Протокол к Энергетической Хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам
Договаривающиеся стороны настоящего Протокола,
принимая во внимание Европейскую Энергетическую Хартию, принятую в Заключительном Документе Гаагской Конференции по Европейской Энергетической Хартии, подписанном в Гааге 17 декабря 1991 года, и, в частности, содержащиеся в ней декларации о том, что необходимо сотрудничество в области энергетической эффективности и соответствующей охраны окружающей среды;
принимая во внимание также Договор к Энергетической Хартии, открытый для подписания с 17 декабря 1994 года по 16 июня 1995 года;
учитывая работу, проводимую международными организациями и форумами в области энергетической эффективности и экологических аспектов энергетического цикла;
сознавая повышение надежности энергообеспечения и значительные экономические и экологические выгоды, которые являются результатом осуществления мер по повышению энергетической эффективности на основе эффективности затрат, и сознавая их значение для структурной перестройки экономики и повышения уровня жизни;
признавая, что повышение энергетической эффективности ослабляет негативные последствия энергетического цикла для окружающей среды, включая потепление мирового климата и подкисление;
будучи убеждены, что цены на энергию должны максимально отражать условия конкурентного рынка, обеспечивая ценообразование, ориентированное на рынок, включая более полное отражение экологических затрат и выгод, и признавая, что такое ценообразование имеет первостепенное значение для прогресса в области энергетической эффективности и соответствующей охраны окружающей среды;
признавая важную роль частного сектора, включая малые и средние предприятия, в содействии мерам по повышению эффективности энергетики и в их осуществлении и стремясь обеспечить благоприятные институциональные рамки для экономически жизнеспособных инвестиций в повышение энергетической эффективности;
признавая, что коммерческие формы сотрудничества, возможно, следует дополнять межправительственным сотрудничеством, особенно в области разработки энергетической политики и анализа, а также в других областях, которые являются существенно важными для повышения энергетической эффективности, но не могут финансироваться из частных источников; и
желая предпринять совместные и скоординированные меры в области энергетической эффективности и соответствующей охраны окружающей среды и принять Протокол, обеспечивающий основу для максимально экономного и эффективного использования энергии:
Договорились о нижеследующем:
Введение
Охват и цели Протокола
(1) Настоящий Протокол определяет программные принципы содействия повышению энергетической эффективности как значительного источника энергии и последующего ослабления неблагоприятного Воздействия на Окружающую Среду энергетических систем. Кроме того, он содержит руководящие принципы для разработки программ по энергетической эффективности, намечает области сотрудничества, а также создает основу для развития совместных или скоординированных действий. Эти действия могут охватывать поисковые работы, разведку, производство, преобразование, хранение, транспортировку, распределение и потребление энергии и могут относиться к любому экономическому сектору.
(2) Целями настоящего Протокола являются:
(a) содействие политике в области энергетической эффективности, соответствующей устойчивому развитию;
(b) создание рамочных условий, побуждающих производителей и потребителей использовать энергию максимально экономно, эффективно и экологически обоснованно, в особенности посредством организации эффективных рынков энергии и более полного учета экологических затрат и выгод; и
(c) поощрение сотрудничества в области энергетической эффективности.
Определения
В настоящем Протоколе:
(1) "Хартия" означает Европейскую Энергетическую Хартию, принятую в Заключительном Документе Гаагской Конференции по Европейской Энергетической Хартии, подписанном в Гааге 17 декабря 1991 года; подписание Заключительного Документа рассматривается как подписание Хартии.
(2) "Договаривающаяся Сторона" означает государство или Организацию Региональной Экономической Интеграции, которые согласились с обязательностью для них настоящего Протокола и для которых Протокол находится в силе.
(3) "Организация Региональной Экономической Интеграции" означает организацию, образованную государствами, которой они передали компетенцию по определенным вопросам, ряд которых регулируется настоящим Протоколом, включая право принимать обязательные для них решения по этим вопросам.
(4) "Энергетический Цикл" означает всю энергетическую цепочку, включающую деятельность, связанную с поисковыми работами, разведкой, производством, преобразованием, хранением, транспортировкой, распределением и потреблением различных форм энергии и переработкой и удалением отходов, а также остановку, прекращение и закрытие такой деятельности с целью сведения к минимуму вредного Воздействия на Окружающую Среду.
(5) "Эффективность Затрат" означает достижение определенной цели при самых низких затратах либо получение наибольшей выгоды при данных затратах.
(6) "Повышение Энергетической Эффективности" означает мероприятия, направленные на сохранение выпуска той же единицы продукции (товара или услуги) без снижения качества или характеристик продукции при уменьшении затрат энергии, необходимых для производства этой продукции.
(7) "Воздействие на Окружающую Среду" означает любое воздействие, оказываемое данной деятельностью на окружающую среду, в том числе на здоровье и безопасность человека, флору, фауну, почву, воздух, воду, климат, пейзаж и исторические памятники или другие физические сооружения либо взаимодействие между этими факторами; оно включает также воздействие на культурное наследие или социально-экономические условия в результате изменений этих факторов.
Программные принципы
Основные принципы
Договаривающиеся Стороны руководствуются следующими принципами:
(1) Договаривающиеся Стороны сотрудничают и, когда это целесообразно, оказывают друг другу содействие в разработке и осуществлении политики, законов и нормативных актов в области энергетической эффективности.
(2) Договаривающиеся Стороны определяют политику в области энергетической эффективности и устанавливают надлежащие правовые и нормативные рамки, которые, inter alia, способствуют:
(a) эффективному функционированию рыночных механизмов, включая ориентированное на рынок ценообразование и более полное отражение экологических затрат и выгод;
(b) снижению барьеров, препятствующих энергетической эффективности, стимулируя тем самым инвестиции;
(c) механизмам финансирования инициатив по энергетической эффективности;
(d) образованию и просвещению;
(e) распространению и передаче технологий;
(f) открытости правовых и нормативных рамок.
(3) Договаривающиеся Стороны стремятся добиваться наибольшей выгоды от энергетической эффективности в рамках всего Энергетического Цикла. С этой целью они максимально компетентно формулируют и осуществляют политику в области энергетической эффективности, а также совместные и скоординированные действия на основе Эффективности Затрат и экономической эффективности, с должным учетом экологических аспектов.
(4) Политика в области энергетической эффективности охватывает как краткосрочные меры по исправлению предшествующей практики, так и долгосрочные меры по повышению энергетической эффективности в рамках Энергетического Цикла.
(5) При осуществлении сотрудничества для достижения цели настоящего Протокола Договаривающиеся Стороны принимают во внимание различия между Договаривающимися сторонами, касающиеся неблагоприятных последствий и затрат по их ослаблению.
(6) Договаривающиеся Стороны признают важную роль частного сектора. Они поощряют принятие мер коммунальными энергетическими предприятиями, ответственными органами власти и специализированными организациями, а также тесное сотрудничество между промышленностью и административными органами.
(7) В совместных или скоординированных действиях учитываются соответствующие принципы, принятые в международных соглашениях, направленных на охрану и улучшение окружающей среды, в которых участвуют Договаривающиеся Стороны.
(8) Договаривающиеся Стороны полностью используют работу и опыт компетентных международных или других органов и стремятся избегать дублирования.
Разделение ответственности и координация
Каждая Договаривающаяся Сторона стремится обеспечивать координацию политики в области энергетической эффективности между всеми своими ответственными органами власти.
Стратегии и программные цели
Договаривающиеся Стороны формулируют стратегии и программные цели в области Повышения Энергетической Эффективности и тем самым ослабления Воздействия на Окружающую Среду Энергетического Цикла в соответствии с их собственными конкретными энергетическими условиями. Эти стратегии и программные цели должны быть открыты для всех заинтересованных сторон.
Финансирование и финансовые стимулы
(1) Договаривающиеся Стороны поощряют осуществление новых подходов и методов финансирования инвестиций в повышение энергетической эффективности и в связанную с энергетикой охрану окружающей среды, таких как договоренности о совместных предприятиях между потребителями энергии и внешними инвесторами (далее именуемые "Финансирование Третьими Сторонами").
(2) Договаривающиеся Стороны стремятся использовать рынки частного капитала и существующие международные финансовые учреждения и содействуют доступу к ним с целью облегчения инвестиций в Повышение Энергетической Эффективности и в связанную с энергетической эффективностью охрану окружающей среды.
(3) Договаривающиеся Стороны могут, при условии соблюдения положений Договора к Энергетической Хартии и других своих международных юридических обязательств, предоставлять фискальные или финансовые стимулы энергопользователям с целью облегчения внедрения на рынок энергетически эффективных технологий, продуктов и услуг. Они стремятся делать это таким образом, который обеспечивает открытость и сводит к минимуму диспропорции на международных рынках.
Содействие энергетически эффективной технологии
(1) В соответствии с положениями Договора к Энергетической Хартии Договаривающиеся Стороны поощряют коммерческую торговлю и сотрудничество в области энергетически эффективных и экологически обоснованных технологий, услуг и методов управления, относящихся к энергии.
(2) Договаривающиеся Стороны содействуют использованию таких технологий, услуг и методов управления в рамках всего Энергетического Цикла.
Отечественные программы
(1) Для достижения программных целей, сформулированных в соответствии со Статьей 5, каждая Договаривающаяся Сторона разрабатывает, выполняет и регулярно обновляет программы повышения энергетической эффективности, наиболее соответствующие ее условиям.
(2) Такие программы могут включать такую деятельность, как:
(a) разработка долгосрочных сценариев спроса и предложения энергии, которыми можно было бы руководствоваться при принятии решений;
(b) оценка влияния предпринимаемых действий на энергетику, окружающую среду и экономические показатели;
(c) определение норм, разработанных для повышения эффективности использующего энергию оборудования, и усилия по их гармонизации на международном уровне, чтобы избежать диспропорций в торговле;
(d) развитие и поощрение частной инициативы и промышленного сотрудничества, включая совместные предприятия;
(e) содействие использованию наиболее энергетически эффективных технологий, которые являются экономически эффективными и экологически обоснованными;
(f) поощрение новаторских подходов к капиталовложениям в повышение энергетической эффективности, таких как Финансирование Третьими Сторонами и совместное финансирование;
(g) разработка соответствующих энергетических балансов и баз данных, например, с данными о спросе на энергию на достаточно подробном уровне и о технологиях Повышения Энергетической Эффективности;
(h) содействие созданию экспертных и консультативных служб, которые могли бы действовать в рамках государственных или частных промышленных предприятий или предприятий коммунальных услуг и предоставляли бы информацию о программах повышения энергетической эффективности и энергетически эффективных технологиях и оказывали бы содействие потребителям и предприятиям;
(i) поддержка и поощрение комбинированного производства электроэнергии и тепла, а также мер, направленных на повышение эффективности производственных и распределительных систем центрального теплоснабжения зданий и промышленных предприятий;
(j) создание, на соответствующих уровнях, специализированных органов по энергетической эффективности, которые имеют достаточное финансирование и укомплектование кадрами для разработки и осуществления политики.
(3) При реализации своих программ в области энергетической эффективности Договаривающиеся Стороны обеспечивают наличие надлежащих институциональных и правовых инфраструктур.
Международное сотрудничество
Области сотрудничества
Сотрудничество между Договаривающимися Сторонами может проводиться в любой необходимой форме. Области возможного сотрудничества перечислены в Приложении.