____________________________________________________________________
Утратил силу с 31 июля 2020 года на основании
приказа Минтруда России от 18 июня 2020 года N 352н
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый* профессиональный стандарт "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере".
________________
* Приложение в формате PDF см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
2. Установить, что профессиональный стандарт "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М.Топилин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
19 декабря 2013 года,
регистрационный N 30658
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 ноября 2013 года N 681н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ ПО РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
11 | |
|
Предоставление комплексной реабилитационной помощи уязвимым категориям граждан | 03.007 | |
(наименование вида профессиональной деятельности) |
|
Социальная реабилитация категорий граждан, которые находятся в ситуации социальной дезадаптации или в ситуации риска ограничения жизнедеятельности и нарушения продуктивного взаимодействия с социальной средой: дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) с инвалидностью, психическими расстройствами, пострадавшие вследствие участия в военных конфликтах, террористических актах, после различных типов аварий и катастроф, ставшие жертвами домашнего, сексуального и физического насилия; дети и подростки - сироты; дети и подростки, не имеющие постоянного места жительства, с различными видами тяжелой зависимости алкоголизм, наркомания и другие зависимости); несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом, условно осужденные или находящиеся в пенитенциарной системе; трудоспособное население - граждане с инвалидностью, психическими расстройствами, пострадавшие вследствие участия в военных конфликтах, террористических актах, после различных типов аварий и катастроф, ставшие жертвами домашнего, сексуального и физического насилия; не имеющие постоянного места жительства, с различными видами тяжелой зависимости (алкоголизм, наркомания и другие зависимости); пожилые люди с тяжелыми хроническими заболеваниями |
123 | Руководители функциональных и других подразделений и служб | 2445 | Психологи |
2340 | Преподаватели в системе специального образования | 2446 | Специалисты в сфере социальных проблем |
(код ОКЗ <1>) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
75.30 | Деятельность в области обязательного социального обеспечения |
(код ОКВЭД <2>) | (наименование вида экономической деятельности) |
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Социальная реабилитация уязвимых категорий населения | 6 | Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов | A/01.6 | 6 |
Социально-психологическая и трудовая реабилитация трудоспособных клиентов | A/02.6 | 6 | |||
Социальная и трудовая реабилитация пожилых людей с тяжелыми хроническими заболеваниями | A/03.6 | 6 | |||
B | Организация реабилитационной помощи уязвимым категориям населения | 7 | Организация и управление реабилитационным случаем | B/01.7 | 7 |
Консультирование специалистов учреждений социальной сферы | B/02.7 | 7 |
Наименование | Социальная реабилитация уязвимых категорий населения | Код | A | Уровень квалификации | 6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей | Специалист по комплексной реабилитации (реабилитолог) |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование Дополнительное профессиональное образование по специальным программам |
Требования к опыту практической работы | - |
Особые условия допуска к работе | К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
____________ | 2446 | Специалисты в сфере социальных проблем |
2445 | Психологи | |
2340 | Преподаватели в системе специального образования | |
ЕКС <3> | - | - |
ОКСО <4> | 030302 | Клиническая психология, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
050716 | Специальная психология, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере | |
220004 | Социальная структура, социальные институты и процессы, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере | |
050711 | Социальная педагогика, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере | |
050700 | Специальное (дефектологическое) образование, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере | |
050717 | Специальная дошкольная педагогика и психология, профиль профессиональной деятельности - специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
Наименование | Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов | Код | A/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Диагностика и оценка психосоциального статуса, педагогической запущенности, реабилитационного потенциала несовершеннолетнего |
Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого для реабилитанта окружения | |
Составление прогноза социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего, согласование его со специалистами реабилитационной команды, при необходимости - корректировка прогноза | |
Разработка социально-психологического раздела индивидуального маршрута реабилитации и согласование его с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая), членами реабилитационной команды, реабилитантом и его законными представителями | |
