____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 сентября 2024 года на основании
приказа Минтруда России от 14 сентября 2023 года № 717н
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый* профессиональный стандарт "Специалист по работе с семьей".
__________________
* Приложение в формате PDF см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
2. Установить, что профессиональный стандарт "Специалист по работе с семьей" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М.Топилин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
26 декабря 2013 года,
регистрационный N 30849
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 ноября 2013 года N 683н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
13 | |
|
Предоставление социально-психологической помощи семьям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении |
| |
(наименование вида профессиональной деятельности) |
|
Оказание помощи разным типам семей и всесторонней поддержки семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных технологий, разработки программы реабилитации, реинтеграции ребенка и семьи в социум, с привлечением ближайшего окружения для изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей |
________________
<1> Общероссийский классификатор занятий.
85.30 | Предоставление социальных услуг |
(код ОКВЭД <1>) | (наименование вида экономической деятельности) |
________________
<1> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им помощи | 6 | Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия | A/01.6 | 6 |
Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей | A/02.6 | ||||
Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социально-психологической реабилитации | A/03.6 | ||||
B | Организация и оказание адресных социально- бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности | 7 | Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей для разрешения трудной жизненной ситуации, преодоления неблагополучия, осуществление на межведомственной основе оказания различных видов помощи | B/01.7 | 7 |
Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода из трудной жизненной ситуации | B/02.7 | ||||
Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью | B/03.7 | 7 | |||
Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства | B/04.7 | ||||
Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе | B/05.7 | ||||
Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав | B/06.7 |
Наименование | Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания помощи | Код | A | Уровень квалификации | 6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей | Специалист по работе с семьей |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки |
Требования к опыту практической работы | - |
Особые условия допуска к работе | К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Классификатор | Код | Наименование |
2446 | Специалисты в сфере социальных проблем | |
ЕКС <1> | - | - |
ОКСО <2> | 040101 | Социальная работа |
050711 | Социальная педагогика |
________________
<1> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<2> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Наименование | Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия | Код | A/01.6 | Уровень квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал X | Заимствовано из оригинала | ||
Код | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Подбор методов и способов проведения обследования различных типов семей |
Планирование и проведение обследования условий жизни и воспитания детей в разных типах семей (неблагополучных, замещающих) | |
Изучение особенностей социально-бытовых и психолого-педагогических условий жизни и воспитания детей в разных типах семей, в том числе в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей (далее - замещающих семей) | |
Выявление причин неблагополучия, определение признаков пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей | |
Установление контакта с родителями, лицами, их замещающими | |
Диагностика отклонений в функционировании различных типов семей с детьми | |
Изучение особенностей личностного развития и поведения детей, нуждающихся в помощи государства | |
Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений в различных типах семей и их социального окружения | |
Оценка рисков, ресурсов и потенциала различных типов семей с детьми, а также членов семей в обществе | |
Систематизация и анализ семейных проблем с детьми в разных типах семей | |
Определение возможности проведения социально- психологической реабилитации детей и семей | |
Подбор методов для изучения особенностей развития ребенка в ситуации семейного неблагополучия или проблем в социуме с учетом национально-культурных особенностей и социального положения ребенка | |
Проведение комплексного изучения ребенка в социуме | |
Привлечение экспертов для оценки уровня личностного развития детей из неблагополучных семей и определения программ их развития | |
Выявление причин особого развития и поведения ребенка, нуждающегося в помощи государства, подбор технологий оказания помощи и поддержки, привлечение необходимых специалистов | |
Выявление фактов злоупотребления алкоголем и прочими психоактивными веществами, асоциального поведения членов семей, их учета в полиции, социальной защите | |
Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений с детьми в разных типах семей и институтами социализации | |
Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее предоставления | |
Разработка рекомендаций по сопровождению различных типов семей | |
Необходимые умения | Устанавливать контакты с разными типами семей и их социальным окружением |
Оценивать риски, ресурсы, потенциал и возможности реабилитации семей с детьми | |
Проводить разные виды социального консультирования | |
Обеспечивать эффективное взаимодействие с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации | |
Повышать свою профессиональную квалификацию по реализации трудовой функции | |
Проявлять чуткость, вежливость, доброжелательность, учитывать физическое и психологическое состояние человека | |
Находить и подбирать эффективные технологии помощи неблагополучным семьям с детьми | |
Поддерживать социальные контакты с семьей и детьми | |
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.) | |
Вести документацию и отчетность по характеристикам разных типов семей | |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере семейной политики и прав ребенка |
Основные направления государственной демографической и семейной политики в Российской Федерации | |
Государственные стандарты оказания социальных услуг | |
Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народных традиций | |
Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи | |
Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристик социальной среды | |
Типологии семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации | |
Методы диагностики трудной жизненной ситуации, нарушений социализации | |
Теория, методология и технологии социальной работы применительно к семьям групп социального риска | |
Конфликтология, возрастная психология, дефектология для определения проблем взаимоотношений | |
Социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия | |
Социальная психология (методы, малые группы, психология влияния и т.д.) | |
Социальная психология личности | |
Социальная педагогика, социология | |
Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды | |
Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству предоставления документации | |
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными | |
Другие характеристики | Ответственность, исполнительность, позитивный взгляд на перспективу жизнедеятельности семей с детьми |
Готовность постоянно совершенствовать свои умения и навыки, направленные на повышение качества и эффективности работы |