Недействующий

Об утверждении краевой программы "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг" на 2011 - 2013 годы

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституционному принципу социального государства в полной мере соответствует выдвинутая Министерством экономического развития Российской Федерации концепция "компактного сервисно ориентированного государства". При этом признак компактности предполагает, что роль государства в жизни общества, в регулировании экономических отношений должна быть ограничена решением задачи эффективной реализации прав и свобод человека и гражданина. Характеристика же государства как сервисно ориентированного связана с идеей обеспечения необходимого качества государственных и муниципальных услуг. Другими словами, речь идет о создании условий, при наличии которых гражданин будет тратить минимум времени, сил и ресурсов для получения государственных и муниципальных услуг, а предприниматель - для начала ведения бизнеса.

По мнению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, озвученному в рамках Послания Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года, необходимы новые стандарты в деятельности органов государственного управления и оказании публичных услуг, а система оказания государственных и муниципальных услуг нуждается в оптимизации. Данная позиция главы государства не случайна. Практика показывает, что количество обращений в различные органы власти и организации зачастую превышает установленные в правовых актах нормативы в 2 и более раза, временные и материальные затраты заявителей при обращении - в среднем на 40 процентов. Кроме того, выявлены затруднения с получением информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг. Эти обстоятельства и ряд других факторов, включая сложность прохождения всех процедур и заполнения необходимых документов, зачастую обусловливают необходимость обращения получателей услуг к посредникам. Такая практика должна быть прекращена.

Важной и болезненной проблемой является оказание так называемых сопутствующих платных услуг организаций, как правило, подведомственных государственным или муниципальным органам, результат которых необходим при обращении за государственными и муниципальными услугами. Другими словами, для получения государственной или муниципальной услуги заявитель вынужден обращаться в организацию, которая за деньги (по договору) предоставит справку, проведет экспертизу, окажет другие необходимые услуги. Как следствие, требует решения задача формирования исчерпывающего перечня и минимизации числа сопутствующих услуг, а в целях установления жесткого контроля за их стоимостью ее размер должен определяться органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "О порядке предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено право заявителей получать и обязанность органов публичной власти предоставлять услуги в электронной форме, а также запрет требовать у заявителя документы, справки, согласования, имеющиеся в распоряжении указанных органов. В связи с этим необходимо развивать юридически значимое межведомственное и межуровневое информационное взаимодействие, в том числе в электронной форме.

Изложенные и связанные с ними иные проблемы актуальны не только для обычных граждан - потребителей услуг, но также и для представителей бизнес-сообщества, иных структур реального сектора экономики. В условиях развития инновационной экономики задача снижения административных барьеров становится особенно актуальной. Избыточное администрирование, несовершенство контрольно-надзорных и разрешительных функций органов публичной власти, связанные с ними другие факторы препятствуют развитию предпринимательства, снижают инвестиционную привлекательность региона, что в конечном итоге затрудняет динамичное развитие экономики.

Решению изложенных проблем призваны способствовать меры по совершенствованию механизмов лицензирования и аккредитации, внедрению саморегулирования и расширению использования уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности, оптимизации осуществления контрольных функций и предоставлению государственных услуг. В частности, необходимо дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, введение бессрочного характера действия лицензий, электронной формы взаимодействия лицензиата и лицензирующего органа, утверждение исчерпывающего перечня лицензионных требований. Требуется системная и последовательная работа по государственной поддержке развития малого и среднего предпринимательства, включая обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к инструментам финансовой помощи.

В рамках программы проведения административной реформы в Алтайском крае в 2008 - 2010 годах, утвержденной постановлением Администрации края от 9 апреля 2008 года N 142, к настоящему времени реализованы определенные мероприятия, направленные на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, упрощение соответствующих процедур. Созданы Реестр государственных услуг Алтайского края и Портал государственных услуг Алтайского края. Последний содержит описание 318 федеральных государственных услуг, 91 краевой государственной услуги и 95 муниципальных услуг. Портал государственных услуг Алтайского края доступен любому пользователю Интернета и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации о той или иной услуге.

Особое значение придается вопросу регламентации предоставляемых государственных и муниципальных услуг, исполняемых государственных и муниципальных функций. Постановлением Администрации края от 4 мая 2011 года N 243 утвержден новый Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, а также проведения экспертизы их проектов. В установленном порядке утверждены 102 административных регламента в отношении государственных услуг и государственных функций, предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти Алтайского края. Значение данной работы сложно переоценить. Потребитель не обязан разбираться в сложностях государственного и муниципального управления, полномочиях и порядке взаимодействия органов публичной власти, подведомственных им организаций. В результате внедрения административных регламентов повышается управляемость и прозрачность деятельности властных структур, персональная ответственность государственных гражданских и муниципальных служащих за свои действия. Алгоритм предоставления услуги, регулируемый многочисленными нормативными и иными правовыми актами, инструкциями, теперь пошагово изложен в одном документе. В целом административными регламентами утверждается ясная схема взаимодействия. В 2012 году основная работа по регламентации предоставляемых государственных и муниципальных услуг в Алтайском крае должна быть завершена.

Повышение качества и доступности предоставляемых государственных и муниципальных услуг невозможно без создания соответствующих многофункциональных центров (далее - "МФЦ"), обеспечивающих предоставление комплекса публичных услуг по принципу "одного окна". При этом взаимодействие, необходимое для оказания той или иной публичной услуги (включая согласования, получение выписок, справок и другое) должно происходить без участия потребителя услуги.

В соответствии с постановлением Администрации края от 21 декабря 2010 года N 566 создано краевое автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края" (далее - "КАУ "МФЦ Алтайского края"), приступающее к своей работе в июле 2011 года. В процессе реализации данного проекта выявился ряд проблем, среди которых:

1) ведомственная разобщенность органов исполнительной власти Алтайского края и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, отсутствие необходимой единой методической базы по реализации эффективного межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг заявителям, о чем уже упоминалось ранее;

2) неразрешенные правовые вопросы, связанные с предоставлением персональной информации о гражданах, неэффективная система документооборота в органах публичной власти, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

3) отсутствие межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и, как следствие, отсутствие качественного обеспечения информационного сопровождения заявителей на протяжении всего процесса предоставления государственных и муниципальных услуг.

Для устранения возникающих проблем необходимо решение следующих задач:

реализация комплексного подхода при организации предоставления государственных и муниципальных услуг населению края;

координация взаимодействия органов публичной власти и организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

оперативное внедрение положительного опыта и разработанных типовых решений (автоматизированная информационная система МФЦ) на базе КАУ "МФЦ Алтайского края" при организации сети МФЦ в муниципальных образованиях Алтайского края;

выстраивание эффективной системы организации и контроля за реализацией проектов создания сети МФЦ на территории Алтайского края;

максимально результативное использование средств бюджетов всех уровней;

создание единой инфраструктуры обеспечения межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия между органами (организациями) - участниками предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ.

Эффективным механизмом решения всех вышеизложенных проблем станет реализация краевой программы "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг" на 2011-2013 годы, а также аналогичных программ на уровне муниципальных образований Алтайского края.

Следует отметить, что настоящая программа тесно увязана с действующими в Алтайском крае программами (планами) в сферах развития информационного общества, повышения эффективности бюджетных расходов, развития государственной гражданской службы Алтайского края, муниципальной службы, межбюджетных отношений, противодействия коррупции. Приходя на смену программе проведения административной реформы в Алтайском крае, упомянутые программы (планы) затрагивают отдельные важные участки государственного управления и в этом смысле являются специализированными. Таким образом, от их последовательной реализации будет зависеть комплексный (совокупный) результат совершенствования государственного управления в Алтайском крае.