(с изменениями на 15 июля 2015 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года N 364 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.07.2015, N 0001201507150011).
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы.
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460, и Национальным планом противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденным настоящим Указом, обеспечить внесение до 1 июля 2014 года в планы по противодействию коррупции соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов изменений, направленных на достижение конкретных результатов, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами.
3. Рекомендовать:
а) палатам Федерального Собрания Российской Федерации принять меры по обеспечению соблюдения членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предусмотренных законодательством Российской Федерации и этическими нормами запретов, ограничений и обязанностей, а также ограничений, касающихся получения подарков;
б) Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации обеспечить:
создание подразделения (подразделений), координирующего (координирующих) реализацию мероприятий по противодействию коррупционным правонарушениям в судейском корпусе и аппаратах судов;
разработку методических рекомендаций по заполнению судьями и работниками аппаратов судов справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
проведение на постоянной основе анализа организации работы по профилактике коррупционных правонарушений в части, касающейся соблюдения судьями и работниками аппаратов судов антикоррупционных норм (представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; размещение соответствующих сведений на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; осуществление проверок полноты и достоверности представленных сведений; соблюдение судьями и работниками аппаратов судов запрета на владение иностранными активами);
в) органам судейского сообщества в Российской Федерации принять меры:
по совершенствованию дисциплинарного производства в отношении судей, включая совершенствование структуры и функций судебно-дисциплинарных органов, процедурных гарантий привлечения судей к дисциплинарной ответственности;
по разъяснению порядка заполнения судьями и работниками аппаратов судов и представления ими справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
по рассмотрению на своих заседаниях результатов выполнения мероприятий, касающихся профилактики коррупционных правонарушений в судейском корпусе и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
г) руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460, и Национальным планом противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденным настоящим Указом, обеспечить внесение до 1 августа 2014 года в планы по противодействию коррупции соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления изменений, направленных на достижение конкретных результатов, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами;
д) Общественной палате Российской Федерации, Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", политическим партиям, саморегулируемым организациям, общественным организациям, объединяющим промышленников и предпринимателей, продолжить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.
4. Внести в пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 39, ст.4588; 2010, N 3, ст.274; N 27, ст.3446; N 30, ст.4070; 2012, N 12, ст.1391; 2013, N 14, ст.1670; N 49, ст.6399) следующие изменения:
а) из абзаца первого слова "в пределах установленной численности этих органов" исключить;
б) в подпункте "з" слово "обеспечение" заменить словом "осуществление";
в) дополнить подпунктом "л" следующего содержания:
"л) анализ сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, сведений о соблюдении федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и соблюдении установленных для них запретов, ограничений и обязанностей, а также сведений о соблюдении гражданами, замещавшими должности федеральной государственной службы, ограничений при заключении ими после ухода с федеральной государственной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами.".
Президент
Российской Федерации
В.Путин
Москва, Кремль
11 апреля 2014 года
N 226
Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы
(с изменениями на 15 июля 2015 года)
Мероприятия настоящего Национального плана направлены на решение следующих основных задач:
совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации;
обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы";
активизация антикоррупционного просвещения граждан;
реализация требований статьи 13_3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции, и статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
В целях решения названных задач, организации исполнения Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460:
1. Правительству Российской Федерации, президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции в пределах своей компетенции:
а) разработать и представить в установленном порядке:
проекты нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации;
проект типового положения о комиссиях по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации;
проект типового положения о подразделениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
б) обеспечить в централизованном порядке повышение квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, по образовательной программе, согласованной с Администрацией Президента Российской Федерации.
2. Правительству Российской Федерации:
а) осуществить анализ коррупционных рисков в сфере жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка, строительства, а также при реализации крупных инфраструктурных проектов и обеспечить внедрение комплекса мер, направленных на снижение уровня коррупции в данных сферах. Доклад о результатах исполнения представить до 1 сентября 2015 года;
б) принять меры по недопущению конфликта интересов сотрудников и работников государственных корпораций (компаний) и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов. Доклад о принятых мерах юридической ответственности за непринятие мер по недопущению возможности возникновения конфликта интересов или урегулированию конфликта интересов представить до 1 июня 2015 года;
в) организовать внедрение в деятельность подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений компьютерных программ, разработанных на базе специального программного обеспечения "Справки БК" и "Справки ГС", в целях осуществления:
мониторинга и автоматизированного анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, претендующими на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и лицами, замещающими указанные должности, с использованием баз данных о доходах, недвижимом имуществе (в том числе за рубежом), транспортных средствах, счетах, кредитах, ценных бумагах;
сбора, систематизации и рассмотрения обращений граждан о даче согласия на замещение в организации должности на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) или на выполнение в данной организации работы (оказание данной организации услуг) на условиях трудового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего.
Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 октября 2015 года;
г) внести предложения:
о расширении круга юридических лиц, информация о бенефициарных владельцах которых должна быть раскрыта. Доклад о результатах исполнения представить до 15 февраля 2015 года;
о создании нормативной правовой основы деятельности граждан и организаций по продвижению интересов социальной группы или индивида в государственных и муниципальных органах в целях принятия наиболее благоприятного для данной социальной группы или данного индивида решения (лоббизма), включая подготовку предложений о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки и реализации мер по последовательному введению в практику института лоббизма и о соответствующем кадровом усилении этого направления работы. Доклад о результатах исполнения представить до 1 марта 2015 года;
о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки, внедрения и консультативно-методического обеспечения мер по предупреждению коррупции в организациях (статья 13_3 Федерального закона "О противодействии коррупции") и контроля за реализацией этих мер, а также о соответствующем кадровом усилении этого направления работы. Доклад о результатах исполнения представить до 1 октября 2014 года;
о совершенствовании координации и регламентации взаимодействия контрольно-надзорных органов Российской Федерации в ходе планирования и осуществления своей деятельности, в том числе при проведении совместных проверок, а также обмена информационными ресурсами и представления единой отчетности о полученных результатах в целях повышения эффективности противодействия коррупции. Доклад о результатах исполнения представить до 1 сентября 2015 года;
д) представить до 1 февраля 2015 года доклад о ходе реализации программы по антикоррупционному просвещению граждан;
е) обеспечить на базе федерального государственного научно-исследовательского учреждения "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации" проведение научных междисциплинарных исследований на основе законодательства Российской Федерации и практики его применения по вопросам:
правовой природы нарушения запретов и ограничений, неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, и о мерах юридической ответственности, применяемых в случае такого нарушения (неисполнения);
административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения;
освобождения юридического лица от административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае оказания органом управления юридического лица содействия в выявлении факта правонарушения;
формирования системы мер имущественной ответственности за коррупционные правонарушения;
формирования в целях противодействия коррупции системы запретов, ограничений и обязанностей;
создания правовых, организационных и этических основ организации и тактики проведения проверок соблюдения установленных в целях противодействия коррупции запретов и ограничений;
организации и тактики защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции;
создания теоретических основ реализации в Российской Федерации рекомендаций международных антикоррупционных организаций с учетом особенностей правовой системы Российской Федерации.
Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 октября 2015 года;
ж) обеспечить:
разработку практических рекомендаций по применению законодательства Российской Федерации, обеспечивающего отчуждение объектов гражданских прав и иных преимуществ, полученных взяткодателем или иным лицом в результате дачи взятки. Доклад о результатах исполнения представить до 1 октября 2014 г.;
разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях в части, определяющей пределы его действия, в целях обеспечения применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во всех случаях совершения за пределами Российской Федерации административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса и затрагивающего интересы Российской Федерации. Доклад о результатах исполнения представить до 1 ноября 2014 г.;
з) продолжить работу:
по практическому применению мер, направленных на снижение экономической заинтересованности в совершении коррупционных правонарушений, с учетом сложившейся правоприменительной практики;
по подготовке к проведению в Российской Федерации в 2015 году шестой сессии Конференции государств - участников Конвенции ООН против коррупции.
Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 декабря 2015 года;
и) обеспечить реализацию Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 395-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе", провести мониторинг осуществления федеральными органами государственной власти ротации федеральных государственных служащих. Доклад о результатах исполнения представить до 1 марта 2015 года;
к) рассмотреть вопросы:
о наделении органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля правом выносить предписания о приостановке осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
о внесении изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" в части, касающейся наделения аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов обязанностью информировать правоохранительные и иные государственные органы о ставших им известными случаях коррупционных правонарушений, в том числе о случаях подкупа иностранных должностных лиц или о признаках таких случаев, либо о риске возникновения таких случаев.