ПРИКАЗ
от 19 декабря 2013 года N 632
Об утверждении Методических рекомендаций по оценке выявленных нарушений в системе государственного учета и контроля ядерных материалов
В целях реализации полномочий, установленных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по оценке выявленных нарушений в системе государственного учета и контроля ядерных материалов.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя В.С.Беззубцева.
Врио руководителя
А.В.Ферапонтов
Методические рекомендации по оценке выявленных нарушений в системе государственного учета и контроля ядерных материалов
1. Методические рекомендации по оценке выявленных нарушений в системе государственного учета и контроля ядерных материалов (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401, Положением о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 352 (далее - Положение о СГУК ЯМ), федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12) (далее - Основные правила), утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 года N 255 (зарегистрирован Минюстом России 17 августа 2012 года, регистрационный N 25210), Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2011 года N 703 (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2012 года, регистрационный N 23845).
2. Методические рекомендации предназначены для работников центрального аппарата и межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, участвующих в проверках (инспекциях) состояния системы государственного учета и контроля ядерных материалов (далее - УК ЯМ). Методические рекомендации используются также для оценки значимости выявленных нарушений при проведении экспертизы документов, обосновывающих обеспечение безопасности при осуществлении лицензируемого вида деятельности в области использования атомной энергии, при осуществлении ведомственного и административного контроля состояния системы УК ЯМ.
3. Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения:
определения количественной оценки значимости выявленных нарушений в системе УК ЯМ;
обоснования выводов и принятия решений по оценке выявленных нарушений в системе УК ЯМ и самой системы УК ЯМ по результатам проверок (инспекций).
4. В настоящих Методических рекомендациях под нарушением в системе государственного учета и контроля ядерных материалов понимается нарушение федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия лицензии, а также установленного порядка учета ядерных материалов (в том числе нормативной и технической документацией организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами), выявленное при проведении проверки (инспекции), а также выявленные в ходе проверки (инспекции) признаки аномалии.
5. Помимо настоящих Методических рекомендаций применяются и другие документы по оценке нарушений в системе УК ЯМ.
6. Оценка нарушений в системе УК ЯМ осуществляется на основе классификации выявленных нарушений. При этом рассматриваются те нарушения и аномалии, которые были выявлены при проведении проверки (инспекции) УК ЯМ.
Аномалии, выявленные самими организациями, по которым выполнено расследование и предоставлен специальный отчет, не рассматриваются при оценке нарушений в соответствии с данными Методическими рекомендациями.
7. Классификация выявленных нарушений в системе УК ЯМ осуществляется по следующим направлениям:
1) оценка характера нарушений в системе УК ЯМ:
нарушение, не являющееся аномалией в УК ЯМ - нарушение требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия лицензии, положений, инструкций по УК ЯМ, нормативной и технической документации организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами;
нарушение, являющееся признаком аномалии в УК ЯМ - выявленный в ходе проверки (инспекции) признак аномалии, либо признак аномалии, обнаруженный проверяемой организацией, по которому проверяемой организацией не было проведено соответствующее расследование и/или не предоставлен специальный отчет;
2) оценка масштаба проявления нарушений в системе УК ЯМ:
на уровне организации - нарушение относится к организации системы УК ЯМ в организации в целом или повторяется более чем в одном подразделении, зоне баланса материалов (далее - ЗБМ);
на уровне подразделения, ЗБМ - нарушение не является общим для всей организации, имеется не более чем в одном подразделении, ЗБМ;
на индивидуальном уровне - нарушение, возникшее только у конкретного исполнителя, отсутствующее у других исполнителей в организации, подразделении, ЗБМ;
3) определение причины возникновения нарушений в системе УК ЯМ:
отказ оборудования или иной техногенный фактор, при этом данный отказ не вызван невыполнением процедур по обслуживанию и настройке оборудования;
отсутствие процедур, нормативных, организационно-распорядительных или методических документов в организации, несовершенство процедур, выполнение которых привело к анализируемому нарушению;
неправильные действия (ошибки) персонала ("человеческий фактор") причиной которых является нарушение или пренебрежение персоналом требований процедур, регламентов, организационно-распорядительных документов организации и нормативных документов;
4) оценка потенциальных последствий нарушений в системе УК ЯМ:
непосредственно создает возможность возникновения аномалии в УК ЯМ, либо является признаком аномалии, выявленным во время проверки (инспекции), может непосредственно привести к возникновению недостачи, излишка учетной единицы с ЯМ, расхождению значений фактически наличного количества ЯМ с данными учетных документов, выходящее за установленные пределы;
может привести к возникновению аномалии. Нарушение не является признаком аномалии, выявленной во время проверки (инспекции), не приводит непосредственно к возникновению недостачи, излишка учетной единицы с ЯМ, расхождение значений фактически наличного количества ЯМ с данными учетных документов, выходящее за установленные пределы, но создает условия для возникновения аномалии;
отсутствует возможность возникновения аномалии. Нарушение не может привести к возникновению аномалии и не создает условия для ее возникновения.
8. При проведении оценки выявленных нарушений для каждого нарушения определяется классификация по каждому направлению и численный коэффициент, соответствующий назначенной классификации. Численные значения коэффициентов - (где i - номер нарушения) приведены в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
9. После присвоения численных значений коэффициентам - проводится оценка показателя значимости нарушения .
10. Определение показателя значимости нарушения в системе УК ЯМ осуществляется по формуле:
11. При определении коэффициентов -, показателя значимости нарушений в системе УК ЯМ заполняется таблица.
Показатели оценки нарушений в системе УК ЯМ.
Таблица
N | Существо выявленного нарушения | |||||
1. | Описание нарушения N 1 | |||||
2. | Описание нарушения N 2 | |||||
3. | Описание нарушения N 3 | |||||
4. | Описание нарушения N 4 | |||||
... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
12. Оценка нарушений в системе УК ЯМ проводится с целью определения их значимости.
13. Критериями оценки нарушений в системе УК ЯМ являются численные границы показателя значимости нарушения:
нарушение в системе УК ЯМ малозначимо при значении показателя не ниже 0,7 (0,7 < 1);
нарушение в системе УК ЯМ значимо при значении показателя ниже 0,7, но не ниже 0,6 (0,6 < 0,7);
нарушение в системе УК ЯМ является грубым (значительным) при значении состояния ниже значения 0,6 ( < 0,6).
14. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по результатам оценки нарушения в системе УК ЯМ инспектор имеет право принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленное нарушение, к ответственности.
15. Окончательная оценка нарушения проводится инспектором с учетом всех факторов и обстоятельств. При оценке необходимости привлечения лиц, допустивших выявленное нарушение, к ответственности, инспектор может учитывать такие факторы, как общее количество выявленных нарушений, возникновение подобных нарушений в проверяемой организации ранее и другие факторы.
16. Результаты проводимой оценки значимости нарушений в системе УК ЯМ включаются, при необходимости, инспектором в результаты проверки (инспекции) в качестве обоснования решения о наложении санкций (например, в справку, составляемую по итогам проверки (инспекции).
17. Пример расчета оценки выявленных нарушений в системе УК ЯМ приведен в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
18. На основе оценок показателей значимости выявленных нарушений может быть проведена оценка состояния системы УК ЯМ в организации.
Оценка состояния системы УК ЯМ в организации основывается на общем анализе всей совокупности нарушений за рассматриваемый период:
за проведенную проверку (инспекцию);
за календарный год;
за время действия лицензии.
При анализе совокупности нарушений за рассматриваемый период используются оценки показателя значимости каждого выявленного нарушения, их общий анализ.
19. Критерии оценки состояния системы УК ЯМ:
система УК ЯМ соответствует требованиям при отсутствии нарушений или наличии только малозначимых нарушений;
система УК ЯМ в целом соответствует требованиям при наличии не более двух значимых нарушений;
система УК ЯМ не полностью соответствует требованиям при наличии трех и более значимых нарушений или одного грубого (значительного) нарушения;
система УК ЯМ не соответствует требованиям при наличии более одного грубого (значительного) нарушения.
19. По результатам оценки состояния системы УК ЯМ, в случае несоответствия системы УК ЯМ требованиям, делаются выводы о необходимости приостановления действия лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии до устранения всех грубых (значительных) нарушений или принятия соответствующих компенсирующих мероприятий, о приостановлении или аннулировании разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии у должностного лица, ответственного в организации за УК ЯМ.