Недействующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 22 ноября 2013 года N 563

Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог"

____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 6 августа 2020 года N 1192

____________________________________________________________________

          

В соответствии с подпунктом 5.2.2.16_1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726; 2013, N 12, ст.1343; N 45, ст.5822),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог".     

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования.

Врио руководителя
А.В.Ферапонтов

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

от 17 января 2014 года,

регистрационный N 31036                        

     

     

Приложение

     
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог"

     

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог" (далее - ФНП) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2000, N 33, ст.3348; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 52, ст.5498; 2009, N 1, ст.17, 21; N 52, ст.6450; 2010, N 30, ст.4002; N 31, ст.4196; 2011, N 27, ст.3880; N 30, ст.4590, 4591, 4596; N 49, ст.7015, 7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 9, ст.874; N 27, ст.3478) (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726; 2013, N 12, ст.1343, N 45, ст.5822).

ФНП устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее - ОПО), на которых используются грузовые подвесные канатные дороги при:

а) эксплуатации, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации;

б) изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте;

в) проведении экспертизы промышленной безопасности,

а также к безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах и к работникам опасных производственных объектов.

2. В настоящих ФНП используются термины и определения, приведенные в Федеральном законе N 116-ФЗ, а такж, в приложении N 1 к настоящим ФНП.

3. Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие грузовые подвесные канатные дороги (далее - ГПКД, когда речь идет о грузовых подвесных канатных дорогах, перечисленных в данном пункте) и оборудование, используемое совместно с ГПКД:

а) одноканатные кольцевые грузовые подвесные канатные дороги с неотцепляемым на станциях подвижным составом;

б) одноканатные кольцевые грузовые подвесные канатные дороги с отцепляемым на станциях подвижным составом;

в) двухканатные кольцевые подвесные канатные дороги с отцепляемым на станциях подвижным составом;

г) одноканатные грузовые подвесные канатные дороги с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава;

д) двухканатные грузовые подвесные канатные дороги с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава.

4. Настоящие ФНП обязательны для исполнения всеми организациями независимо от их форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность в области промышленной безопасности в соответствии с пунктом 1 настоящих ФНП на территории Российской Федерации.

5. ГПКД подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Организация, индивидуальный предприниматель, эксплуатирующие ГПКД (далее - эксплуатирующая организация), по результатам экспертизы промышленной безопасности обеспечивают выполнение мероприятий по повышению уровня безопасности ГПКД в сроки, указанные в экспертном заключении, или выводят ГПКД из эксплуатации.

6. Организации, занятые в сфере изготовления, монтажа, наладки, ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации ГПКД (далее - специализированные организации), должны иметь квалифицированных специалистов, обученных и аттестованных по вопросам безопасности в объеме, соответствующем должностным обязанностям, утвержденным распорядительным актом специализированной организации.

II. Требования при изготовлении

7. Производитель технического устройства (технологического оборудования ГПКД) должен обеспечивать соответствие его изготовления требованиям проектной (конструкторской) документации и настоящих ФНП.

8. Отклонения от проектной (конструкторской) документации при изготовлении ГПКД должны быть согласованы с проектировщиком. Безопасность ГПКД, изготовленной по согласованной проектной (конструкторской) документации, не должна быть ниже установленной проектировщиком.

9. При производстве технического устройства (технологического оборудования ГПКД) производитель должен выполнять комплекс мер по обеспечению безопасности, определенный проектной (конструкторской) документацией, при этом должна обеспечиваться возможность контроля выполнения технологических операций, от которых зависит дальнейшая безопасная эксплуатация технического устройства (технологического оборудования ГПКД).

10. При производстве технического устройства (технологического оборудования ГПКД) производитель проводит контрольные проверки, предусмотренные проектной (конструкторской) документацией.

11. Транспортировка к месту монтажа, а также хранение оборудования ГПКД, узлов и деталей должны осуществляться с учетом требований по безопасности, предусмотренных проектной (конструкторской) документацией.

III. Общие требования к безопасности технологических процессов

12. Длина натяжного участка несущих канатов должна соответствовать условиям, при которых увеличение или уменьшение натяжения любого из несущих канатов от трения на шкивах и башмаках не превышает 30 процентов от расчетного.

13. Скорость движения вагонеток на линии не должна превышать:

для одноканатных кольцевых ГПКД с неотцепляемым на станциях подвижным составом - 3 м/с;

для одноканатных кольцевых ГПКД с отцепляемым на станциях подвижным составом - 6 м/с;

для двухканатных кольцевых ГПКД с отцепляемым на станциях подвижным составом - 6 м/с.

При наличии на станциях ГПКД, указанных выше в настоящем пункте, горизонтальных обводных шкивов скорость движения вагонеток должна составлять 1,6 м/с - для груженых и 2,0 м/с - для порожних, а при наличии на несущих канатах линейных муфт или предохранительных бандажей скорость движения вагонеток должна составлять 3,5 м/с;

одноканатные грузовые подвесные канатные дороги с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава - 8 м/с;

двухканатные грузовые подвесные канатные дороги с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава - 12 м/с.

14. На станциях и других сооружениях зазоры между габаритом вагонетки (с учетом поперечного и продольного качания и полного круга вращения ее кузова) и строительными конструкциями станций и других сооружений должны быть не менее:

0,1 м - до пола станции или до верха груза, лежащего на решетке над бункером;

0,6 м - до стен в местах возможного нахождения людей;

0,2 м - до выступающих частей колонн;

0,3 м - до настила предохранительного моста;

0,5 м - до предохранительной сетки.

15. На трассе ГПКД расстояние по вертикали от низшей точки вагонетки с учетом продольного качания, а также каната или предохранительного устройства, должно быть:

над территориями поселков, промышленных предприятий, строительных площадок, поверхностью возделываемых полей - не менее 5 м;

над зданиями и сооружениями - не менее 2 м;

над незастроенными территориями - не менее 2,5 м;

допускаются меньшие расстояния до уровня земли при условии ограждения этих участков (минимальный зазор 0,3 м).

16. Нижний габарит ГПКД должен соответствовать условию прохода вагонетки с опрокинутым кузовом с учетом продольного качания, максимального провеса несущих или тяговых канатов, а для предохранительных сетей - из максимального их провеса при падении вагонетки или груза.

17. На трассе ГПКД свободное боковое пространство между вагонеткой с учетом поперечного качания каната и вагонеток и сооружениями или естественными препятствиями должно быть не менее 1 м, а в местах, где возможен проход людей, - не менее 2 м.

18. Расстановка линейных опор по трассе ГПКД, а также натяжных и якорных станций должна быть выполнена с учетом:

соблюдения расстояний и габаритов в соответствии с требованиями пунктов 15, 16 настоящих ФНП;

обеспечения равномерной нагрузки на опоры от несущих канатов.

19. Расстояние между двумя ветвями дороги должно удовлетворять условию, при котором зазор между встречными вагонетками составляет не менее 0,5 метра при поперечном раскачивании канатов с вагонетками внутрь колеи от воздействия ветра, допустимого для эксплуатации ГПКД.

20. По оси канатной дороги в местах, где отсутствуют предохранительные устройства, должно быть обеспечено наличие полосы, свободной от зданий, сооружений, растительности и других препятствий. Минимальная ширина такой полосы в каждую сторону от оси канатной дороги должна соответствовать параметрам, определяемым по формуле:

А : 2 + 2 метра,


где А - ширина колеи канатной дороги (расстояние между несущими (несуще-тяговыми) канатами), измеряемая в метрах.

21. На участках станции, где вагонетки отключены от тягового каната, нагрузка от веса вагонеток должна соответствовать условию расположения вагонеток вплотную одна к другой.

22. Элементы конструкций, непосредственно воспринимающих нагрузку от тягового каната, вагонеток и другого оборудования, должны соответствовать коэффициентам динамичности, приведенным в таблице 1.

Таблица 1

Нагрузка

Коэффициент динамичности для элементов конструкций

из стали

из бетона

из дерева

Натяжение тягового каната

1,2 (1,5)

1,3 (1,6)

1,1 (1,4)

Вес привода

1,3

1,4

1,2

Вес движущейся вагонетки

1,1

1,1

1,0



Коэффициенты динамичности, указанные в таблице в скобках, принимаются в случае, когда нагрузка от тягового каната является основной.

23. Прочность и устойчивость станций и сооружений ГПКД должны соответствовать требованиям по надежности, учитывающим повышающие коэффициенты нагрузок:

1,2 - для нагрузок от натяжения несущих канатов (для конструкций с консольной нагрузкой от несущих канатов для порожнякового каната коэффициент надежности по нагрузкам допускается принимать равным 1,0 при минимальном натяжении каната);

1,4 - для нагрузок от натяжения тягового каната;

1,2 - для нагрузок от натяжения сетевых и расчалочных канатов;

1,0 - для динамической горизонтальной нагрузки сопротивления при проходе вагонетки через опору;

1,2 - для нагрузок от веса вагонеток, включая вес груза в кузове вагонетки;