Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 20 мая 2014 года N 556

Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы

____________________________________________________________________
Не применяется с 1 сентября 2022 года на основании
приказа Рособрнадзора от 18 января 2022 года N 35
____________________________________________________________________

 

         

В соответствии с частью 15 статьи 92 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30, ст.4036, N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566), пунктом 29 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1039 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст.6118), и пунктом 5.2.60 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст.2923; N 33, ст.4386, N 37, ст.4702; 2014, N 2, ст.126; 2014, N 6, ст.582),

приказываю:

1. Утвердить:

квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, привлекаемым для проведения аккредитационной экспертизы (приложение N 1);

порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы, в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций (приложение N 2);

порядок отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы (приложение N 3).

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 16 ноября 2011 года N 2701 "Об утверждении квалификационных требований к экспертам в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2011 года, регистрационный N 22841);

от 5 декабря 2011 года N 2788 "Об утверждении порядка аттестации экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации, отбора экспертов для проведения аккредитационной экспертизы и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2012 года, регистрационный N 23587);

от 19 сентября 2012 года N 736 "О внесении изменений в порядок аттестации экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации, отбора экспертов для проведения аккредитационной экспертизы и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 2788" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 октября 2012 года, регистрационный N 25585).

Министр
Д.Ливанов

     
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
31 июля 2014 года,
регистрационный N 33374

          

Приложение N 1

     
Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, привлекаемым для проведения аккредитационной экспертизы



1. К экспертам предъявляются следующие квалификационные требования:

1.1. Наличие высшего образования и стажа работы в сфере образования не менее 5 лет.

1.2. Эксперт должен:

1.2.1. Знать:

законодательство Российской Федерации в сфере образования, включая Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1039, нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности;

федеральные государственные образовательные стандарты (по уровню образования, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт может проводить аккредитационную экспертизу);

образовательные стандарты, установленные образовательными организациями высшего образования самостоятельно в соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона (далее - самостоятельно установленные образовательные стандарты) (по всем уровням высшего образования, по специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу специальностей и направлений подготовки, в отношении которых эксперт может проводить аккредитационную экспертизу);

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30, ст.4036, N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566.

В случае если эксперт подал заявление для проведения аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам.


порядок работы со служебной информацией, а также со сведениями, составляющими государственную тайну (при наличии допуска к указанным сведениям), персональными данными;

способы и особенности применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

1.2.2. Обладать навыками:

поиска, сбора, анализа и систематизации информации, необходимой для проведения аккредитационной экспертизы;

работы с компьютерной и другой оргтехникой, применения современных информационно-телекоммуникационных технологий;

применения правил деловой этики;

делового письма (переписки).

1.2.3. Уметь:

взаимодействовать в процессе проведения аккредитационной экспертизы с другими экспертами, входящими в состав экспертов и (или) представителей экспертных организаций (далее - экспертная группа), с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее - аккредитационные органы), организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

работать с нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами, содержащими нормы, регламентирующие образовательные отношения;

проводить экспертизу оценочных и методических материалов на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам и (или) самостоятельно установленным образовательным стандартам;

устанавливать соответствие (несоответствие) содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, а также качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, реализуемым в соответствии с самостоятельно установленными образовательными стандартами;

анализировать информацию и документы, полученные в ходе проведения аккредитационной экспертизы;

грамотно формулировать и обосновывать выводы по предмету аккредитационной экспертизы;

составлять и оформлять отчет об аккредитационной экспертизе и заключение экспертной группы с использованием средств компьютерной техники и информационных технологий.

1.2.4. Обладать опытом:

разработки и реализации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам);

применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении образовательных программ, реализуемых с применением сетевой формы реализации образовательных программ, а также электронного обучения и дистанционных образовательных технологий).

2. К экспертным организациям предъявляются следующие требования:

2.1. Наличие перечня привлекаемых экспертной организацией экспертов для проведения аккредитационной экспертизы, публикуемого на официальном сайте экспертной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - перечень экспертов, привлекаемые эксперты).

Перечень экспертов включает в себя следующие ежемесячно обновляемые сведения о привлекаемых экспертах:

а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);

б) уровень высшего образования, наименование организации, выдавшей документ о высшем образовании и о квалификации, наименование специальности, направления подготовки, наименование присвоенной квалификации, год окончания обучения;

в) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт может привлекаться для проведения аккредитационной экспертизы;

г) стаж (опыт) работы в сфере образования.

2.2. Наличие локальных нормативных актов, устанавливающих требования к привлекаемым экспертам, а также регламентирующих порядок оценки соответствия привлекаемых экспертов установленным требованиям. Требования к привлекаемым экспертам не могут быть ниже квалификационных требований к экспертам, установленным пунктом 1 настоящих квалификационных требований.

2.3. Наличие локальных нормативных актов, регламентирующих вопросы организации и проведения мероприятий по подготовке и участию в проведении аккредитационной экспертизы.

Приложение N 2    

     
Порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы, в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций



1. Настоящий порядок определяет правила аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее - аккредитационные органы), для проведения аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - аккредитация), включая установление полномочий физического лица в качестве эксперта, установления полномочий юридического лица в качестве экспертной организации, прекращение полномочий эксперта (экспертной организации), а также определяет организацию работы аккредитационных органов и правила ведения реестра экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы.

2. Аккредитация осуществляется аккредитационными органами.

3. Аккредитация проводится в целях установления полномочий физического лица в качестве эксперта и установления полномочий юридического лица в качестве экспертной организации в соответствии с квалификационными требованиями (требованиями), установленными Министерством образования и науки Российской Федерации.

4. Полномочия физического лица в качестве эксперта и полномочия юридического лица в качестве экспертной организации устанавливаются сроком на 3 года.

5. В целях проведения аккредитации экспертов и экспертных организаций аккредитационный орган создает аккредитационную комиссию (далее - комиссия), утверждает положение о комиссии и ее состав.

6. Для установления полномочий физического лица в качестве эксперта претендент на установление полномочий эксперта (далее - претендент) представляет в аккредитационный орган заявление и прилагаемые к нему документы.

Заявление и прилагаемые к нему документы представляются претендентом одним из следующих способов:

а) на бумажном носителе - лично претендентом или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, либо через представителя, действующего на основании доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) в форме электронного документа, подписанного электронной подписью - через информационно-телекоммуникационные сети, в том числе сеть "Интернет".

7. В заявлении об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта указываются следующие сведения о претенденте:

а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);

б) реквизиты документа, удостоверяющего личность;

в) контактная информация (место жительства (место пребывания), телефон);

г) уровень высшего образования, наименование организации, выдавшей документ о высшем образовании и о квалификации, наименование специальности, направления подготовки, наименование присвоенной квалификации;

д) место работы (полное наименование и местонахождение работодателя), занимаемая должность;

е) стаж (опыт) работы в сфере образования;

ж) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которой претендент подает заявление на проведение аккредитационной экспертизы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

з) идентификационный номер налогоплательщика и (или) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

и) форма допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (при привлечении к аккредитационной экспертизе образовательных программ, содержащим сведения, составляющие государственную тайну (при наличии);

к) согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»