Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития. Общими целями государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (далее - Программа) являются обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики, повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного, социально ориентированного развития страны.
Качественные изменения системы образования до 2020 года должны произойти на всех уровнях образования. С учетом установленного Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" разделения полномочий участие субъектов Российской Федерации в реализации приоритетов и целей государственной политики в сфере образования осуществляется через координацию плана деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2016-2021 годы, плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 722-р, и региональных отраслевых "дорожных карт".
Для каждого уровня образования определены ключевые задачи и направления развития. Общим направлением деятельности является совершенствование структуры и сети образовательных организаций.
В общем образовании, включающем уровень дошкольного образования, приоритетными в государственной образовательной политике Российской Федерации являются следующие направления:
достижение к 2016 году и дальнейшее сохранение 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования во всех организациях, реализующих программы дошкольного образования;
удовлетворение потребности в дополнительных местах в общеобразовательных организациях для обеспечения односменного режима обучения;
обеспечение условий обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
реализация целостной программы взаимосвязанных изменений системы педагогического образования, повышения квалификации работающих педагогов, процедур аттестации педагогов, условий оплаты труда, базирующихся на содержании и требованиях профессионального стандарта педагога.
Расширение потенциала системы дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации планируется через мероприятия, направленные на увеличение к 2020 году численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, до 75 процентов, в рамках следующих приоритетных направлений:
разработка, реализация программ (проектов) развития дополнительного образования детей, обеспечивающих их социализацию, занятость и оздоровление;
развитие сетевых моделей реализации программ дополнительного образования образовательными организациями общего и дополнительного образования детей, учреждениями культуры и спорта;
развитие программ дополнительного образования, реализуемых на базе организаций общего образования;
внедрение эффективных организационно-финансовых механизмов, развитие инфраструктуры дополнительного образования детей;
обеспечение перехода на нормативно-подушевое финансирование при реализации дополнительных образовательных программ;
введение системы независимой оценки качества дополнительного образования детей;
реализация проектов по созданию детских технопарков в рамках инициативы "Новая модель системы дополнительного образования детей", в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
За счет реализуемых в субъектах Российской Федерации мероприятий будет обеспечено повышение удельного веса численности детей и молодежи, охваченных дополнительным образованием, в том числе увеличение доли детей и молодежи, посещающих программы технической направленности, занимающихся в спортивных секциях и участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию.
В системе профессионального образования приоритетной является деятельность, направленная на повышение результативности деятельности образовательных организаций высшего образования с учетом их специализации, эффективное взаимодействие организаций высшего и среднего профессионального образования и работодателей. Основными направлениями планируемых изменений в сфере профессионального образования (включая высшее образование) являются:
диверсификация образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
повышение эффективности расходования средств федерального бюджета, в том числе за счет использования механизмов нормативно-подушевого финансирования образовательной деятельности;
разработка и использование механизмов, обеспечивающих взаимодействие субъектов Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации при распределении контрольных цифр приема в государственные образовательные организации высшего образования на специальности, востребованные экономикой региона;
повышение эффективности сети и конкурентоспособности организаций высшего образования, в том числе через поддержку ведущих вузов;
определение структуры контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки на основании прогнозной отраслевой и региональной потребности в кадрах (включая мероприятия, предусматривающие подготовку квалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса);
сближение программ профессионального образования с реальными потребностями работодателей через реализацию Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы, с 2015 года по 2016 год - ведомственной целевой программы повышения квалификации инженерно-технических кадров, с 2016 года по 2020 год - ведомственной целевой программы развития интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации;
стимулирование работодателей к созданию образовательных организаций профессионального образования, в которых предусмотрено совмещение освоения теоретических знаний с практическим обучением на предприятиях;
обучение граждан основам предпринимательской деятельности.
В целях повышения качества кадрового потенциала отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение для экономического развития России, в интересах технологической модернизации экономики, обеспечения повышения производительности труда посредством повышения квалификации инженерно-технических кадров Министерство образования и науки Российской Федерации: