ПРИКАЗ
от 14 декабря 2013 года N 741
(с изменениями на 24 декабря 2021 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минэкономразвития России от 24 декабря 2021 года N 794 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.02.2022, N 0001202202110012).
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 года N 991 "О порядке проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст.5825)
приказываю:
Министр
А.Улюкаев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
7 марта 2014 года,
регистрационный N 31544
Методические указания по подготовке стратегического и комплексного обоснований инвестиционного проекта, а также по оценке инвестиционных проектов, претендующих на финансирование за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе
(с изменениями на 24 декабря 2021 года)
1. Методические указания по подготовке стратегического и комплексного обоснований инвестиционного проекта, а также по оценке инвестиционных проектов, претендующих на финансирование за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе (далее - Указания) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 года N 991 "О порядке проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст.5825).
2. Указания определяют требования к подготовке стратегического и комплексного обоснований инвестиционного проекта, а также порядок оценки инвестиционных проектов, претендующих на финансирование за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе.
3. Пункт утратил силу с 22 февраля 2022 года - приказ Минэкономразвития России от 24 декабря 2021 года N 794. - См. предыдущую редакцию.
4. Разработка стратегического обоснования осуществляется инициатором проекта путем подготовки паспорта инвестиционного проекта и пояснительной записки.
5. Подготовка паспорта инвестиционного проекта осуществляется в соответствии с формой, предусмотренной Правилами проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 991 (далее - Правила).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2022 года приказом Минэкономразвития России от 24 декабря 2021 года N 794. - См. предыдущую редакцию)
6. Паспорт инвестиционного проекта и пояснительная записка направляются инициатором инвестиционного проекта в уполномоченный орган, а в случае если инвестиционный проект является комплексным, - в Правительство Российской Федерации, в печатном виде. Указанные документы должны иметь четкую печать текстов, быть подписаны руководителем инициатора проекта (иным уполномоченным им лицом), скреплены соответствующими печатями и сформированы в папки в той последовательности, в которой они перечислены в описи. Подчистки и исправления не допускаются.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2022 года приказом Минэкономразвития России от 24 декабря 2021 года N 794. - См. предыдущую редакцию)
7. Требования к заполнению паспорта инвестиционного проекта:
7.1. В пункте 1 паспорта инвестиционного проекта указывается полное наименование инвестиционного проекта.
7.2. В пункте 2 паспорта инвестиционного проекта указывается краткое описание инвестиционного проекта, включающее раскрытие цели реализации инвестиционного проекта, перечень создаваемых или планируемых к созданию в рамках реализации инвестиционного проекта объектов, создаваемые эффекты от реализации инвестиционного проекта, а также иные параметры, характерно описывающие инвестиционный проект.
7.3. В пункте 3 паспорта инвестиционного проекта указываются все участники инвестиционного проекта, включая инициатора инвестиционного проекта, а также выгодоприобретатель, в случае если инициатором инвестиционного проекта является финансовый посредник, заключивший с выгодоприобретателем договор аренды, и (или) договор лизинга, и (или) договор займа, с указанием полного наименования, сведений об организационно-правовой форме, о местонахождении, почтового адреса (для юридического лица), фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии), почтового адреса (для физического лица).
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2022 года приказом Минэкономразвития России от 24 декабря 2021 года N 794. - См. предыдущую редакцию)
7.4. В пункте 4 паспорта инвестиционного проекта указываются цели инвестиционного проекта.
Формулировка целей должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
Цель должна обладать следующими свойствами:
специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации инвестиционного проекта);
конкретность (не допускаются нечеткие формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
измеримость (достижение цели возможно проверить);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации инвестиционного проекта при обычных условиях, за исключением форс-мажора);
релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации инвестиционного проекта).
7.5. В пункте 5 паспорта инвестиционного проекта указываются целевые показатели государственных программ, цели отраслевых стратегий, стратегий развития региона, вклад в достижение которых предполагается осуществить при реализации инвестиционного проекта. При этом приводятся наименования и реквизиты правовых актов, которыми утверждены соответствующие государственные программы, отраслевые стратегии, стратегии развития региона, а также предполагаемое влияние ожидаемых эффектов от реализации инвестиционного проекта на состояние сферы реализации инвестиционного проекта.
7.6. В пункте 6 паспорта инвестиционного проекта указывается оценка потенциального спроса (объема рынка) на продукцию (услуги).
При этом приводится прогнозное значение объема спроса на товары, работы, услуги на срок реализации инвестиционного проекта.
7.7. В пункте 7 паспорта инвестиционного проекта приводится срок реализации инвестиционного проекта с указанием:
фазы строительства, соответствующей периоду строительства объектов капитального строительства в целях реализации инвестиционного проекта;
фазы эксплуатации, соответствующей периоду производства продукции и (или) услуг с операционными издержками, а также поступления выручки в срок реализации инвестиционного проекта.
7.8. В пункте 8 паспорта инвестиционного проекта указывается объем капитальных вложений в реальных ценах. Для инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, приобретение нескольких объектов, указывается объем капитальных вложений в отношении каждого объекта.
