Действующий

О Концепции взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных избирательных комиссий с политическими партиями и общественными организациями в области развития правовой культуры и повышения электоральной активности молодых избирателей Российской Федерации до 2018 года

1. Общие положения


Деятельность Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в области повышения правовой культуры избирателей, в том числе молодых, является неотъемлемой частью мероприятий по подготовке и проведению выборов и референдумов.

Государственная политика в этой области имеет уже сложившуюся традицию и практику: Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 228 была одобрена Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации, включавшая перечень программных мероприятий на период с 1995 по 1999 год.

Начиная с 2000 года деятельность ЦИК России и созданного для реализации указанной Федеральной программы Российского центра обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в этой области строилась в соответствии с комплексами мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации и ежегодными сводными планами мероприятий по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов. Значительное место в этой деятельности занимала и занимает работа с молодыми гражданами Российской Федерации в возрасте от 18 до 35 лет.

Избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации регулярно принимались соответствующие региональные программы повышения правовой культуры избирателей и обучения организаторов выборов, в реализации которых активное участие принимали территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований, иные избирательные комиссии.

В период действия Федеральной программы были заложены исходные законодательные, административные, информационные и научные основы современной, отвечающей требованиям международных стандартов избирательной системы Российской Федерации.

28 декабря 2007 года было принято постановление ЦИК России N 83/666-5 "О проведении Дня молодого избирателя", в соответствии с которым была определена дата проведения ежегодных мероприятий для молодых избирателей - третье воскресенье февраля. Начиная с 2008 года в рамках указанного проекта избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации организуется широкий спектр мероприятий, направленных на развитие правовой культуры и повышение электоральной активности молодых избирателей, в том числе просветительского характера (олимпиады, семинары, викторины, классные часы, циклы правовых лекториев, заседания молодежных политических клубов), ознакомительного характера (дни открытых дверей в избирательных комиссиях, выставки публикаций, фотографий, плакатов на тему избирательного процесса), развлекательного характера (конкурсы, "ярмарки молодежных идей", интерактивные игры).

В целях совершенствования государственной политики в области образования и науки, в том числе и юридического образования, принят Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образовании и науки", регулирующий вопросы подготовки высококвалифицированных специалистов, ориентированных на решение правовых задач, стоящих перед государством и обществом.

Таким образом, развитие правовой культуры и повышение электоральной активности молодых избирателей остается одним из приоритетных направлений в деятельности ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, иных избирательных комиссий и является составной частью мероприятий по подготовке и проведению выборов всех уровней: федеральных, региональных, муниципальных.

В настоящее время работа в этом направлении осуществляется в соответствии с Планом работы ЦИК России на 2013 год, концепцией обучения кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса в Российской Федерации в 2013-2015 годах, Сводным планом основных мероприятий федерального казенного учреждения "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, совершенствованию и развитию избирательных технологий в Российской Федерации на 2013 год.

Распоряжением Председателя ЦИК России В.Е.Чурова от 10 апреля 2008 года N 88-р образована Экспертная группа при Председателе ЦИК России по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными организациями и молодежными объединениями "с целью повышения уровня экспертных оценок, обеспечения контроля за соблюдением избирательных прав граждан, информационно-аналитического и организационного обеспечения взаимодействия ЦИК России с политическими партиями, общественными организациями и молодежными объединениями".

Кроме того, постановлением ЦИК России от 23 июня 2010 года N 208/1406-5 при ЦИК России создан Общественный научно-методический консультативный совет, состоящий из 12 секций, в том числе секции по вопросам обеспечения избирательных прав молодежи и студентов, в состав которой входят представители органов государственной власти, учебных и научных учреждений, молодежных организаций. В направления ее работы входят вопросы молодежных избирательных комиссий, привлечение молодежи и студенчества к участию в избирательном процессе и ряд других.

Вместе с тем предварительный обзор практики указанной работы позволяет выявить ряд проблем, связанных с недостатками в организационных и содержательных параметрах сложившейся системы, в том числе:

действующая система охватывает достаточно ограниченный круг участников;

система не предоставляет возможности оперативного и содержательного изменения учебных программ, подготовки доступных для широкого круга пользователей учебно-методических материалов, в том числе с использованием современных информационных технологий, адаптированных для восприятия молодыми людьми;

система использует методики, не всегда позволяющие в необходимом формате и объеме доносить необходимую информацию до избирателей;

система не использует в полной мере свои просветительские и пропагандистские возможности и не направлена на их развитие.

Кроме того, в ходе федеральных выборов 2011-2012 годов возник ряд новых общественных организаций и движений, не всегда использующих правомерные способы общественного контроля за выборами в стране.

В связи с этим возникла необходимость разработки Концепции взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных избирательных комиссий с политическими партиями и общественными организациями в области развития правовой культуры и повышения электоральной активности молодых избирателей Российской Федерации до 2018 года (далее - Концепция), учитывающей накопленный опыт, объединяющей существующие направления и формы указанной деятельности, и в то же время определяющей новые подходы и способы работы с молодыми избирателями.