МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 декабря 2012 года N 07-832

[О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий]



Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей в соответствии с планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р, направляет методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.

Директор департамента
Е.А.Сильянов

     

     

Приложение

     

Методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий

     

1. Введение


Обеспечение равных прав граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования невозможно без широкого использования дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ).

Особенно актуально использование ДОТ для детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать школу и нуждаются в обучении на дому.

В рамках реализации мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" накоплен значительный опыт организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий детей-инвалидов. Настоящие методические рекомендации служат цели обобщить этот опыт.

2. Модели внедрения дистанционных образовательных технологий


В настоящее время сформированы 3 основные модели внедрения ДОТ при обучении детей-инвалидов.

1. Обучение осуществляется непосредственно в Центре дистанционного обучения (далее - ЦДО). В этом случае обучающиеся зачисляются в ЦДО в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования. Обучение детей осуществляется учителями, состоящими в штате ЦДО и работающими здесь по основному месту работы или по совместительству.

2. Обучение осуществляется по месту жительства детей-инвалидов, а ЦДО осуществляет методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения, обучающего детей-инвалидов по месту их жительства.

3. Обучение происходит на основе совместного учебного плана двух или более образовательных учреждений.

Для реализации указанных моделей необходимо решение следующих вопросов:

- формирование нормативной базы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

- формирование материально-технической базы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

- отработка моделей организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

- подготовка кадров, владеющих методиками обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

- обеспечение методической поддержки преподавателей, работающих в системе обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

3. Нормативная база обучения с использованием дистанционных образовательных технологий


Правовые основы использования ДОТ содержатся в действующем Законе Российской Федерации "Об образовании". Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации "Об использовании дистанционных образовательных технологий" от 6 мая 2005 года N 137.

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

При использовании дистанционных технологий образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу, включающему:

- учебный план образовательного учреждения;

- индивидуальный учебный план каждого обучающегося;

- программы учебных предметов с пояснительной запиской об особенностях обучения (дисциплин, учебных курсов);

- учебные материалы по учебному предмету (дисциплине, курсу);

- комплекты электронных образовательных ресурсов, дистанционных курсов.

В соответствии с пунктом 1 приказа Минобрнауки России от 6 мая 2005 года N 137, дистанционные образовательные технологии могут быть использованы образовательными учреждениями при реализации основных и дополнительных образовательных программ общего образования. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии не только при реализации образовательных программ любого уровня, но и при всех формах получения образования или при их сочетании, а также при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся (пункт 4 Порядка использования дистанционных образовательных технологий, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 года N 137). Вне зависимости от формы обучения и формы организации образовательного процесса итоговая аттестация завершается выдачей документа об образовании государственного образца.

На основе имеющейся нормативной базы образовательное учреждение, использующее дистанционные образовательные технологии, должно разработать необходимые локальные нормативные акты, входящие в систему локальных нормативных актов, обеспечивающих деятельность образовательного учреждения. Локальная нормативная база зависит от выбранной модели обучения с использованием ДОТ. Примеры нормативных документов расположены на сайте Центра образования "Технологии обучения".

4. Формирование материально-технической базы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий


Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ должна обеспечивать формирование образовательной среды, включающей следующие основные компоненты:

- деятельностная;

- коммуникативная;

- пространственно-предметная.

Деятельностный компонент представляет собой совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся. Важнейшие из них:

- исследовательская деятельность;

- проектная деятельность;

- творческая деятельность.

Деятельностный компонент предполагает разработку индивидуальных учебных планов, сочетание очной и заочной форм обучения, использование гибкой системы оценивания, включающей самооценку обучающихся, планирование, реализацию и мониторинг включения обучающихся в разные виды учебной деятельности, повышающие их образовательную потребность.

Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме. Наиболее важные элементы коммуникативного компонента:

- гибкое сочетание обучения в процессе совместной деятельности и самостоятельного обучения;

- партнерство педагога и ученика;

- свободная коммуникация всех участников образовательного процесса.

Пространственно-предметный компонент - пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. Наиболее важные из них в части организации обучения с использованием ДОТ средства:

- информационная образовательная среда;

- средства индивидуального и коллективного письменного, аудио- и визуального онлайн-взаимодействия;

- средства коллективной работы над материалами;

- виртуальная медиатека, подкасты как средства доставки контента обучающимся и как средства творческого самовыражения обучающихся.

Материально-техническая база обучения с использованием ДОТ включает следующие составляющие:

- каналы связи;

- система дистанционного обучения, обеспечивающая формирование информационной образовательной среды;

- компьютерное оборудование;

- периферийное оборудование;

- программное обеспечение.

Требования к материальной базе обучения с использованием ДОТ во многом связаны с используемыми моделями обучения, однако независимо от используемой модели необходимо обеспечить достаточную пропускную способность каналов связи.

Образовательное учреждение, реализующее дистанционные образовательные технологии, должно иметь пропускную способность каналов связи не ниже 512 Кбит/с на одного пользователя, находящегося в здании, для организации взаимодействия в режиме видео-конференций, и 10 Мбит/с на 100 пользователей, одновременно подключенных к системе электронного дистанционного обучения.

Обучающийся должен иметь возможность использовать канал связи с пропускной способностью не ниже: 512 Кбит/с; для более комфортной связи рекомендовано 1 Мбит/с.

5. Информационная система обучения с использованием ДОТ


Одно из самых важных направлений деятельности образовательной организации (образовательного учреждения), реализующей обучение с использованием ДОТ, - создание и развитие информационной среды. Создание и развитие информационной среды в свою очередь отвечает требованиям современного образовательного стандарта, в соответствии с которым весь образовательный процесс должен вестись и фиксироваться в информационной среде.

Формирование информационной среды осуществляется с помощью программной системы дистанционного обучения (далее - СДО).

С помощью системы дистанционного обучения:

- разработчики учебных программ: авторы содержания, веб-дизайнер, программист, художник, методисты совместно разрабатывают и размещают содержательный контент;

- учитель планирует свою педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся или создает простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;

- администрация школы, методические службы, органы управления образованием, учителя, обучающиеся и их законные представители своевременно могут получить полную информацию о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде;

- обучающиеся выполняют задания (знакомятся, собирают и организуют информацию, создают мультимедиа образовательные продукты, участвуют в форумах и т.д.), обращаются к учителям за помощью;

- учителя выражают свое отношение к работам обучающихся, в виде текстовых или аудио рецензий, модерации форумов, устных он-лайн консультаций;

- обучающиеся, их законные представители, учителя, получают дополнительные возможности общения внутри школьного социума, выражая свое мнение, выдвигая предложения и инициативы, фиксируя их в информационной среде;

- все результаты деятельности автоматически собираются и хранятся в информационной среде, на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогических работников.

Обучение с использованием ДОТ невозможно осуществлять без использования СДО, однако СДО не обязательно должна быть установлена в образовательной организации (образовательном учреждении), осуществляющей обучение с использованием ДОТ. Образовательные организации могут использовать доступ к СДО, предоставляемый сторонней организацией. Так, Центр образования "Технологии обучения" предоставлял доступ к своей информационной среде всем участникам мероприятия "Развитие дистанционного образования для детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование".

Целесообразно создавать единые центры обеспечения обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в субъектах Российской Федерации.

Информационная система обучения с использованием ДОТ должна соответствовать следующим требованиям:

- обеспечивать управление содержанием образования, осуществлять учебное взаимодействие "учитель - ученик";

- обеспечивать прозрачность образовательного процесса для администрации, педагогов, учащихся, родителей, органов управления образованием;

- обеспечивать формирование и корректировку индивидуальных учебных планов учащихся;

- формировать электронное расписание и доставлять его каждому участнику образовательного процесса через образовательный портал;

- вести учет результатов образовательного процесса в электронной форме (портфолио и электронный журнал);

- вести электронные дневники.

Возможности системы электронного дистанционного обучения непосредственно влияют на эффективность обучения с использованием ДОТ. Используемая система должна удовлетворять описанным ниже требованиям по управлению курсами:

- разработчик курса должен иметь полный контроль над курсом: изменение настроек, правка содержания, обучение;

- учитель должен иметь все возможности по организации обучения, без возможности изменять контент курса (при необходимости внести изменения, например, добавить индивидуальное задание для учащихся, учитель обращается к разработчику курса);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»