7.9. В пункте 9 паспорта инвестиционного проекта указывается объем финансирования инвестиционного проекта с разбивкой по следующим источникам финансирования:
заемное финансирование, планируемый срок погашения кредитов и займов - указывается объем заемных средств, доходность и доля (в процентах) заемных средств в объеме общего финансирования инвестиционного проекта;
собственный капитал - указывается объем собственных средств, доля (в процентах) собственных средств в объеме общего финансирования инвестиционного проекта;
средства партнера по инвестиционному проекту (при наличии) - указывается объем средств партнера инвестиционного проекта (соинвестора, являющегося участником инвестиционного проекта), доля (в процентах) средств партнера в объеме общего финансирования инвестиционного проекта;
средства Фонда национального благосостояния - указывается предельный объем средств Фонда национального благосостояния на всех этапах реализации инвестиционного проекта, предельные сроки привлечения средств Фонда национального благосостояния на финансирование инвестиционного проекта, предельный срок и минимальная доходность их размещения, а также виды ценных бумаг, выпускаемые для финансирования инвестиционного проекта;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2022 года приказом Минэкономразвития России от 24 декабря 2021 года N 794. - См. предыдущую редакцию)
средства пенсионных накоплений - указывается предельный объем средств пенсионных накоплений с указанием доли (в процентах) средств пенсионных накоплений в объеме общего финансирования инвестиционного проекта, предельный срок и минимальная доходность их размещения, а также виды ценных бумаг, выпускаемых для финансирования инвестиционного проекта.
предельная доля авансов, перечисляемых инициатором инвестиционного проекта поставщикам, подрядчикам, - указывается в процентах от объема контракта на поставку товаров, выполнение работ.
(Абзац дополнительно включен с 22 февраля 2022 года приказом Минэкономразвития России от 24 декабря 2021 года N 794)
7.10. В пункте 10 паспорта инвестиционного проекта указывается рейтинг долгосрочной кредитоспособности инициатора инвестиционного проекта с указанием даты присвоения рейтинга (если применимо).
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2022 года приказом Минэкономразвития России от 24 декабря 2021 года N 794. - См. предыдущую редакцию)
7.11. В пункте 11 паспорта инвестиционного проекта указываются социальные эффекты от реализации инвестиционного проекта, в том числе эффекты, оказывающие влияние на жилищную сферу, сферу демографии, здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, социального обеспечения, миграции, трудоустройства населения.
7.12. В пункте 12 паспорта инвестиционного проекта приводится информация о создаваемых (реконструируемых) в рамках реализации инвестиционного проекта объектов социальной инфраструктуры с указанием количественно-качественных характеристик данных объектов.
7.13. В пункте 13 паспорта инвестиционного проекта указываются следующие риски реализации инвестиционного проекта с описанием степени их влияния на проект (высокий/средний/низкий) и причин возникновения:
рыночный риск;
риск сырьевой базы;
контрактные риски на инвестиционной фазе;
риск недофинансирования;
акционерный риск;
технологические и инфраструктурные риски;
риски государственного регулирования;
административные риски;
риски команды Проекта и риски персонала;
экологические, социальные и репутационные риски.
7.14. В пункте 14 паспорта инвестиционного проекта необходимо провести анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз инвестиционного проекта (SWOT-анализ).
7.15. В пункте 15 паспорта инвестиционного проекта указываются фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и контактные данные (в том числе почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты, иные контактные данные - при наличии) ответственного исполнителя (ответственных исполнителей) по инвестиционному проекту (в том числе со стороны выгодоприобретателя, в случае если инициатором инвестиционного проекта является финансовый посредник, заключивший с выгодоприобретателем договор аренды, и (или) договор лизинга, и (или) договор займа), осуществляющего (осуществляющих) взаимодействие с органами исполнительной власти по вопросам финансирования инвестиционного проекта за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2022 года приказом Минэкономразвития России от 24 декабря 2021 года N 794. - См. предыдущую редакцию)
8. Требования к пояснительной записке.
8.1. Пояснительная записка должна иметь разделы, содержащие обоснование стратегической значимости инвестиционного проекта, описание потенциальных ограничений для успешной реализации инвестиционного проекта, а также описание альтернативных вариантов реализации инвестиционного проекта.
8.2. Раздел, содержащий обоснование стратегической значимости инвестиционного проекта, должен содержать описание значения проекта для экономики страны (региона), а также возникающих социально-экономических эффектов от реализации инвестиционного проекта.
8.3. Раздел, содержащий описание потенциальных ограничений для успешной реализации инвестиционного проекта, должен иметь подразделы, описывающие ограничения, связанные с рынком сбыта продукции, качеством технической проработки инвестиционного проекта, организационной проработкой инвестиционного проекта и его управлением, ресурсной базой инвестиционного проекта.
8.4. В разделе, содержащем альтернативные варианты реализации инвестиционного проекта, указываются возможные варианты реализации инвестиционного проекта при изменении данных, предусмотренных пунктами 6-9.1, 13, 14 Паспорта инвестиционного проекта.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2022 года приказом Минэкономразвития России от 24 декабря 2021 года N 794. - См. предыдущую редакцию)