ПИСЬМО
от 28 января 2014 года N СА-4-14/1215
[О Методических рекомендациях по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации]
(с изменениями на 11 января 2019 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
письмом ФНС России от 11 января 2019 года N ГД-4-14/157@.
____________________________________________________________________
В целях обеспечения единой практики деятельности территориальных налоговых органов Федеральная налоговая служба направляет Методические рекомендации по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, для учета в работе (приложение N 1).
В практической работе налоговым органам необходимо учитывать, что заявления с изложением обстоятельств, указывающих на наличие признаков преступления, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, направляются при их обнаружении как при исполнении функций налоговых органов по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, так и при осуществлении иных полномочий налоговых органов в установленной сфере деятельности, в том числе в рамках проведения налогового контроля.
По итогам проведенного анализа данной деятельности налоговых органов по информации, представленной управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, установлено, что за 9 месяцев 2013 года налоговыми органами в органы МВД России направлено 1340 материалов об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом сведений о результатах рассмотрения 585 материалов, направленных налоговыми органами, в том числе о вынесении по ним процессуального решения, не имеется. Сведения о возбужденных уголовных делах имеются в отношении 25 рассмотренных следственными органами материалов.
При этом необходимо отметить, что наиболее активную работу по направлению материалов в правоохранительные органы осуществили Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (направлено 49 материалов, возбуждено 5 уголовных дел), Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (направлено 26 материалов, возбуждено 3 уголовных дела), Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (направлен 151 материал, возбуждено 2 уголовных дела).
На основании материалов, направленных в правоохранительные органы Управлениями Федеральной налоговой службы по Тамбовской области (направлено 3 материала), Астраханской области (11 материалов), Ульяновской области (1 материал), Алтайскому краю (2 материала) и Иркутской области (22 материала), возбуждено по одному уголовному делу.
При этом отмечается, что Управлениями Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия - Алания, Краснодарскому краю, Кемеровской области, Приморскому краю в правоохранительные органы направлено 30 и более материалов об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, однако ни по одному из них не представлено сведений о возбуждении уголовных дел, что свидетельствует о недостатках в организации работы с правоохранительными органами.
В иных управлениях Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации работа по направлению заявлений (материалов) в следственные органы об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, не проводится либо направлено незначительное количество материалов. Сведений о возбуждении уголовных дел также не имеется. Данные обстоятельства также свидетельствуют о недостатках в организации работы с правоохранительными органами.
В связи с этим ФНС России обращает внимание на необходимость повышения эффективности взаимодействия с правоохранительными органами. В случае направления заявлений (материалов) в следственные органы необходимо обеспечивать оперативное получение информации о результатах рассмотрения направленных налоговыми органами материалов. При выявлении фактов незаконных действий (бездействия) либо решений участников уголовного судопроизводства, указанных в части 1 статьи 123 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, налоговым органом должно быть реализовано право на обжалование соответствующих действий и решений в порядке, предусмотренном главой 16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В рамках деятельности трёхсторонних рабочих групп с участием территориальных налоговых органов, территориальных органов внутренних дел и Следственного комитета Российской Федерации необходимо обеспечивать взаимодействие налоговых и следственных органов как при проведении доследственной проверки, так и на стадии предварительного расследования в целях формирования положительной практики вынесения обвинительных приговоров по указанным составам преступлений.
ФНС России также направляет для использования в работе материалы практики возбуждения уголовных дел по материалам налоговых органов, в том числе приговор по части 1 статьи 173.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, необходимо учитывать, что в случае обнаружения при исполнении налоговыми органами функций по государственной регистрации юридических лиц обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных статьями 202, 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, соответствующие заявления направляются в органы, к подследственности которых относится предварительное расследование в соответствии со статьёй 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, с приложением материалов, содержащих информацию, указывающую на признаки соответствующего преступления. Указанные заявления (материалы) направляются также в случае, если обстоятельства, указывающие на подделку, использование заведомо подложных документов, злоупотреблений, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, выявлены при осуществлении иных полномочий налоговых органов в установленной сфере деятельности, в том числе в рамках проведения налогового контроля.
