РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 мая 2014 года N 793-р
(с изменениями на 13 октября 2017 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2017 года N 1245 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.10.2017, N 0001201710170001).
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемую Концепцию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов.
2. Федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, при решении задач в сфере систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов.
3. Казначейству России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 1 октября 2014 года разработать:
концепцию создания единой информационной среды в сфере систематизации и кодирования информации;
план мероприятий по реализации Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, и концепции единой информационной среды в сфере систематизации и кодирования информации.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, при решении задач в сфере систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации информационных ресурсов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Концепция методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов
(с изменениями на 13 октября 2017 года)
Концепция методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов (далее - Концепция) разработана во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворковича от 10 августа 2013 года N АД-П10-5806 о реализации плана мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов (далее - план мероприятий).
В Концепции определяются цель, задачи, ожидаемые результаты и направления методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров, информационных ресурсов (далее - систематизация и кодирование информации).
В настоящее время практически во всех социально-экономических сферах проведены или проводятся преобразования, создающие значительный массив информации, необходимой для принятия управленческих решений при взаимодействии органов государственной власти с физическими и юридическими лицами, а также органов государственной власти между собой. При этом совершенствование процедур и методов государственного управления определяет высокие требования к механизмам использования указанных массивов информации в различных социально-экономических сферах. Соответствие этим требованиям возможно только путем развития информационных технологий, в том числе путем перехода на новый качественный уровень структурирования и обработки информации, что, в свою очередь, невозможно реализовать без формирования методологии систематизации и кодирования информации.
К направлениям деятельности органов государственной власти в сфере систематизации и кодирования информации можно отнести государственную регистрацию различных прав (имущественные права, государственная регистрация различных правовых статусов объектов или субъектов правоотношений, регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистрация уставов муниципальных образований) и другие направления, связанные с ведением баз данных и иных различных информационных ресурсов, содержащих информацию об объектах и субъектах правоотношений.
Кроме того, существует множество ведомственных информационных ресурсов, ведение которых осуществляется в целях придания специальных или дополнительных правовых статусов объектам или субъектам правоотношений или регистрации специальных и дополнительных прав у субъектов правоотношений (реестр морских портов, единый федеральный реестр туроператоров, реестр субъектов естественных монополий, сводный реестр государственных и муниципальных заказчиков). На уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также существует множество локальных информационных ресурсов, используемых при взаимодействии органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
В связи с этим возникли значительные массивы информации, содержащей сведения об объектах и субъектах правоотношений, не увязанных между собой, что привело к следующим проблемам в сфере систематизации и кодирования информации:
различные информационные ресурсы дублируют сведения об одних и тех же объектах и субъектах правоотношений. При этом между соответствующими информационными ресурсами отсутствуют взаимосвязи и обмен сведениями об объектах или субъектах правоотношений, а состав, структура и кодирование указанных сведений существенно различаются в зависимости от органа государственной власти - владельца информационного ресурса;
в ряде социально-экономических отраслей отсутствуют какие-либо информационные ресурсы, содержащие сведения об объектах или субъектах правоотношений, необходимые для обеспечения качественного взаимодействия физических и юридических лиц с органами государственной власти, а также между органами государственной власти.
Проблемы в сфере систематизации и кодирования информации, в свою очередь, приводят к следующим негативным последствиям:
противоречивость и утрата актуальности сведений об объектах и субъектах правоотношений в различных информационных ресурсах;
избыточность процедур, связанных с необходимостью повторного и многократного ввода одних и тех же сведений в информационные ресурсы;
значительные затруднения, связанные с однозначной идентификацией объектов и субъектов правоотношений при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти, а также между органами государственной власти;
затруднения автоматизации, структурирования и оптимизации управления информацией в соответствующих социально-экономических сферах, в том числе для целей общественного контроля и деятельности контрольно-надзорных органов;
существенное удорожание ведения и поддержания в актуальном состоянии различных информационных ресурсов, а также обслуживание соответствующих государственных информационных систем.
Проблемы в сфере систематизации и кодирования информации наиболее остро проявились в процессе реализации Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при переходе на межведомственное электронное взаимодействие и переводе государственных (муниципальных) услуг в электронный вид. Частично такие проблемы удалось решить организационными методами, в том числе путем согласования технологических карт межведомственного взаимодействия и форматов электронных сервисов. На решение указанных проблем также направлено постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 года N 928 "О базовых государственных информационных ресурсах". Предметом регулирования указанного постановления, принятого во исполнение Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", является регулирование вопросов ведения базовых государственных информационных ресурсов для сферы оказания государственных (муниципальных) услуг. Однако для комплексного решения проблем в сфере систематизации и кодирования информации требуется регламентация вопросов взаимодействия информационных ресурсов разных типов, систематизации и кодирования информации в них в рамках сотрудничества органов государственной власти и органов местного самоуправления с физическими и юридическими лицами, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления между собой.
Следствием отсутствия в Российской Федерации комплексных правил систематизации и кодирования информации, необходимых для оптимизации государственного (муниципального) управления в соответствующих сферах и качественного улучшения процедур взаимодействия государства, физических и юридических лиц, стали указанные проблемы. В мировой практике также ставится вопрос о необходимости комплексного решения задач, связанных с систематизацией и кодированием информации. В частности, в рамках международного опыта ведется проработка стратегии открытых данных, предполагающей необходимость формирования одинаковых стандартов, структурирования и систематизации информации, что, как ожидается, позволит существенно сэкономить расходы на ведение и информатизацию нормативной справочной информации, необходимой для взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с физическими и юридическими лицами. Проработка вопросов структурирования информации, создания формуляров данных для обеспечения семантической интероперабельности является частью работ, которые ведутся в рамках стратегии открытых данных. В развитие указанной стратегии разработаны рекомендации по ведению и использованию базовых словарей "Бизнес", "Люди", "Местоположение", "Услуги", содержащих основные характеристики объектов и субъектов правоотношений, и обеспечению взаимосвязи бизнес-реестров с базовыми словарями.
Основной целью Концепции является определение и правовое закрепление основных подходов, правил, методов и способов систематизации и кодирования информации, направленных на улучшение качества взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с физическими и юридическими лицами, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления между собой.
Для достижения поставленной в Концепции цели необходимо:
классифицировать виды информационных ресурсов в Российской Федерации, а также установить понятия соответствующих видов информационных ресурсов;
установить сферы, в которых необходимо создание информационных ресурсов для обеспечения систематизации и кодирования информации;
определить подходы к взаимосвязи информационных ресурсов исходя из необходимости исключения многократного ввода дублирующейся информации в различные информационные ресурсы;
определить подходы к упрощению порядка взаимодействия физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления при условии установления взаимосвязей между информационными ресурсами;
установить общие подходы к порядку создания, ведения, изменения и применения ответственными органами государственной власти и органами местного самоуправления информационных ресурсов;
определить подходы к применению информационных технологий, направленных на обеспечение автоматизации процессов, связанных с взаимодействием информационных ресурсов между собой;
определить перечень мероприятий, необходимых для реализации задач, предусмотренных Концепцией.
Для достижения цели и решения поставленных задач предложенная в Концепции методология систематизации и кодирования информации будет основана на следующих принципах:
исключение дублирования процедур сбора и обработки информации органами государственной власти и органами местного самоуправления с обеспечением однократного ввода информации и обеспечением ее обработки в режиме реального времени посредством применения современных информационных технологий;
обеспечение преемственности идентичной информации об объектах и субъектах правоотношений в информационной среде Российской Федерации;
обеспечение максимальной открытости и доступности информационных ресурсов для эффективного использования и управления информацией заинтересованными органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными заинтересованными лицами.
Решение задач методологии в сфере систематизации и кодирования информации предполагается осуществить путем формирования комплексной нормативной правовой базы, регулирующей вопросы систематизации и кодирования информации в Российской Федерации, в два этапа.
На I этапе (2014-2015 годы) в целях создания нормативной правовой базы, регулирующей вопросы систематизации и кодирования информации на федеральном уровне, предлагается решение следующих задач:
принятие нормативного правового акта Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы систематизации и классификации информации на федеральном уровне;
внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты в связи с принятием указанных нормативных правовых актов.
На II этапе (2016-2017 годы) в целях создания нормативной правовой базы, регулирующей вопросы систематизации и классификации информации на всех уровнях Российской Федерации, предлагается решение следующих задач:
принятие федерального закона, регулирующего вопросы систематизации и кодирования информации в Российской Федерации и устанавливающего правила, аналогичные нормативному правовому акту Правительства Российской Федерации (на I этапе) для федерального, регионального и муниципального уровней;
внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты в связи с принятием соответствующего федерального закона.
По итогам реализации Концепции предусматривается обеспечить:
актуальность сведений об объектах и субъектах правоотношений в различных информационных ресурсах;
исключение повторного и многократного ввода одних и тех же сведений в информационные ресурсы, ранее представленные в иные информационные ресурсы;
однозначность идентификации объектов и субъектов правоотношений при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти, а также между органами государственной власти;
минимизацию затрат, связанных с ведением и поддержанием в актуальном состоянии различных информационных ресурсов.
Для реализации Концепции предлагается определить и разграничить понятия общероссийского классификатора как отдельного вида информационного ресурса, а также базовых и производных государственных информационных ресурсов.
Общероссийскими классификаторами предполагается признавать информационные ресурсы, используемые для группировки видов объектов или субъектов правоотношений и определенные в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" и Федеральным законом "О стандартизации в Российской Федерации".
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 октября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2017 года N 1245. - См. предыдущую редакцию)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" утвержден порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, а также определены перечень из 34 общероссийских классификаторов и ответственные за их ведение федеральные органы исполнительной власти.
Вместе с тем законодательство Российской Федерации детально не регламентирует процедуры создания, ведения, изменения, актуализации общероссийских классификаторов, единообразного применения актуальных версий общероссийских классификаторов, а также гармонизации общероссийских классификаторов с международными аналогами (при необходимости).
В настоящее время сложилась практика ведения органами государственной власти в целях выполнения своих функций различных версий одних и тех же общероссийских классификаторов. Кроме того, актуализация и гармонизация общероссийских классификаторов в условиях отсутствия нормативных правовых актов, устанавливающих требования к соответствующей процедуре, в большинстве случаев осуществляется с существенными задержками, а по отдельным общероссийским классификаторам не осуществляется в течение последних лет. Так, процесс актуализации Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности в целях их гармонизации с принятыми в 2008 году в Европейском союзе Статистической классификацией видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе и Статистической классификацией продукции по видам экономической деятельности Европейского экономического сообщества осуществлялся с 2008 года по 2014 год.
Ряд общероссийских классификаторов, таких, как Общероссийский классификатор деталей, изготавливаемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической резкой, Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения, не обновлялся в течение последних 6 лет. Отдельные информационные ресурсы дублируют состав сведений других информационных ресурсов, в связи с чем могут быть признаны избыточными.
На I этапе реализации Концепции в рамках нормативной правовой базы, регулирующей вопросы систематизации и кодирования информации на федеральном уровне, в отношении общероссийских классификаторов предлагается решение следующих задач:
закрепление единой процедуры создания, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов;
определение перечня общероссийских классификаторов с указанием классификаторов, гармонизация которых с международными аналогами является обязательной, и специальной процедуры, обеспечивающей их своевременную гармонизацию;