Одним из приоритетов государственной политики на современном этапе является решение проблем семейного жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, формирует новое семейное пространство - институт замещающей семьи.
Развитие замещающей семьи происходит по тем же законам, что и развитие любой другой семьи. При этом основная функция замещающих родителей - воспитание ребенка, принятого извне, имеющего свое прошлое, свой опыт.
В связи с этим необходимо создать для граждан, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, условия для успешного принятия ребенка на основе повышения их медико-психологической, социально-педагогической и правовой грамотности.
Данная программа разработана с учетом требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, (далее - "Граждане"), утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623.
В Алтайском крае подготовка Граждан осуществляется в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15.06.2020 N 300 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2015 N 235 "Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", законом Алтайского края от 25.12.2007 N 149-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей", постановлением Администрации Алтайского края от 24.08.2012 N 442 "Об утверждении Порядка подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах".
(в ред. Приказов Минобрнауки Алтайского края от 27.02.2017 N 336, от 11.06.2019 N 15-П, от 28.03.2023 N 18-П)
Цель программы - обеспечить психолого-педагогическую и социально-правовую подготовку Граждан, направленную на формирование у них родительских компетенций.
Задачи:
- выявление и формирование у Граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, развития и образования;
- оказание помощи Гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в осознании собственных возможностей, а также реальных проблем, с которыми предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;
- ознакомление Граждан с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, правами и обязанностями замещающих родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей.
Общая трудоемкость программы подготовки для очной формы составляет 56 академических часов, из них 40 академических часов практической работы, включая итоговую аттестацию (организованные занятия с элементами тренинга), и 16 часов самостоятельной работы.
(в ред. Приказа Минобрнауки Алтайского края от 28.03.2023 N 18-П)
Общая трудоемкость программы подготовки для очно-заочной формы составляет не менее 30 академических часов, из них 70% академических часов практических занятий, включая итоговую аттестацию. При проведении очно-заочной формы используются дистанционные методы подготовки.