Заявления (материалы), указанные в настоящем письме, подлежат согласованию со структурными подразделениями, выполняющими функции по правовому обеспечению деятельности налогового органа.
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение в практической работе в целях повышения эффективности взаимодействия с правоохранительными органами.
Протоколы совещаний трёхсторонних рабочих групп по обсуждению методов активизации работы по возбуждению уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также организации работы по возбуждению уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных статьями 202, 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, направить в Управление регистрации и учёта налогоплательщиков ФНС России в срок до 31 марта 2014 года.
При наличии предложений по внесению изменений в статьи 170.1, 173.1, 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации представить их в Управление регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России в срок до 7 февраля 2014 года.
Абзац не применяется - письмо ФНС России от 11 января 2019 года N ГД-4-14/157@. - См. предыдущую редакцию.
Информация по итогам 2013 года представляется в срок до 10 февраля 2014 года по форме, предусмотренной письмом ФНС России от 30 июля 2013 года N 6-6-04/0685@, которое в дальнейшем применению не подлежит.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.А.Аракелов
Методические рекомендации по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации
Настоящие Методические рекомендации по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - Методические рекомендации), определяют порядок оформления и сроки направления налоговыми органами материалов в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1 и статьями 173.1, 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
1. При обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 170.1 УК РФ, налоговый орган направляет в соответствующий следственный орган Следственного комитета Российской Федерации заявление, которое должно содержать:
а) изложение обстоятельств, указывающих на наличие признаков преступления, предусмотренного частью 1 статьи 170.1 УК РФ, включая следующие сведения: полное и (при наличии) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и ИНН, адрес (место нахождения) юридического лица, в отношении которого в налоговый орган представлены документы, содержащие заведомо ложные данные, в целях внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, об обременении доли, о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество; данные об учредителе (участнике) юридического лица, о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, о которых в налоговый орган представлены недостоверные сведения в целях отражения в ЕГРЮЛ (полное и (при наличии) сокращенное наименование, ОГРН и ИНН, адрес (место нахождения) юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства физического лица); сведения о лице, являющемся заявителем при представлении в налоговый орган документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений (фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства);
б) описание предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка государственной регистрации юридических лиц, в том числе порядка представления документов в налоговый орган и внесения сведений в ЕГРЮЛ.
2. К заявлению налогового органа, упомянутому в пункте 1 настоящих Методических рекомендаций, прилагаются:
копии документов, представленных в налоговый орган в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, об обременении доли, о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица;
копия решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, принятого по результатам рассмотрения вышеуказанных документов;
копии документов, на основании которых можно сделать вывод о представлении в налоговый орган документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, об обременении доли, о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество;
копии поступившего в налоговый орган обращения о фальсификации ЕГРЮЛ и прилагаемых к нему материалов, а также ответа налогового органа на такое обращение;
копии полученных налоговым органом в ходе проведения мероприятий налогового контроля, а также осуществления производства по делу об административном правонарушении объяснений физических лиц (руководителя, учредителя (участника), иных лиц) по фактам представления в налоговый орган документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях отражения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений;
иные имеющиеся у налогового органа материалы, содержащие информацию, указывающую на признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 170.1 УК РФ.
3. При обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.1 УК РФ, налоговый орган направляет в соответствующий орган внутренних дел заявление, которое должно содержать:
а) изложение обстоятельств, указывающих на наличие признаков преступления, предусмотренного статьей 173.1 УК РФ, включая следующие сведения: полное и (при наличии) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и ИНН, адрес (место нахождения) юридического лица, образованного (созданного, реорганизованного) с участием подставных лиц; фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства физического лица, являющегося учредителем (участником) или органом управления юридического лица, путем введения в заблуждение которого было образовано (создано, реорганизовано) юридическое лицо; сведения о лице, являющемся заявителем при представлении в налоговый орган документов, в соответствии с которыми в ЕГРЮЛ внесены сведения об образовании (создании, реорганизации) юридического лица;
б) описание предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка государственной регистрации юридических лиц, в том числе порядка представления документов в регистрирующий орган и внесения сведений в ЕГРЮЛ.
