Недействующий

Об утверждении целевой программы Тверской области "Доступная среда" на 2012 год"

Таблица 4

Удельный вес лиц, впервые признанных инвалидами, по группам инвалидности


Год

Всего признано инвалидами

Трудоспособный возраст

Нетрудоспособный
 возраст

1гр

2гр

3гр

1гр

2гр

3гр

1 гр

2гр

3гр

2011

12,4

35,2

52,4

7,5

35,1

57,4

16,3

35,3

48,4

2010

12,3

36,3

51,4

8,0

36,2

55,8

15,8

36,3

47,9

2009

10,4

40,7

48,9

6,9

39,9

53,2

13,0

41,3

45,7

2008

8,5

45,1

46,4

5,8

40,8

53,4

10,3

47,7

42,0

2007

9,3

49,5

41,2

5,0

45,1

49,9

11,8

52,0

36,2

Анализ сложившейся ситуации свидетельствует, что в Тверской области стабилизировалась численность инвалидов, с некоторой положительной тенденцией к сокращению.

Доля инвалидов составляет 9,1% в структуре населения (что в целом соответствует среднероссийской статистике), это обуславливает необходимость создания специальных условий жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Наряду с этим в области проживает более 420 тыс. пенсионеров (или одна треть населения), что значительно превышает среднестатистический уровень по стране, ускоряется процесс старения населения Тверской области. К категории маломобильных граждан относятся также лица, страдающие хроническими заболеваниями, люди, проходящие реабилитацию после травм, беременные и родители с колясками.

Представители всех этих групп испытывают потребность в социальном обслуживании, медико-социальном патронаже и долговременном уходе. Рост удельного веса граждан пожилого возраста предопределяет увеличение спроса на услуги по уходу и социальному обслуживанию, включая сегмент платных услуг.

Таким образом, количество людей, нуждающихся в специально оборудованных объектах, транспорте и маршрутах движения, возрастает, что ставит решение проблемы доступности социальной инфраструктуры в ряд актуальных задач для органов государственной власти и органов местного самоуправления Тверской области.

Структуризация проблем уязвимых групп населения Тверской области позволила сделать вывод о том, что обеспечение равных возможностей для лиц с ограниченными возможностями здоровья и других маломобильных групп населения должно рассматриваться как цель самостоятельной программы.

Опыт организации работы в Тверской области по обеспечению доступной среды жизнедеятельности в текущем десятилетии формировался поэтапно. Начиная с 2008 года реализация этого направления стала носить комплексный характер. Впервые был разработан комплекс мер по решению проблем инвалидов на основе реализации программно-целевого подхода, затрагивающего многие стороны жизни лиц с ограниченными возможностями, направленного на увеличение доступности окружающей среды в различных ее проявлениях: физической, психологической, нормативно-правовой.

Последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышение уровня и качества жизни. Политика в области защиты прав, поддержки и помощи инвалидам и маломобильным гражданам строится на принципах уважения достоинства человеческой личности и социальной справедливости; реализация политики направлена на эффективную интеграцию лиц с ограниченными возможностями в социальную, экономическую и культурную жизнь общества. В настоящее время концепция реабилитации и адаптации инвалидов учитывает тесную связь между ограничениями, которые испытывает инвалид, структурой и характером окружающей его среды и отношением населения к инвалидам. Принципы региональной политики в отношении инвалидов в Тверской области включают учет положений международных и федеральных нормативных правовых документов, использование опыта других регионов, комплексность, последовательность и преемственность.

Немалую роль в становлении и развитии реабилитационной помощи жителям Тверской области за прошедшие годы сыграли целевые программы, позволившие сконцентрировать на решении поставленных задач организационные, экономические и финансовые возможности заинтересованных федеральных, областных и муниципальных структур, негосударственных организаций. Определенные успехи достигнуты в рамках участия Тверской области в федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 832, и долгосрочной целевой программе Тверской области "Реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями на 2009 - 2011 годы", утвержденной постановлением Администрации Тверской области от 01.09.2008 N 300-па.

Однако, несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся возрастающими объемами финансирования из бюджета, остается нерешенной важнейшая социальная задача создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. По данным социологических опросов, несмотря на увеличивающееся внимание к проблеме инвалидов, около 36 % лиц с ограниченными возможностями оценивают неудовлетворительно степень их поддержки со стороны государства. В числе наиболее важных проблем стоит проблема доступности услуг, оказываемых этой категории граждан в приоритетных объектах социальной сферы, и в первую очередь, сфере здравоохранения и социальной защиты, культуры, транспорта.

Подписание Российской Федерацией в 2008 году Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 13.12.2006 (далее - Конвенция) фактически утвердило ее принципы как базовые при реализации политики в отношении инвалидов. Поэтому задача формирования безбарьерной среды для маломобильных групп населения относится к приоритетам развития сложившейся системы социальной поддержки населения.

В связи с этим, а также для повышения качества и увеличения объема услуг по предоставления всего комплекса мер социальной помощи и поддержки инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также устранения негативного влияния на условия жизни инвалидов необходимо продолжение решения проблемы программно-целевым методом.

Принимая во внимание, что улучшение условий жизни инвалидов, как одной из самых социально уязвимых категорий населения, входит в число приоритетных задач, в 2011 году в регионе в рамках ведомственной целевой программы Министерства социальной защиты населения Тверской области "Социальная защита населения Тверской области на 2012-2014 годы" началась реализация целевой программы Тверской области "Доступная среда" на 2011 год", утвержденная постановлением Правительства Тверской области от 16.08.2011 N 7-пп, которая интегрирована с основными направлениями пилотного проекта государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 N 175.

Реализация целевой программы Тверской области "Доступная среда" на 2011 год" в рамках пилотного проекта позволила достигнуть следующих результатов:

начата паспортизация объектов социальной инфраструктуры (паспортизировано 639 объектов) и осуществлена оценка потребностей в устранении существующих ограничений и барьеров для приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

выполнены работы по обустройству 43 государственных объектов социальной инфраструктуры на общую сумму более 106 млн руб.;

разработан и укреплен механизм межведомственного взаимодействия для решения поставленных задач с вовлечением профильных министерств, муниципальных образований, общественных организаций;

начата реализация комплекса мероприятий по дооборудованию, адаптации объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для обеспечения беспрепятственного доступа на транспорте и транспортной инфраструктуре, в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, культуры, физической культуры и спорта, информации и связи;

сформирован системный подход по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.

Практика показывает, что в Тверской области существует ряд проблем и факторов, негативно влияющих на реализацию пилотного проекта, возникновение и сохранение барьеров при обеспечении доступности приоритетных сфер жизнедеятельности. К таким проблемам относятся:

недостатки проведения объективной оценки существующих потребностей, уточнения барьеров и мер по их ликвидации для достижения максимального эффекта от вложенных ресурсов;

требует активизации вовлечение администраций муниципальных образований в решение проблем инвалидов, повышение степени ответственности;

недостаточное использование потенциала общественных организаций инвалидов как неотъемлемых участников реализации программы.

Однако неудовлетворенный спрос на услуги реабилитации и нерешенность проблем формирования безбарьерной среды предопределили состав задач на 2012 год. Главным звеном в системе интеграции инвалидов является работа по формированию в Тверской области комфортной безбарьерной среды жизнедеятельности. Проблема беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры впрямую касается почти половины населения Тверской области, в первую очередь граждан, относящихся к маломобильным группам населения: это не только инвалиды, но и граждане преклонного возраста, граждане, имеющие временные ограничения передвижения в связи с заболеванием или травмой, родители, использующие коляски и др. Необходимо отметить, что инфраструктура Тверской области включает в себя значительное число объектов с многообразием их функционального назначения, архитектурно-планировочных, конструктивных и территориальных особенностей, различных форм собственности и ведомственной принадлежности. Ее обустройство - крайне сложная задача, требующая больших финансовых ресурсов, усилий всех служб. Опыт экономически развитых стран Европы свидетельствует, что эффективное решение этих проблем занимает десятилетия.