Доведение до сведения реабилитанта и (или) его законных представителей алгоритма и процедуры реализации социально-психологического и социально-педагогического разделов индивидуального маршрута реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая | |
Консультирование реабилитанта, его законных представителей, специалистов образовательных, социозащитных и медицинских организаций по вопросам социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего | |
Разработка рекомендаций и оказание помощи реабилитанту-инвалиду в организации реабилитационной среды, обустройстве его жизненного пространства, преодолении психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования; психологическая адаптация к техническим средствам реабилитации | |
Консультирование семьи, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов | |
Выбор программы социокультурной реабилитации, реабилитационного досуга и обеспечение реабилитанту доступа к этим программам | |
Мониторинг и оценка результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации | |
Оценка степени риска нарушений адаптации реабилитанта и разработка рекомендаций по его сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации | |
Отслеживание динамики психосоциального статуса реабилитанта | |
Документирование хода социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего и составление отчета по их результатам для целей аудита и передача их в соответствующие инстанции | |
Необходимые умения | Анализировать причины, ставшие основанием для направления несовершеннолетнего на реабилитацию |
Определять оптимальный перечень мероприятий социально-психологической и социально-педагогической реабилитации и очередность их выполнения | |
Прогнозировать результаты реабилитации на основании оценки потребностей, личностных ресурсов и рисков реабилитанта, его жизненной ситуации | |
Подбирать эффективные методы социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего в соответствии с его актуальным состоянием, уровнем развития, возрастом, образованием, социальным статусом | |
Определять готовность реабилитанта к участию в индивидуальных и групповых программах реабилитации | |
Владеть методами мобилизации личностных ресурсов реабилитанта, его социальной сети | |
Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта | |
Обучать родителей (законных представителей), педагогов образовательных организаций, специалистов медицинских, социозащитных учреждений методам психологической поддержки, воспитания, восстановительного обучения реабилитанта, при необходимости консультировать по вопросам обустройства реабилитационной среды для реабилитанта-инвалида и оптимальным способам адаптации к ней | |
Оценивать результаты реабилитационных мероприятий в соответствии с возможностями самого реабилитанта, его ближайшего окружения и средовых ресурсов | |
Применять методы и технологии психосоциального тренинга, ведения групп психологической поддержки, консультирования, сопровождения и другие технологии и методы социально-психологической и социально-педагогической помощи несовершеннолетним с учетом их ментальных, поведенческих, сенсорных, психомоторных и других особенностей | |
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам индивидуального маршрута реабилитации, готовить отчеты, вести соответствующую документацию | |
Развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с другими специалистами по комплексной реабилитации | |
Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной и медицинской службой и другими организациями по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта | |
Проявлять позитивное отношение, терпимость, выражать эмоциональную поддержку реабилитанту, его законным представителям | |
Необходимые знания | Законодательство по вопросам образования, опеки и попечительства несовершеннолетних, дополнительных гарантиях, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социального обслуживания детей-инвалидов и другая нормативная правовая документация в области оказания психологической, педагогической, реабилитационной помощи несовершеннолетним, законодательство в области защиты персональных данных |
Назначение, критерии отбора и способы использования психодиагностических методик, необходимых для обследований, показания и противопоказания к их использованию в соответствии с состоянием здоровья, возрастом, уровнем потенциального и актуального развития, образования, культуры несовершеннолетнего | |
Процедура психодиагностики, организация и осуществление индивидуального маршрута реабилитации, мониторинг и оценка результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних | |
Методы и технологии социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних | |
Основы практики эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии, использования технических средств реабилитации | |
Основы практики социокультурной, психологической, медицинской реабилитации | |
Методы мобилизации личностных, семейных ресурсов несовершеннолетнего, ресурсов значимого для него окружения | |
Основные методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций | |
Технологии мониторинга и оценки результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации | |
Типы документации и способы ее ведения, классификация плановых документов, процедура их согласования и принятия | |
Другие характеристики | Соблюдение правил профессиональной этики и деонтологии |