ПРИКАЗ
от 30 августа 2013 года N 391а
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минтруда России от 27 декабря 2016 года N 837
____________________________________________________________________
В целях реализации подпункта "к" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года N 286 "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги" и планом мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года N 487-р,
приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания (далее - Методические рекомендации), согласно приложению.
2. Департаменту демографической политики и социальной защиты населения (О.В.Самарина) и Департаменту комплексного анализа и прогнозирования (В.Ф.Колбанов) осуществлять методическое и информационное сопровождение деятельности по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
осуществлять мониторинг введения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания, в соответствии с приказом Минтруда России от 31 мая 2013 года N 234а.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В.Вовченко.
Министр
М.Топилин
Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания
1. Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания населения (далее соответственно - организации социального обслуживания, Методические рекомендации), разработаны в целях обеспечения единых подходов и требований к функционированию независимой оценки качества работы организаций социального обслуживания (далее - независимая оценка), а также оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественным советам при указанных органах, ответственным за проведение независимой оценки (далее - общественные советы).
2. Под независимой оценкой в целях Методических рекомендаций понимается оценка деятельности организаций социального обслуживания в соответствии с критериями и показателями оценки, определенными общественным советом в установленном порядке, и составление рейтингов качества работы организаций социального обслуживания (далее - рейтинг) на основе следующих принципов:
законность;
открытость и публичность;
добровольность участия общественных объединений;
независимость мнений граждан, экспертов, общественных объединений;
полнота информации, используемой для проведения оценки;
компетентность и профессионализм членов общественного совета.
3. Участниками независимой оценки являются:
общественные советы;
попечительские (общественные, наблюдательные) советы организаций социального обслуживания;
всероссийские, региональные и муниципальные общественные объединения в сфере социального обслуживания;
организации социального обслуживания;
граждане - получатели социальных услуг в сфере социального обслуживания, их родственники и члены семьи, законные представители;
экспертное сообщество;
рейтинговые агентства, средства массовой информации.
4. Под организациями социального обслуживания для целей Методических рекомендаций понимаются государственные (муниципальные) учреждения, оказывающие социальные услуги в сфере социального обслуживания, а также организации иных форм собственности, осуществляющие деятельность по предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания.
5. Независимая оценка проводится в обязательном порядке в отношении государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания.
6. К государственным (муниципальным) учреждениям, оказывающим социальные услуги в сфере социального обслуживания, относятся: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры, а также иные учреждения социального обслуживания населения.
7. Организации иных форм собственности, осуществляющие деятельность по предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания, вправе на добровольной основе участвовать в проведении независимой оценки и предоставлять информацию о своей деятельности для включения их в перечень организаций социального обслуживания для проведения независимой оценки и формирования рейтингов (далее - Перечень).
В случае подтверждения добровольного участия таких организаций в проведении независимой оценки на них распространяются все требования по обеспечению проведения независимой оценки, предъявляемые к государственным (муниципальным) учреждениям, оказывающим социальные услуги в сфере социального обслуживания.
8. Организацию проведения независимой оценки в субъекте Российской Федерации осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение независимой оценки (далее - Уполномоченный орган), на который возлагается:
общее организационное обеспечение проведения независимой оценки;
мониторинг проведения независимой оценки на региональном уровне;
обеспечение технической возможности выражения мнений потребителями социальных услуг о деятельности организаций социального обслуживания и удовлетворенности результатами социального обслуживания на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и официальных сайтах организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Уполномоченного органа (при наличии).
9. В целях содействия проведению независимой оценки Уполномоченным органом формируется общественный совет.
10. Общественные советы:
формируют Перечни;
определяют критерии и показатели качества работы организаций социального обслуживания;
устанавливают порядок проведения независимой оценки организаций социального обслуживания на основании принятых показателей качества работы организаций социального обслуживания, с учетом пунктов 21 и 22 Методических рекомендаций;
организуют работу по изучению, обобщению и анализу общественного мнения о качестве работы организаций социального обслуживания, в том числе сформированного общественными организациями, профессиональными сообществами и иными независимыми экспертами, анализу рейтингов;
направляют в Уполномоченный орган информацию о результатах независимой оценки, а также предложения по организации независимой оценки, улучшению качества работы организаций социального обслуживания и доступа получателей социальных услуг к информации о них;
осуществляют иные функции, определяемые Уполномоченным органом в положении об общественном совете.
11. Состав общественного совета формируется из числа представителей всероссийских, региональных и муниципальных общественных объединений в сфере социального обслуживания, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, других заинтересованных организаций и независимых экспертов. При формировании состава общественного совета необходимо обеспечить представительство от общественных объединений, представляющих интересы всех категорий населения, получающих социальные услуги в учреждениях. При этом следует обеспечить отсутствие конфликта интересов в отношении членов общественного совета.
12. Уполномоченный орган обеспечивает размещение информации об общественном совете, в том числе положения об общественном совете, сведения о его составе, протоколов заседаний общественного совета на официальном сайте Уполномоченного органа в сети "Интернет".
13. При проведении заседаний общественного совета обеспечивается их открытость и публичность, в том числе посредством привлечения средств массовой информации на заседания общественного совета, он-лайн трансляций заседаний, публикации результатов деятельности общественного совета за отчетный период.
14. Перечни рекомендуется определять в соответствии с реестрами поставщиков социальных услуг с учетом:
типов организаций (организации стационарного, полустационарного (нестационарного) социального обслуживания и организации надомного социального обслуживания);
видов организаций, определенных в субъекте Российской Федерации;
видов социальных услуг, оказываемых организациями социального обслуживания в субъекте Российской Федерации;
категорий получателей социальных услуг.
15. Рейтинги организаций социального обслуживания формируются в соответствии с Перечнем при наличии в нем не менее 5 организаций социального обслуживания, а также рекомендациями, предусмотренными пунктом 14 Методических рекомендаций.
16. В целях формирования рейтинга организаций социального обслуживания используется десятибалльная система оценки, которая утверждается общественным советом.
17. Проведение независимой оценки и формирование рейтинга рекомендуется осуществлять не реже одного раза в год.
18. Уполномоченный орган определяет организацию-оператора по проведению мониторинга деятельности организации социального обслуживания для формирования рейтингов (далее - организация-оператор) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. При этом Уполномоченный орган обеспечивает участие общественных советов в определении организации-оператора.
19. Организация-оператор проводит независимую оценку в соответствии с пунктами 28-33 Методических рекомендаций.
Предварительные результаты проведения независимой оценки организацией-оператором, в том числе проекты рейтингов, методика их формирования и обоснование результатов рейтингования (далее - интерпретация рейтингов), подлежат обязательному рассмотрению общественным советом.
Результаты проведения независимой оценки организацией-оператором, в том числе рейтинги, методика их формирования и интерпретация рейтингов, размещаются на официальном сайте Уполномоченного органа в сети "Интернет", в том числе в формате открытых данных (xml, csv), в течение трех рабочих дней с момента их одобрения общественным советом.
20. Независимую оценку могут проводить также иные юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели (далее - иные организации, осуществляющие независимую оценку).
Результаты независимой оценки, проведенной иными организациями, осуществляющими независимую оценку, подлежат обязательному рассмотрению общественным советом.
Информация о результатах проведения независимой оценки, предоставляемая в Уполномоченный орган иными организациями, осуществляющими независимую оценку, должна содержать рейтинги, описание методики их формирования и интерпретацию рейтингов, которые размещаются на официальном сайте Уполномоченного органа в сети "Интернет" в течение десяти рабочих дней с момента их представления в Уполномоченный орган.
21. Для проведения независимой оценки рекомендуется использовать показатели качества работы организаций социального обслуживания населения, характеризующие:
1) открытость и доступность информации об организации:
уровень рейтинга на сайте www.bus.gov.ru (от 0 до 1);
полнота, актуальность и понятность информации об организации, размещаемой на официальном сайте (баллы);
наличие и доступность способов обратной связи с получателями социальных услуг (балл);
доля лиц, которые считают информирование о работе организации и порядке предоставления социальных услуг достаточным, от числа опрошенных (%);
2) комфортность условий и доступность получения социальных услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья:
степень выполнения условий доступности для инвалидов (в том числе детей-инвалидов) и других лиц, учитывающих ограничения их жизнедеятельности при предоставлении социальных услуг в организациях (баллы);
соответствие площадей жилых помещений организаций установленным санитарно-гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим нормам и нормативам в расчете на одного обслуживаемого (%);
удовлетворенность условиями (помещение, имеющееся оборудование, мебель, мягкий инвентарь, хранение личных вещей и т.п.) предоставления социальных услуг (%);
3) время ожидания в очереди при получении социальной услуги:
среднее время ожидания получения услуг в организации социального обслуживания (дн.);
доля получателей услуг, оценивающих время ожидания получения социальных услуг как незначительное, от числа опрошенных (%);
4) доброжелательность, вежливость и компетентность работников организации: