ПРИКАЗ
от 19 июля 2013 года N 1349
(с изменениями на 8 июля 2016 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ФТС России от 8 июля 2016 года N 1339.
____________________________________________________________________
В целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, упорядочения действий должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами (далее - Инструкция).
2. Начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, в регионах деятельности которых находятся морские и речные порты, открытые для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, обеспечить:
1) доведение Инструкции до подчиненных должностных лиц и организацию ее изучения и применения;
2) внесение изменений в положения об отделах, должностные инструкции (регламенты) должностных лиц таможенных органов, функции и обязанности которых изменяются в соответствии с Инструкцией, в течение месяца со дня подписания настоящего приказа.
3. Главному управлению информационных технологий (А.Е.Шашаев), Центральному информационно-техническому таможенному управлению (А.А.Тимофеев) до 31 июля 2013 года доработать необходимые информационные программные средства ЕАИС таможенных органов в соответствии с требованиями Инструкции.
4. Признать утратившими силу:
5. Признать утратившим силу подпункт 5 подпункта "а" пункта 1 приказа ФТС России от 14 января 2010 года N 23 "О внесении изменений в некоторые правовые акты ФТС России".
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Р.В.Давыдова.
И.о. руководителя
генерал-полковник
таможенной службы
В.М.Малинин
Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза этими судами
(с изменениями на 8 июля 2016 года)
1. Настоящая Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами (далее - Инструкция), определяет последовательность действий уполномоченных должностных лиц таможенного поста (далее - должностные лица), в регионе деятельности которого находится морской (речной) порт, в должностные обязанности которых входят функции совершения таможенных операций при прибытии судов, используемых в целях торгового мореплавания (далее - суда), на таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория), помещении товаров, перемещаемых судами, на временное хранение, погрузке товаров на суда, убытии судов с таможенной территории, подтверждении фактического вывоза товаров, проведения таможенного контроля судов и перевозимых ими товаров и транспортных средств, приема, оформления и учета документов, необходимых для таможенных целей.
Действия по санитарно-карантинному, карантинному фитосанитарному и ветеринарному контролю в части проверки документов в отношении судов, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами, осуществляются таможенными органами в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком и иными нормативными правовыми актами.
2. Инструкция разработана в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 года N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст.2796) (далее - Кодекс), Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2001, N 22, ст.2125; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 15, ст.1519; N 45, ст.4377; 2005, N 52 (1 ч.), ст.5581; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 46, ст.5557; N 50, ст.6246; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.2), ст.3616; N 49, ст.5748; 2009, N 1, ст.30; N 29, ст.3625; 2010, N 27, ст.3425; N 48, ст.6246; 2011, N 23, ст.3253, N 25, ст.3534; N 30 (ч.1), ст.4590, N 30 (ч.1), ст.4596, N 45, ст.6335; N 48, ст.6728; 2012, N 18, ст.2128; N 25, ст.3268, N 31, ст.4321), Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст.6252; 2011, N 27, ст.3873, N 29, ст.4291, N 50, ст.7351; 2012, N 53 (ч.1), ст.7608; 2013, N 14, ст.1656), Типовой схемой организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 22 декабря 2009 года N 247 (зарегистрирован Минюстом России 12.02.2010, рег. N 16401) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 3 ноября 2010 года N 239 (зарегистрирован Минюстом России 11.02.2011, рег. N 19817) (далее - Типовая схема).
3. Решения таможенного органа (начальника таможенного поста или уполномоченного им должностного лица) при совершении таможенных операций прибытия/убытия, а также проведения таможенного контроля судов принимаются в виде резолюций на соответствующих заявлениях заинтересованных лиц либо иным способом, определенным Технологической схемой пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утверждаемой в установленном порядке, разработанной на основе Типовой схемы (далее - Технологическая схема).
4. При поступлении в таможенный пост уведомления судовладельца (пункт 19 Типовой схемы), перевозчика либо лица, действующего по его поручению (далее - перевозчик), на прибытие судна (далее - уведомление о прибытии судна) в морской (речной) порт (далее - порт) должностное лицо вносит сведения, указанные в уведомлении о прибытии, в журнал уведомлений о прибытии/убытии судов с использованием штатных программных средств, образец которого приведен в приложении N 1 к Инструкции.
В случае отсутствия возможности ведения указанного журнала при помощи штатного программного средства он ведется на бумажном носителе в соответствии с номенклатурой дел таможенного органа.
Способы и время передачи предварительной заявки и уведомления на прибытие судна приводятся в Технологической схеме.
5. Должностное лицо фиксирует факт прибытия судна в журнале учета прибытия судов загранплавания, образец которого приведен в приложении N 2 к Инструкции, с использованием штатных программных средств.
В случае отсутствия возможности ведения указанного журнала при помощи штатного программного средства он ведется на бумажном носителе в соответствии с номенклатурой дел таможенного органа.
6. Должностное лицо при прибытии судна на таможенную территорию принимает от перевозчика документы и сведения, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 2 статьи 159 Кодекса.
7. Получение и использование таможенным органом документов и сведений, указанных в подпункте 2 пункта 1 и пункте 2 статьи 159 Кодекса, представленных перевозчиком в электронном виде в отношении судов, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами, при прибытии судов на таможенную территорию (далее - предварительная информация), производится с учетом особенностей, указанных в главах VI и VII Инструкции.
При представлении перевозчиком указанных документов и сведений в бумажном виде должностное лицо проверяет его полномочия.
8. Документы, подтверждающие полномочия лица, действующего по поручению перевозчика, могут быть приняты таможенным постом как заблаговременно, так и при подаче документов и сведений, предусмотренных соответствующей таможенной процедурой.
9. Должностные лица не вправе требовать от перевозчика представления других документов и сведений, кроме предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 2 статьи 159 Кодекса. При представлении документов, составленных не на русском языке, перевод сведений, содержащихся в таких документах, обеспечивается перевозчиком или иным заинтересованным лицом (за исключением случаев, если таможенному органу представлены стандартные перевозочные (транспортные) документы, форма и содержание которых установлены международными соглашениями в области транспорта, участницей которых является Российская Федерация).
10. На основании полученной информации о прибытии судна, а также представленных перевозчиком документов и сведений, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 2 статьи 159 Кодекса, начальник таможенного органа либо уполномоченное им должностное лицо, используя систему управления рисками, определяет места совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, последовательность их проведения в отношении прибывающего судна и перевозимых им товаров.
11. Решение о проведении таможенного контроля без направления должностных лиц на борт судна (далее - документальный контроль) принимается начальником таможенного поста (лицом, им уполномоченным) при соблюдении следующих условий (пункт 9 Типовой схемы):
в таможенный орган представлена предварительная информация, в т.ч. в соответствии со статьей 42 Кодекса;
документы, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 2 статьи 159 Кодекса, поданы перевозчиком;
отсутствует необходимость применения мер по минимизации рисков, установленных в рамках системы управления рисками (если системой управления рисками не предусмотрено применение мер по минимизации рисков в отношении судна, а также товаров, перемещаемых на судне, непосредственно на борту судна, то такие меры применяются при разгрузке товаров);
на борту судна отсутствуют табачные изделия и алкогольные напитки (за исключением тех, которые будут потребляться на судне во время его стоянки в порту, а также находящихся в помещениях под обеспечением капитана судна), оружие, патроны к нему, боеприпасы, их части и принадлежности, взрывчатые вещества и взрывные устройства (далее - оружие и боеприпасы), лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества (далее - лекарственные средства) (за исключением находящихся в судовой аптечке или в судовом сейфе под обеспечением капитана судна), а также товары, не предназначенные для выгрузки в данном порту;
имеется информация об отсутствии на борту судна товаров, перемещаемых членами экипажа и подлежащих обязательному письменному декларированию в установленном порядке, либо заявлена информация о постоянном пребывании всех членов экипажа на борту судна во время стоянки судна в порту, либо имеются места, специально установленные для целей таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых пассажирами и членами экипажа судов.
12. Начальник таможенного органа или должностное лицо, им уполномоченное, незамедлительно уведомляет администрацию порта о выбранном таможенным органом месте совершения таможенных операций в отношении судна (в месте расположения таможенного органа либо на борту судна). Способ такого уведомления приводится в Технологической схеме.
13. При принятии решения о совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля на борту судна либо осуществлении документального контроля начальник таможенного поста либо должностное лицо:
принимает решение о необходимости проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств в случае, если необходимость проведения таможенного досмотра установлена системой управления рисками, либо применяет меры по минимизации рисков в соответствии с правовым актом ФТС России, устанавливающим технологию применения системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации;
в случае несоблюдения условий, указанных в пункте 11 Инструкции, назначает должностных лиц для совершения таможенных операций на борту судна и определяет порядок их работы.
14. Начальник таможенного поста или уполномоченное им должностное лицо разрешает (пункт 2 статьи 160 Кодекса, пункт 8.1 Типовой схемы) разгрузку товаров и/или выгрузку транспортных средств международной перевозки с находящимися на них товарами в место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории порта, а также допуск на судно работников порта, обеспечивающих выполнение грузовых операций, в том числе, если в Технологической схеме не предусмотрено совмещение разгрузочных работ на судне с контрольно-проверочными действиями государственных контролирующих органов, до окончания совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля судна, при условии завершения пограничного контроля судна, если перевозчиком представлены все необходимые для проверки судна и товаров документы и сведения, а также отсутствуют признаки нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Разрешение на разгрузку оформляется путем проставления в декларации о грузе (судовом манифесте) отметки "Разгрузка разрешена" с указанием "За исключением товаров, перемещаемых по транспортным (перевозочным) документам NN" (в случае выявления товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию, а также товаров, ограниченных к ввозу на таможенную территорию, на которые перевозчиком не представлены необходимые разрешительные документы), которые заверяются подписью, оттиском личной номерной печати (далее - ЛНП) с проставлением времени и даты.
Начальник таможенного поста или уполномоченное им должностное лицо запрещает разгрузку товаров и/или выгрузку транспортных средств международной перевозки, находящихся на судах, в отношении которых не представлены все необходимые для проверки товаров документы и сведения, а также имеют место признаки нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, путем проставления в декларации о грузе и соответствующем транспортном (перевозочном) документе (документах) отметок "Ввоз запрещен" (в отношении запрещенных к ввозу на таможенную территорию товаров), которые заверяются подписью, оттиском ЛНП с проставлением времени и даты.
15. В случае невозможности вывоза товаров и транспортных средств, ввоз которых на таможенную территорию запрещен или ограничен, или неосуществления их немедленного вывоза эти товары и транспортные средства подлежат задержанию и с ними производятся действия в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.
Должностное лицо проставляет на транспортном (перевозочном) документе штамп "Выпуск запрещен", отметку "Товар (транспортное средство) помещается в ЗТК (на СВХ) и подлежит обратному вывозу до ДД.ММ.ГГГГ", которые заверяет подписью, оттиском ЛНП с проставлением времени и даты.
В случае задержания товаров, транспортных средств и документов на них должностным лицом таможенного поста составляется протокол по форме, установленной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 260 "О формах таможенных документов" с изменениями, внесенными Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года N 676 и Решением Коллегии Евразийской экономической Комиссии от 23 августа 2012 года N 136.
16. При совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении прибывшего судна, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых судном, должностные лица:
проверяют правильность заполнения документов для таможенных целей, полноту и достоверность заявленных таможенному органу сведений, содержащихся в представленных перевозчиком документах;
выявляют товары, запрещенные или ограниченные к ввозу на таможенную территорию;
принимают решения в рамках и на основании системы управления рисками (о применении в отношении судна и перемещаемых им товаров необходимых форм таможенного контроля, установленных статьей 110 Кодекса);
проверяют соблюдение условий временного ввоза судна на таможенную территорию либо завершения временного вывоза судна с таможенной территории, установленных Кодексом и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
проводят таможенный контроль товаров, перемещаемых пассажирами и членами экипажа судна, в установленных Технологической схемой местах;
принимают меры, установленные таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации, при выявлении признаков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза или законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
17. При совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля на борту прибывшего судна уполномоченные на производство указанных действий должностные лица таможенного поста в дополнение к указанным в пунктах 14-16 Инструкции действиям:
проверяют записи в журналах материального учета судна и документы на ввозимые на судне судовое снаряжение, судовые запасные части и судовые припасы (в соответствии с подпунктом "4" пункта 20 Типовой схемы) для сверки с документами и сведениями, представленными перевозчиком в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 2 статьи 159 Кодекса;
производят таможенный осмотр судна и товаров, перемещаемых на судне, с учетом требований пункта 13 Типовой схемы, а также фиксацию его результатов в установленном порядке в присутствии уполномоченных членов экипажа;