Наименование Программы | - | Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации |
Основные разработчики | - | Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
Цель и задачи Программы | - | целью Программы является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Задачами Программы являются: |
создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании; | ||
развитие современных механизмов и технологий общего образования; | ||
реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей; | ||
создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики; | ||
формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов | ||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | доля образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального и высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций; |
доля образовательных организаций высшего образования, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе, в общем количестве образовательных организаций высшего образования; | ||
доля профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования, в общем количестве профессиональных образовательных организаций; | ||
доля образовательных организаций высшего образования, в которых внедрена система мониторинга трудоустройства и карьеры выпускников, в общем количестве образовательных организаций высшего образования; | ||
доля студентов средних профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций; | ||
удельный вес численности детей, получающих дошкольное образование в частных образовательных организациях, в общей численности детей, получающих дошкольное образование; | ||
доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей; | ||
доля региональных систем общего образования, в которых разработаны и реализуются мероприятия по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам учебного года, и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в общем количестве региональных систем общего образования; | ||
доля организаций среднего профессионального и высшего образования, организующих проведение национальных заочных школ и ежегодных сезонных школ для мотивированных школьников, в общем количестве таких организаций (отдельно в отношении организаций среднего профессионального образования и организаций высшего образования); | ||
доля субъектов Российской Федерации, в которых реализуется модель персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, в общем количестве субъектов Российской Федерации; количество мест в общежитиях для студентов, введенных в эксплуатацию с начала реализации Программы; | ||
доля субъектов Российской Федерации, в которых созданы и функционируют региональные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в общем количестве субъектов Российской Федерации; | ||
доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в общей численности педагогических работников, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья; | ||
доля образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, в которых созданы современные материально-технические условия в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в общем числе организаций, реализующих адаптированные образовательные программы; | ||
доля региональных систем образования, в которых разработаны и распространены для использования оценочные инструменты (на основе международных) в целях проведения внутрирегионального анализа и оценки качества образования, в общем количестве региональных систем образования; | ||
доля образовательных организаций высшего образования, которые используют в своей деятельности единые оценочные материалы для итоговой аттестации выпускников, в общем количестве образовательных организаций высшего образования; | ||
доля специальностей среднего профессионального образования, по которым выпускники основных образовательных программ проходят сертификацию квалификаций, в общем количестве специальностей среднего профессионального образования; | ||
доля субъектов Российской Федерации, в которых функционируют детские технопарки в рамках реализации инициативы "Новая модель системы дополнительного образования детей", в общем количестве субъектов Российской Федерации | ||
Сроки и этапы реализации Программы | - | Программа будет реализована в 2016-2020 годах в 2 этапа. Первый этап - 2016-2017 годы. |
В результате реализации этого этапа будут апробированы и внедрены модели и комплексы мер, начатые в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. В ходе данного этапа будут обеспечены гибкое и эффективное обновление и корректировка внедряемых моделей и проводимых мероприятий с учетом произошедших изменений нормативно-правовых оснований и складывающейся правоприменительной практики, а также завершено строительство объектов, начатое ранее в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Второй этап - 2018-2020 годы. | ||
В результате выполнения второго этапа произойдут принципиальные изменения структуры образовательных организаций в системе высшего образования и среднего профессионального образования и будут внедрены в практику новые механизмы их функционирования, ориентированные на перспективные среднесрочные и долгосрочные прогнозы социального и экономического развития Российской Федерации. Получат широкое распространение новые образовательные программы магистратуры и аспирантуры и технологии их реализации. Будет обеспечено распространение и практическое внедрение новых содержания и технологий | ||
общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения учащихся и студентов в социальную практику. Будет эффективно функционировать общероссийская независимая система оценки качества образования и образовательных результатов, основанная на принципах профессионально-общественного участия. Будет обеспечено эффективное управление системой образования в ее новых качественных параметрах, достигнутых в ходе реализации мероприятий Программы. Будут реализованы инвестиционные проекты по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, физкультурно-спортивной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры. При завершении второго этапа будет достигнута цель и решены задачи Программы | ||
Объемы и источники финансирования Программы | - | объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет) составит 86184,2697 млн. рублей, в том числе: |
за счет средств федерального бюджета - 66530,3297 млн. рублей, из них субсидии субъектам Российской Федерации - 9887,5388 млн. рублей, субсидии в виде грантов юридическим лицам - 1363,2848 млн. рублей; | ||
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 10627,82 млн. рублей; | ||
за счет внебюджетных источников - 9026,12 млн. рублей | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и ее социально-экономическая эффективность | - | основные результаты реализации Программы: сформирована сеть вузов, включая многопрофильные университеты, ориентирующиеся на ключевые отрасли региональных экономик, реализующие в том числе программы магистратуры и аспирантуры, ведущие активную исследовательскую и инновационную работу; |
внедрены новые федеральные образовательные стандарты высшего образования и среднего профессионального образования; | ||
200 тыс. работников прошли переподготовку и повышение квалификации по 50 востребованным и перспективным профессиям и специальностям профессионального образования в не менее чем в 50 процентах профессиональных образовательных организациях; | ||
внедрены во всех субъектах Российской Федерации новые механизмы участия работодателей в решении задач обеспечения предприятий квалифицированными кадрами; | ||
проведены международные и всероссийские олимпиады (конкурсы) профессионального мастерства среди студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования и высшего образования; | ||
разработаны и внедрены программы предпринимательского образования и поддержки предпринимательских инициатив; | ||
создан федеральный методический центр инклюзивного профессионального образования; | ||
создано не менее 7 межрегиональных центров компетенций для обучения по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования; | ||
запущены 140 программ дополнительного профессионального образования, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации; | ||
приняты и используются современные программы обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам среднего профессионального и высшего образования; | ||
созданы в субъектах Российской Федерации ресурсные учебно-методические центры (не менее 30 центров во всех федеральных округах) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ведущих профессиональных образовательных организаций; | ||
организованы конкурсы (в субъектах Российской Федерации не реже 1 раза в 2 года) профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; | ||
проведена переподготовка руководящего состава в образовательных организациях профессионального образования (не менее 100 руководителей и управленческих команд); | ||
создана в субъектах Российской Федерации инфраструктура психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет (поддержка на конкурсной основе не менее 15 субъектов Российской Федерации); | ||
поддержаны не менее 20 субъектов Российской Федерации, внедряющих современные модели поддержки школ с низкими результатами обучения и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, распространены и внедрены результаты в не менее чем 70 субъектах Российской Федерации; | ||
поддержаны конкурсы образовательных инноваций (не менее 5 конкурсов ежегодно) по актуальным проблемам развития образования; | ||
созданы методические сети по распространению конкретных образовательных технологий (не менее 30 сетей); | ||
обеспечена финансовая, консультационная, экспертная и правовая поддержка реализации концепции школьного филологического образования, школьного географического образования, школьного технологического образования, школьного образования в сфере иностранных языков, внедрен историко-культурный стандарт; | ||
реализована комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций; | ||
проведены всероссийские конкурсы "Учитель года", "Воспитатель года", "Директор школы"; | ||
обеспечена подготовка кадров (не менее 40 тыс. человек), работающих в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; | ||
внедрены образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья); | ||
реализованы 4 проекта по разработке новых моделей и технологий дополнительного образования; | ||
внедрены пилотные проекты обновления содержания и технологий дополнительного образования (не менее 20 субъектов Российской Федерации); | ||
сформирован банк лучших дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации); | ||
создана сеть региональных ресурсных центров для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, в том числе в сфере научно-технического творчества, робототехники; | ||
обеспечено внедрение профессиональных стандартов для педагога дополнительного образования, руководителя организации дополнительного образования; | ||
разработан банк инновационных программ подготовки и повышения квалификации педагогов и руководителей в системе дополнительного образования для использования субъектами Российской Федерации; | ||
распространена модель персонифицированного финансирования в регионах (не менее 20 субъектов Российской Федерации), отобранных на конкурсной основе; | ||
для всех субъектов Российской Федерации разработан механизм перехода к нормативно-подушевому финансированию реализации дополнительных общеобразовательных программ, созданы равные условия доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей; | ||
проведены регулярные сезонные школы (конференции, семинары) для активных участников социальных проектов; | ||
реализована поддержка межрегиональных сетей участников социальных проектов; | ||
обеспечена поддержка проектов вовлечения учащихся и студентов в волонтерские проекты; | ||
разработаны и реализованы программы развития компетенций учащихся и студентов в принятии решений, затрагивающих их интересы, в работе в органах самоуправления и коллегиального управления образовательных организаций и внедрены на постоянной основе в организации летнего и каникулярного отдыха и оздоровления детей; | ||
внедрены современные модели выявления, психолого-педагогического сопровождения талантливых детей; | ||
создана единая система интеллектуальных и творческих состязаний, способствующая выявлению и сопровождению одаренных учащихся и студентов; | ||
обновлены и созданы новые методики работы с одаренными детьми; | ||
в субъектах Российской Федерации создано не менее 34 детских технопарков; | ||
дополнительно 14400 детей будут охвачены дополнительными общеобразовательными программами, соответствующими приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации; | ||
для всех субъектов Российской Федерации разработаны модели создания и функционирования детских технопарков с участием негосударственного сектора, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики; | ||
внедрены современные технологии выявления талантливых учащихся и студентов; | ||
поддержано создание и реализация программ развития не менее 4 новых специальных учебно-научных центров для обеспечения территориальной доступности высокоуровневого обучения для талантливых учащихся в ведущих университетах; | ||
реализованы мероприятия по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, физкультурно-спортивной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры; | ||
восполнен дефицит мест в общежитиях для иногородних студентов; | ||
обеспечена подготовка не менее 2000 специалистов по оценке качества общего образования и оценочным материалам; | ||
обеспечено функционирование системы мониторинга оценки образовательных результатов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; | ||
внедрены во всех субъектах Российской Федерации системы контроля качества среднего профессионального и высшего образования на основе развития контрольно-надзорных механизмов на всех уровнях системы образования; | ||
не менее 35 процентов вузов и организаций среднего профессионального образования используют добровольно единые оценочные материалы для итоговой аттестации выпускников; | ||
обеспечено участие Российской Федерации в значимых (не менее 5) международных сравнительных исследованиях качества образования; | ||
разработаны оригинальные российские инструменты оценки качества образования, конкурентоспособные на международном рынке (не менее 2); | ||
создана информационная система пообъектного сбора данных в системе образования, обеспечивающая автоматическую генерацию показателей мониторинга системы образования; | ||
поддержаны лучшие проекты, направленные на развитие региональных и муниципальных систем по вопросам образования (новых технологий управления, оценки эффективности и результативности), мониторинга системы образования и использования его результатов в практике; | ||
модернизирован инструментарий статистического наблюдения в сфере образования; | ||
осуществлено экспертно-аналитическое, экспертно-организационное и мониторинговое сопровождение реализации мероприятий Программы; | ||
внедрены информационно-коммуникационные инструменты и технологические механизмы комплексного управления Программой |