4. К заявлению налогового органа, упомянутому в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций, прилагаются:
копии документов, на основании которых в ЕГРЮЛ внесены сведения о создании юридического лица, и (или) представленных в целях внесения в ЕГРЮЛ вышеуказанных сведений;
копии документов, содержащих информацию, указывающую на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.1 УК РФ, в частности: копии поступившего в налоговый орган обращения и прилагаемых к нему материалов, а также ответа налогового органа на такое обращение; копии объяснений должностных лиц, учредителей (участников) организации, иных лиц, полученных налоговым органом, в том числе в ходе проведения мероприятий налогового контроля, осуществления производства по делу об административном правонарушении;
иные имеющиеся у налогового органа материалы, содержащие информацию, указывающую на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.1 УК РФ.
5. При обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.2 УК РФ, налоговый орган направляет в соответствующий орган внутренних дел заявление, которое должно содержать:
а) изложение обстоятельств, указывающих на наличие признаков преступления, предусмотренного статьей 173.2 УК РФ, включая следующие сведения: полное и (при наличии) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и ИНН, адрес (место нахождения) юридического лица, образованного (созданного, реорганизованного) при предоставлении документа, удостоверяющего личность, или выдаче доверенности либо приобретении документа, удостоверяющего личность, или использования персональных данных, полученных незаконным путем; фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства физического лица, предоставившего документ, удостоверяющий личность, или выдавшего доверенность, или приобретшего документ, удостоверяющий личность, или использовавшего персональные данные, полученные незаконным путем, для образования (создания, реорганизации) юридического лица; сведения о лице, являющемся заявителем при представлении в налоговый орган документов, в соответствии с которыми в ЕГРЮЛ внесены сведения об образовании (создании, реорганизации) вышеупомянутого юридического лица;
б) описание предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка государственной регистрации юридических лиц, в том числе порядка представления документов в регистрирующий орган и внесения сведений в ЕГРЮЛ.
6. К заявлению налогового органа, упомянутому в пункте 5 настоящих Методических рекомендаций, прилагаются:
копии документов, на основании которых в ЕГРЮЛ внесены сведения о создании юридического лица, и (или) представленных в целях внесения в ЕГРЮЛ вышеуказанных сведений;
копии документов, содержащих информацию, указывающую на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.2 УК РФ, в частности: копии поступившего в налоговый орган обращения и прилагаемых к нему материалов, а также ответа налогового органа на такое обращение; копии объяснений должностных лиц, учредителей (участников) организации, иных лиц, полученных налоговым органом, в том числе в ходе проведения мероприятий налогового контроля, осуществления производства по делу об административном правонарушении;
иные имеющиеся у налогового органа материалы, содержащие информацию, указывающую на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.2 УК РФ.
7. Указанные в пунктах 1, 3, 5 настоящих Методических рекомендаций заявления подписываются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
8. Указанные в пунктах 2, 4, 6 настоящих Методических рекомендаций копии документов заверяются подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и скрепляются печатью налогового органа.
9. Материалы, указанные в пунктах 1-6, настоящих Методических рекомендаций, направляются в правоохранительные органы не позднее пяти рабочих дней со дня обнаружения обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 УК РФ.
10. Налоговый орган представляет дополнительную информацию по переданным ранее материалам на основании письменного запроса правоохранительного органа.
11. Передача материалов о нарушениях законодательства, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 16 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне".
Передача материалов о нарушениях законодательства, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заполняется за 1 квартал, 6 месяцев, 9 месяцев, год, нарастающим итогом с начала календарного года, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом |