ПИСЬМО
от 28 января 2014 года N СА-4-14/1215
[О Методических рекомендациях по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации]
(с изменениями на 11 января 2019 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
письмом ФНС России от 11 января 2019 года N ГД-4-14/157@.
____________________________________________________________________
В целях обеспечения единой практики деятельности территориальных налоговых органов Федеральная налоговая служба направляет Методические рекомендации по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, для учета в работе (приложение N 1).
В практической работе налоговым органам необходимо учитывать, что заявления с изложением обстоятельств, указывающих на наличие признаков преступления, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, направляются при их обнаружении как при исполнении функций налоговых органов по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, так и при осуществлении иных полномочий налоговых органов в установленной сфере деятельности, в том числе в рамках проведения налогового контроля.
По итогам проведенного анализа данной деятельности налоговых органов по информации, представленной управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, установлено, что за 9 месяцев 2013 года налоговыми органами в органы МВД России направлено 1340 материалов об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом сведений о результатах рассмотрения 585 материалов, направленных налоговыми органами, в том числе о вынесении по ним процессуального решения, не имеется. Сведения о возбужденных уголовных делах имеются в отношении 25 рассмотренных следственными органами материалов.
При этом необходимо отметить, что наиболее активную работу по направлению материалов в правоохранительные органы осуществили Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (направлено 49 материалов, возбуждено 5 уголовных дел), Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (направлено 26 материалов, возбуждено 3 уголовных дела), Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (направлен 151 материал, возбуждено 2 уголовных дела).
На основании материалов, направленных в правоохранительные органы Управлениями Федеральной налоговой службы по Тамбовской области (направлено 3 материала), Астраханской области (11 материалов), Ульяновской области (1 материал), Алтайскому краю (2 материала) и Иркутской области (22 материала), возбуждено по одному уголовному делу.
При этом отмечается, что Управлениями Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия - Алания, Краснодарскому краю, Кемеровской области, Приморскому краю в правоохранительные органы направлено 30 и более материалов об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, однако ни по одному из них не представлено сведений о возбуждении уголовных дел, что свидетельствует о недостатках в организации работы с правоохранительными органами.
В иных управлениях Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации работа по направлению заявлений (материалов) в следственные органы об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, не проводится либо направлено незначительное количество материалов. Сведений о возбуждении уголовных дел также не имеется. Данные обстоятельства также свидетельствуют о недостатках в организации работы с правоохранительными органами.
В связи с этим ФНС России обращает внимание на необходимость повышения эффективности взаимодействия с правоохранительными органами. В случае направления заявлений (материалов) в следственные органы необходимо обеспечивать оперативное получение информации о результатах рассмотрения направленных налоговыми органами материалов. При выявлении фактов незаконных действий (бездействия) либо решений участников уголовного судопроизводства, указанных в части 1 статьи 123 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, налоговым органом должно быть реализовано право на обжалование соответствующих действий и решений в порядке, предусмотренном главой 16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В рамках деятельности трёхсторонних рабочих групп с участием территориальных налоговых органов, территориальных органов внутренних дел и Следственного комитета Российской Федерации необходимо обеспечивать взаимодействие налоговых и следственных органов как при проведении доследственной проверки, так и на стадии предварительного расследования в целях формирования положительной практики вынесения обвинительных приговоров по указанным составам преступлений.
ФНС России также направляет для использования в работе материалы практики возбуждения уголовных дел по материалам налоговых органов, в том числе приговор по части 1 статьи 173.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, необходимо учитывать, что в случае обнаружения при исполнении налоговыми органами функций по государственной регистрации юридических лиц обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных статьями 202, 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, соответствующие заявления направляются в органы, к подследственности которых относится предварительное расследование в соответствии со статьёй 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, с приложением материалов, содержащих информацию, указывающую на признаки соответствующего преступления. Указанные заявления (материалы) направляются также в случае, если обстоятельства, указывающие на подделку, использование заведомо подложных документов, злоупотреблений, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, выявлены при осуществлении иных полномочий налоговых органов в установленной сфере деятельности, в том числе в рамках проведения налогового контроля.
Заявления (материалы), указанные в настоящем письме, подлежат согласованию со структурными подразделениями, выполняющими функции по правовому обеспечению деятельности налогового органа.
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение в практической работе в целях повышения эффективности взаимодействия с правоохранительными органами.
Протоколы совещаний трёхсторонних рабочих групп по обсуждению методов активизации работы по возбуждению уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также организации работы по возбуждению уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных статьями 202, 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, направить в Управление регистрации и учёта налогоплательщиков ФНС России в срок до 31 марта 2014 года.
При наличии предложений по внесению изменений в статьи 170.1, 173.1, 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации представить их в Управление регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России в срок до 7 февраля 2014 года.
Абзац не применяется - письмо ФНС России от 11 января 2019 года N ГД-4-14/157@. - См. предыдущую редакцию.
Информация по итогам 2013 года представляется в срок до 10 февраля 2014 года по форме, предусмотренной письмом ФНС России от 30 июля 2013 года N 6-6-04/0685@, которое в дальнейшем применению не подлежит.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.А.Аракелов