Действующий

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа" (с изменениями на 20 августа 2024 года)

2. Описание приоритетов и целей государственной политики в части социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации


Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа" (далее - комплексная государственная программа) реализуется в качестве комплексной. Приоритеты государственной политики в сфере реализации комплексной государственной программы определены в следующих стратегических документах:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2023 года N 2031. - См. предыдущую редакцию)

Указ Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока";

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р;

Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. N 1298-р;

Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 2464-р.

Одной из ключевых особенностей социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа является преобладание точечного расселения и размещения производительных сил. Исходя из этого реализация приоритетов государственной политики по развитию Дальневосточного федерального округа также должна носить точечный характер, учитывать транспортно-логистические характеристики дальневосточных территорий и потенциал внешнеэкономического взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Соответственно, целеполагание развития экономики в Дальневосточном федеральном округе должно быть основано на экспорте в страны Азиатско-Тихоокеанского региона готовых товаров (работ, услуг), производимых на территории Дальневосточного федерального округа, создании конкурентоспособного инвестиционного климата, привлечении прямых инвестиций, в том числе иностранных, росте деловой активности, развитии малого и среднего предпринимательства, создании конкурентоспособных территорий опережающего развития. Предусмотрена реорганизация системы управления социально-экономическим развитием Дальневосточного федерального округа для ее приведения в соответствие с задачами опережающего развития восточных территорий Российской Федерации.

Сформированы следующие приоритеты государственной политики в сфере реализации комплексной государственной программы:

создание в Дальневосточном федеральном округе конкурентоспособных (в сравнении с соседними странами Азиатско-Тихоокеанского региона) условий ведения хозяйственной деятельности, необходимых для опережающего развития экономики и социальной сферы;

обеспечение крупномасштабного притока инвестиций в проекты, осуществляемые на территории Дальневосточного федерального округа;

развитие инфраструктуры для обеспечения реализации инвестиционных проектов и создания новых рабочих мест;

увеличение объема экспортных сделок организаций Дальневосточного федерального округа со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;

закрепление населения в восточных регионах страны на основе повышения уровня жизни, развития человеческого капитала и создания новых рабочих мест;

реализация планов развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Исходя из указанных приоритетов государственной политики сформулированы следующие цели комплексной государственной программы:

повышение уровня социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа путем создания 153,5 тыс. рабочих мест и вложения инвестиций в объеме 3207,7 млрд. рублей накопленным итогом к 2030 году;

достижение к 2030 году коэффициента естественного прироста населения 3,4 процента и постоянной численности населения - 8398,7 тыс. человек в Дальневосточном федеральном округе;

реализация планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и планов социально-экономического развития отдельных городов (г.Комсомольск-на-Амуре, г.Свободный Амурской области, городской округ Большой Камень Приморского края).

С учетом специфики комплексной государственной программы, предусматривающей социально-экономическое развитие конкретных территорий, достижение целей комплексной государственной программы будет обеспечиваться не только посредством реализации мероприятий комплексной государственной программы, но и мероприятий отраслевых государственных программ Российской Федерации.

Общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере реализации комплексной государственной программы заключаются в том числе в обеспечении сбалансированности стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям и срокам их реализации, по целевым показателям, финансовым и иным ресурсам, а также согласованности управленческих решений по опережающему социально-экономическому развитию.

Достижение целей комплексной государственной программы обеспечивается единством принципов и методологии организации и функционирования системы территориального развития как со стороны федеральных органов исполнительной власти, так и со стороны субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Деятельность субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, оказывает существенное влияние на результаты реализации комплексной государственной программы. В частности, указанные субъекты Российской Федерации должны обеспечить реализацию следующих мероприятий:

выполнение обязательств по созданию территорий опережающего социально-экономического развития и обеспечению их необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой (в соответствии с соглашениями о создании территорий опережающего социально-экономического развития);

обеспечение необходимого уровня софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации мероприятий государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ, финансирование которых осуществляется в том числе за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета;

достижение установленных значений результатов предоставления межбюджетных трансфертов, которые должны соответствовать утвержденным индикаторам федеральных целевых программ или государственных программ Российской Федерации, и выполнение иных обязательств в соответствии с соглашениями, заключенными с федеральными органами исполнительной власти;

обеспечение эффективного и результативного использования бюджетных средств;

соблюдение условий соглашений, заключаемых между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и высшими должностными лицами (высшими исполнительными органами государственной власти) субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, о предоставлении межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Условием предоставления межбюджетных трансфертов является наличие в планах социального развития центров экономического роста, утвержденных высшими должностными лицами (высшими исполнительными органами государственной власти) таких субъектов Российской Федерации, мероприятий, включение которых в указанные планы одобрено на заседании президиума Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока.