализации Программы путем составления отчетов о ее реализации.
  Полугодовой мониторинг реализации Программы осуществляется по результатам первого полугодия путем представления Министерством здравоохранения Тверской области в срок не позднее 15 чис ла месяца, следующего за отчетным  полугодием, в Министерство финансов Тверской области, Министерство экономического развития Тверской области, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций отчета о реализации Программы за полугодие.
 Ежегодный мониторинг осуществляется путем представления Министерством здравоохранения Тверской области в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, в Министерство финансов Тверской области, Министерство экономического развития Тверской области, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций годового отчета о реализации Программы.
 Министерство здравоохранения Тверской области определяет показатели степени достижения ожидаемых конечных результатов с разбивкой по  полугодиям.
 Исполнители мероприятий один раз в полугодие в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным  полугодием, представляют отчет в Министерство здравоохранения Тверской области о степени достижения конечных результатов

{таблица в редакции:

постановления Правительства от 18.04.2012 N 174-пп

постановление Правительства от 24.09.2012 N 547-пп

постановления Правительства от 06.11.2012 N 666-пп

постановления Правительства от 11.12.2012 N 579-пп}

Раздел I Характеристика проблем

Анализ демографической ситуации и состояния системы здравоохранения


За последние пять лет в Тверской области отмечается улучшение демографической ситуации. По сравнению с 2005 годом продолжительность жизни в 2010 году увеличилась на 3,4 года и составила 65,9 года. Продолжительность жизни мужчин за это время выросла на 4,0 года и составила 58,6 года, у женщин соответственно на 2,1 и 72,5 года.

Показатель общей смертности населения Тверской области хотя и остается высоким, но ежегодно снижается. За последние пять лет снижение составило 12,6 % (с 23,1 ‰ в 2005 году до 20,2 ‰ в 2010 году). По Российской Федерации (далее - РФ) в 2010 году показатель общей смертности населения составил 14,3 ‰, по Центральному федеральному округу (далее – ЦФО) – 15,8 ‰.

Показатель рождаемости за период с 2005 по 2010 год вырос на 18,3 % (с 9,3 ‰ в 2005 году до 11 ‰ в 2010 году). По РФ в 2010 году показатель рождаемости составил 12,6 ‰.

В Тверской области детей в возрасте от 0 до 18 лет - 236 458 человек. Доля детей в популяции составляет 17,7 % (в РФ – 19,9 %).

В регионе сложилась устойчивая динамика снижения младенческой и материнской смертности: к уровню 2005 года младенческая смертность снизилась в 2010 году на 59,7 % (с 13,4 ‰ до 8,0 ‰), по РФ в 2010 году данный показатель составил 7,5 ‰, по ЦФО - 6,6 ‰. Материнская смертность за этот же период снизилась на 33,4 % (с 60,5 до 20,2 на 100 000 новорожденных, родившихся живыми).

Около 40 % всех смертей населения Тверской области приходится на наиболее трудоспособный возраст 25- 64 года. В этом возрасте более 80 % всех смертей обусловлены неинфекционными болезнями и внешними причинами. С начала реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" с 2006 по 2010 год смертность населения Тверской области в трудоспособном возрасте, оставаясь высокой, снизилась на 8,3 % (в РФ - на 6,6 %).

В структуре основных причин смерти на первом месте - болезни системы кровообращения - 63,3 % (1 442,7 на 100 000 человек населения в 2005 году, 1 288,8 – в 2010 году), по РФ данный показатель в 2010 году составил 804,2, по ЦФО - 946,1; на втором месте - новообразования – 12,1% (236,6 на 100 000 человек населения в 2005 году, 227,2 – в 2010 году), по РФ данный показатель в 2010 году составил 206,2, по ЦФО - 239,1; на третьем – несчастные случаи, отравления и травмы - 11,2 % (332,2 на 100 000 человек населения в 2005 году, 211,3 – в 2010 году), по РФ данный показатель в 2010 году составил 145,5; на четвертом - болезни органов пищеварения 4,0 % (87,2 на 100 000 человек населения в 2010 году), по РФ данный показатель в 2010 году составил 64,3; на пятом - болезни органов дыхания 3,6 % (65,3 на 100 000 человек населения в 2010 году), по РФ данный показатель в 2010 году составил 51,8.

Среди внешних причин смерти на первом месте находятся случайные отравления алкоголем - 15,7 % (34,9 на 100 000 человек населения, что на 32,7 % выше среднероссийского уровня), на втором - самоубийства 15,0 % (33,0 на 100 000 человек населения, что на 24,5 % выше среднероссийского уровня), на третьем – дорожно-транспортные происшествия 10,7 % (23,7 на 100 000 человек населения, что на 63,4 % выше среднероссийского уровня), на четвертом – убийства 8,9 % (19,6 на 100 000 человек населения, что на 29,8 % выше среднероссийского уровня).

За период с 2005 по 2010 год смертность от болезней системы кровообращения сократилась на 10,7 % (с 1 442,8 до 1 288,8 на 100 000 человек населения), в том числе в трудоспособном возрасте - на 35,3 % (с 386,6 до 250,0 на 100 000 человек населения соответствующего возраста); от несчастных случаев, отравлений и травм – на 36,4 % (с 332,2 до 211,3 на 100 000 человек населения), от дорожно-транспортных происшествий - на 35 % (с 32,9 до 21,4 на 100 000 человек населения); от новообразований - на 4% (с 236,6 до 227,2 на 100 000 человек населения), а в трудоспособном возрасте – на 14,9 % (с 108,2 до 92,1 на 100 000 человек населения соответствующего возраста).

Для дальнейшего снижения показателя смертности населения в регионе предусмотрена система мероприятий. Планируется дальнейшее реформирование инфраструктуры здравоохранения и приведение ее в соответствие с численностью и составом населения Тверской области, а также со структурой заболеваемости и смертности на территории Тверской области, укрепление материально-технической базы и кадрового обеспечения медицинских организаций Тверской области.

Наиболее важный аспект улучшения демографической ситуации - снижение смертности вследствие социальнозначимой патологии и неестественных причин путем дальнейшего развития профилактического направления, проведения своевременной и качественной диспансеризации обслуживаемого населения. Мероприятия проводятся на территории Тверской области как в рамках региональных и федеральных целевых программ, так и в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье".

Планируется существенно активизировать работу Центров здоровья. В 2012 году планируется увеличить количество посещений Центров здоровья за счет жесткого планирования работы врачей первичного звена по направлению в Центры здоровья лиц с факторами риска заболеваний и здоровых граждан. Кроме этого, на Центры здоровья возложена обязанность по выявлению (тестирование) различного рода зависимостей, в том числе наркотической, никотиновой и алкогольной зависимостей и игроманий. Планируется проведение психологического тестирования обращающихся, выявление у них признаков потребления наркотических веществ.

В рамках реализации мероприятий по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в 2012 году будут созданы и оснащены три первичных сосудистых центра на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Бежецкая центральная районная больница", государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Нелидовская центральная районная больница", государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Городская больница N 7" города Твери (в дополнение к четырем сосудистым центрам, организованным в 2010 году, в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями).

К 2012 году планируется завершить структурное реформирование кардиологической и неврологических служб за счет концентрации ресурсов на базе 33 профильных отделений, объединенных едиными порядками оказания помощи, обеспечивающих доставку и лечение пациентов, а также организовать новое межрайонное кардиологическое отделение на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Калининская центральная районная больница".

Для снижения смертности от онкологических заболеваний планируется осуществить концентрацию стационарных мощностей для лечения злокачественных новообразований на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Областной клинический онкологический диспансер", укрепление его лечебно-диагностической базы, а также расширение функций первичных онкологических кабинетов в медицинских организациях Тверской области для раннего выявления онкологических заболеваний в муниципальных образованиях Тверской области.

С целью раннего выявления онкологической патологии осуществляется перестройка работы первичных онкологических кабинетов медицинских организаций Тверской области и придание им новых функций по раннему выявлению онкологических заболеваний, мониторингу и профилактике. Во всех районах Тверской области, где отсутствуют врачи-онкологи, будет осуществлена подготовка специалистов по онкологии в рамках 72–часовой программе.

В 2012 году планируется открытие онкологического отделения на 20 коек в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Тверской области "Детская областная клиническая больница".

Для снижения смертности от внешних причин в Тверской области разработан комплекс мер, связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, причем часть этих мероприятий была реализована в 2009-2010 годах на региональном участке федеральной трассы М-10 "Россия".

В 2011-2012 годах планируется реализовать мероприятия по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на региональном участке федеральной трассы М-9 "Балтия".

Кроме этого, учитывая высокую смертность от самоубийств, в Тверской области разработан организационный план работы по предупреждению суицидальных состояний - развертывание кабинетов кризисных состояний в медицинских учреждениях Тверской области.

В 2012 году будут организованы кризисные центры и открыты кабинеты социально-психологической помощи на базе пяти медицинских организаций, там же заработают и телефоны доверия.

Эпидемиологическая ситуация в регионе характеризуется устойчивым ростом заболеваемости населения. Так, за период 2005-2010 годов заболеваемость выросла на 8,1 % (с 146 981,0 на 100 000 человек населения в 2005 году до 158 877,7 в 2010 году). В ходе проводимой в регионе дополнительной диспансеризации граждан выявляемость заболеваний на 53,1 % выше, чем в РФ.

В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания - 25,9 % (рост – на 8,9 %, с 37 757,5 на 100 000 человек населения в 2005 году до 41 119,7 в 2010 году), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани – 9,4 % (рост – на 18,5 %, с 12 607,4 на 100 000 человек населения в 2005 году до 14 943,7 в 2010 году), болезни глаза и его придаточного аппарата - 6,3 % (снижение – на 8,3 %, с 10 847,4 на 100 000 человек населения в 2005 году до 9 941,8 в 2010 году).

Необходимо отметить рост заболеваемости болезнями эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ - на 34,3 % (с

4 536,3 на 100 000 человек населения в 2005 году до 6 092,4 в 2010 году), в том числе сахарным диабетом - на 23% (с 1 907,3 на 100 000 человек населения в 2005 году до 2 345,4 в 2010 году), болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, - на 28 % (с 5 588,9 на 100 000 человек населения в 2005 году до 7 153,7 в 2010 году), болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани - на 18,5 % (с 12 607,4 на 100 000 человек населения в 2005 году до 14 943,7 в 2010 году), нервной системы - на 3 % (с 5 993,6 на 100 000 человек населения в 2005 году до 6 171,8 в 2010 году).

Несмотря на предпринимаемые усилия по совершенствованию медицинской помощи матерям и детям, в службе сохраняются проблемные показатели. Так, заболеваемость осложнениями беременности, родов и послеродового периода выросла на 31,3 % (с 6 981,7 на 100 000 человек населения в 2005 году до 9 167,9 в 2010 году), доля нормальных родов составляет всего 35,0 % (по РФ - 37,5 %), сохраняется низким процент детей первой группы здоровья – 18,2 % (по РФ – 35,5 %).

Заболеваемость детей выросла на 8,1% (с 2 304,3 случая на 1 000 человек детского населения в 2005 году до 2 590,1 случая в 2010 году).

Вместе с тем на 15 % снизилась заболеваемость инфекционными и паразитарными болезнями (с 5 080,3 на 100 000 человек населения в 2005 году до 4 311,4 в 2010 году). Произошло значительное снижение заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики: вирусным гепатитом - в 3,8 раза, гриппом – более чем в 10 раз, краснухой – в 1 257 раз. Достигнута достаточная степень защищенности населения от кори, что свидетельствует о готовности территории к сертификации элиминации кори.

Особую тревогу вызывает ситуация с распространением туберкулеза в регионе. Отмечается снижение заболеваемости туберкулезом населения Тверской области до 74,4 на 100 000 человек населения, что на 9,9 % ниже среднероссийского уровня (в РФ - до 82,6 на 100 000 человек населения).

В 2010 году показатель смертности от туберкулеза населения Тверской области составил 19,6 на 100 000 человек населения, причем треть больных умирает в течение первого года с момента установления диагноза. Такая ситуация говорит о поздней выявляемости данной патологии и ее неэффективном лечении.

Отмечается рост заболеваемости злокачественными новообразованиями с 321,2 до 421,8 на 100 000 человек населения, что на 18,5 % выше среднероссийского уровня (в РФ - до 355,9 на 100 000 человек населения).

Регистрируется снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом до 59,8 случая на 100 000 человек населения, что на 22,2 % ниже среднероссийского уровня (в РФ - снижение до 76,9 на 100 000 человек населения).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»