В комментируемой статье предусмотрены исключительные полномочия федерального органа в области государственной регистрации, те полномочия, которыми не наделены его территориальные органы и подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Таким федеральным органом, как уже говорилось ранее, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В рамках своей компетенции федеральный орган в области государственной регистрации осуществляет следующие функции:
1) координирует и контролирует деятельность органов по государственной регистрации, в частности, путем сбора и анализа информации об органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, выявляются проблемы, разрабатываются пути их решения;
2) обеспечивает соблюдение Правил ведения Единого государственного реестра прав, а также создание и функционирование системы ведения Единого государственного реестра прав в электронном виде.
Правила ведения Единого государственного реестра прав утверждены постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 года N 219 и определяют порядок проведения государственной регистрации прав. Росреестр обеспечивает соблюдение данных Правил посредством проверок, разъяснения отдельных положений Правил и законодательства о государственной регистрации в целом.
Федеральный орган в области государственной регистрации обеспечивает создание и функционирование системы ведения Единого государственного реестра прав в электронном виде. Для этого разработана и внедрена единая для всей Российской Федерации компьютерная программа, которая постоянно совершенствуется;
3) разрабатывает и издает методические материалы по вопросам практики ведения государственной регистрации прав органами по государственной регистрации. Данные методические рекомендации не являются нормативными правовыми актами, но обязательны для применения всеми органами, осуществляющими государственную регистрацию прав.
Так, изданы следующие методические материалы:
- Методические рекомендации о порядке проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества - энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы, утвержденные приказом Минюста РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Минимущества РФ и Госстроя РФ от 30 октября 2001 года N 289/422/224/243;
- Методические рекомендации о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество, утвержденные приказом Минюста РФ от 25 марта 2003 года N 70;
- Методические рекомендации об особенностях государственной регистрации прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные приказом Росрегистрации от 16 мая 2007 года N 82;
- Методические рекомендации о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, утвержденные приказом Росрегистрации от 7 июня 2007 года N 112;
- Методические рекомендации о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденные приказом Росрегистрации от 8 июня 2007 года N 113;
- Методические рекомендации по вопросам проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации при приватизации указанного имущества, утвержденные приказом Росрегистрации от 24 июля 2007 года N 156;
- Методические рекомендации об особенностях государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, и сделок с ним, утвержденные приказом Росрегистрации от 25 июля 2007 года N 157;
- Методические рекомендации об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещений, утвержденные приказом Росрегистрации от 6 августа 2007 года N 176;
- Методические рекомендации об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ними, утвержденные приказом Росрегистрации от 19 ноября 2007 года N 255.
Методические рекомендации заполняют вакуум, образуемый отсутствием законодательного урегулирования того или иного внутрипроцессуального момента либо в силу прямого указания в законе.
Вместе с тем методические рекомендации не всегда поспевают за действующим законодательством и содержат устаревшие термины, а иногда и вовсе не отвечают новым требованиям законодательства. Например, в отношении государственной регистрации сделок на недвижимое имущество;
4) федеральный орган в области государственной регистрации в определенных им регистрационных округах назначает на должность и освобождает от должности руководителей территориальных подразделений или территориальных отделов органов по государственной регистрации. С тех пор как система государственной регистрации перешла от органов юстиции в компетенцию Минэкономразвития России и приобрела статус государственной гражданской службы изменилось и система управления органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, - во-первых, она стала федеральной, во-вторых - централизованной.
Централизованность проявляется, в частности, в том, что руководители территориальных подразделений или территориальных органов по государственной регистрации назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности федеральным органом в области государственной регистрации. Регионы никакого влияния на назначение руководителей территориальных подразделений, расположенных в соответствующем субъекте РФ, оказывать не могут.
Руководителя самого федерального органа, в настоящее время Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по представлению Министра экономического развития Российской Федерации (п.8 постановления Правительства РФ от 1 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии");
5) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов по государственной регистрации.
Обучение, в соответствии с п.3 ст.2 ФЗ "Об образовании Российской Федерации", представляет собой целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Применительно к работникам органов по государственной регистрации обучение может заключаться в введении системы наставничества над новыми работниками, обучении компьютерным программам, которые функционируют только в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, проведении семинаров по разъяснению законодательства, практическому разбору сложных ситуаций.
Федеральный закон "Об образовании Российской Федерации" выделяет разновидность обучения - профессиональное образование, которое включает в себя, в том числе, повышение квалификации. Закон не содержит указания, как часто и в каких случаях должно проводиться обучение. В отношении повышения квалификации предусмотрен только один случай.
Сотрудники органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, являются государственными гражданскими служащими, за исключением работников многофункциональных центров, поэтому подлежат аттестации в соответствии со ст.48 ФЗ "О государственной гражданской службе". В соответствии с п.23 Указа Президента РФ от 1 февраля 2005 года N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" гражданский служащий по результатам аттестации может быть направлен на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;