Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 18 ноября 2013 года N 681н


Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 31 июля 2020 года на основании
приказа Минтруда России от 18 июня 2020 года N 352н
____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый* профессиональный стандарт "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере".

________________

* Приложение в формате PDF см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

2. Установить, что профессиональный стандарт "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Министр
М.Топилин


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

19 декабря 2013 года,

регистрационный N 30658

Утвержден

приказом Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 18 ноября 2013 года N 681н



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

     

     

СПЕЦИАЛИСТ ПО РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

     

     

11


Регистрационный
номер

                                                          

I. Общие сведения

                                      

Предоставление комплексной реабилитационной помощи уязвимым категориям граждан

03.007

(наименование вида профессиональной деятельности)


Код

                                                       

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Социальная реабилитация категорий граждан, которые находятся в ситуации социальной дезадаптации или в ситуации риска ограничения жизнедеятельности и нарушения продуктивного взаимодействия с социальной средой:

дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) с инвалидностью, психическими расстройствами, пострадавшие вследствие участия в военных конфликтах, террористических актах, после различных типов аварий и катастроф, ставшие жертвами домашнего, сексуального и физического насилия;

дети и подростки - сироты; дети и подростки, не имеющие постоянного места жительства, с различными видами тяжелой зависимости алкоголизм, наркомания и другие зависимости); несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом, условно осужденные или находящиеся в пенитенциарной системе;

трудоспособное население - граждане с инвалидностью, психическими расстройствами, пострадавшие вследствие участия в военных конфликтах, террористических актах, после различных типов аварий и катастроф, ставшие жертвами домашнего, сексуального и физического насилия; не имеющие постоянного места жительства, с различными видами тяжелой зависимости (алкоголизм, наркомания и другие зависимости);

пожилые люди с тяжелыми хроническими заболеваниями

Группа занятий:

123

Руководители функциональных и других подразделений и служб

2445

Психологи

2340

Преподаватели в системе специального образования

2446

Специалисты в сфере социальных проблем

(код ОКЗ <1>)

(наименование)

(код ОКЗ)

(наименование)

     

Отнесение к видам экономической деятельности:

75.30

Деятельность в области обязательного социального обеспечения

(код ОКВЭД <2>)

(наименование вида экономической деятельности)

     

     

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

A

Социальная реабилитация уязвимых категорий населения

6

Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов

A/01.6

6

Социально-психологическая и трудовая реабилитация трудоспособных клиентов

A/02.6

6

Социальная и трудовая реабилитация пожилых людей с тяжелыми хроническими заболеваниями

A/03.6

6

B

Организация реабилитационной помощи уязвимым категориям населения

7

Организация и управление реабилитационным случаем

B/01.7

7

Консультирование специалистов учреждений социальной сферы

B/02.7

7

     

     

III. Характеристика обобщенных трудовых функции

     

     

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Социальная реабилитация уязвимых категорий населения

Код

A

Уровень квалификации

6

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей

Специалист по комплексной реабилитации (реабилитолог)

Требования к образованию и обучению

Высшее образование

Дополнительное профессиональное образование по специальным программам

Требования к опыту практической работы

-

Особые условия допуска к работе

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

     

Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

____________

2446

Специалисты в сфере социальных проблем

2445

Психологи

2340

Преподаватели в системе специального образования

ЕКС <3>

-

-

ОКСО <4>

030302

Клиническая психология, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

050716

Специальная психология, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

220004

Социальная структура, социальные институты и процессы, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

050711

Социальная педагогика, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

050700

Специальное (дефектологическое) образование, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

050717

Специальная дошкольная педагогика и психология, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

     

     

3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов

Код

A/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Диагностика и оценка психосоциального статуса, педагогической запущенности, реабилитационного потенциала несовершеннолетнего

Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого для реабилитанта окружения

Составление прогноза социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего, согласование его со специалистами реабилитационной команды, при необходимости - корректировка прогноза

Разработка социально-психологического раздела индивидуального маршрута реабилитации и согласование его с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая), членами реабилитационной команды, реабилитантом и его законными представителями

Доведение до сведения реабилитанта и (или) его законных представителей алгоритма и процедуры реализации социально-психологического и социально-педагогического разделов индивидуального маршрута реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая

Консультирование реабилитанта, его законных представителей, специалистов образовательных, социозащитных и медицинских организаций по вопросам социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего

Разработка рекомендаций и оказание помощи реабилитанту-инвалиду в организации реабилитационной среды, обустройстве его жизненного пространства, преодолении психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования; психологическая адаптация к техническим средствам реабилитации

Консультирование семьи, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов

Выбор программы социокультурной реабилитации, реабилитационного досуга и обеспечение реабилитанту доступа к этим программам

Мониторинг и оценка результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации

Оценка степени риска нарушений адаптации реабилитанта и разработка рекомендаций по его сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации

Отслеживание динамики психосоциального статуса реабилитанта

Документирование хода социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего и составление отчета по их результатам для целей аудита и передача их в соответствующие инстанции

Необходимые умения

Анализировать причины, ставшие основанием для направления несовершеннолетнего на реабилитацию

Определять оптимальный перечень мероприятий социально-психологической и социально-педагогической реабилитации и очередность их выполнения

Прогнозировать результаты реабилитации на основании оценки потребностей, личностных ресурсов и рисков реабилитанта, его жизненной ситуации

Подбирать эффективные методы социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего в соответствии с его актуальным состоянием, уровнем развития, возрастом, образованием, социальным статусом

Определять готовность реабилитанта к участию в индивидуальных и групповых программах реабилитации

Владеть методами мобилизации личностных ресурсов реабилитанта, его социальной сети

Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта

Обучать родителей (законных представителей), педагогов образовательных организаций, специалистов медицинских, социозащитных учреждений методам психологической поддержки, воспитания, восстановительного обучения реабилитанта, при необходимости консультировать по вопросам обустройства реабилитационной среды для реабилитанта-инвалида и оптимальным способам адаптации к ней

Оценивать результаты реабилитационных мероприятий в соответствии с возможностями самого реабилитанта, его ближайшего окружения и средовых ресурсов

Применять методы и технологии психосоциального тренинга, ведения групп психологической поддержки, консультирования, сопровождения и другие технологии и методы социально-психологической и социально-педагогической помощи несовершеннолетним с учетом их ментальных, поведенческих, сенсорных, психомоторных и других особенностей

Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам индивидуального маршрута реабилитации, готовить отчеты, вести соответствующую документацию

Развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с другими специалистами по комплексной реабилитации

Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной и медицинской службой и другими организациями по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта

Проявлять позитивное отношение, терпимость, выражать эмоциональную поддержку реабилитанту, его законным представителям

Необходимые знания

Законодательство по вопросам образования, опеки и попечительства несовершеннолетних, дополнительных гарантиях, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социального обслуживания детей-инвалидов и другая нормативная правовая документация в области оказания психологической, педагогической, реабилитационной помощи несовершеннолетним, законодательство в области защиты персональных данных

Назначение, критерии отбора и способы использования психодиагностических методик, необходимых для обследований, показания и противопоказания к их использованию в соответствии с состоянием здоровья, возрастом, уровнем потенциального и актуального развития, образования, культуры несовершеннолетнего

Процедура психодиагностики, организация и осуществление индивидуального маршрута реабилитации, мониторинг и оценка результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних

Методы и технологии социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних

Основы практики эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии, использования технических средств реабилитации

Основы практики социокультурной, психологической, медицинской реабилитации

Методы мобилизации личностных, семейных ресурсов несовершеннолетнего, ресурсов значимого для него окружения

Основные методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций

Технологии мониторинга и оценки результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации

Типы документации и способы ее ведения, классификация плановых документов, процедура их согласования и принятия

Другие характеристики

Соблюдение правил профессиональной этики и деонтологии

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»