Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 27 января 1993 года N 24

О порядке проведения аттестации по предметам общеобразовательного и технического циклов и переводе на следующий курс учащихся учреждений начального профессионального образования

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минобрнауки России от 9 октября 2013 года N 1129
____________________________________________________________________



В целях выполнения установленных требований к уровню подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании"

приказываю:

1. Руководителям учреждений начального профессионального образования разработать Положение о порядке проведения аттестации по предметам общеобразовательного и технического циклов и переводе на следующий курс учащихся в каждом учреждении с учетом местных условий.

2. Органам управления образованием республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальным органам образования, министерствам, ведомствам, имеющим учреждения начального профессионального образования, довести до подведомственных учреждений "Рекомендации о порядке проведения аттестации по предметам общеобразовательного и технического циклов и переводе на следующий курс учащихся учреждений начального профессионального образования" (прилагается).

3. В связи с изданием настоящего Приказа не применять Приказ Госпрофобра СССР от 27 июня 1983 года N 101 "Об утверждении Инструкции о проведении экзаменов и переводе на следующий курс учащихся профессионально-технических учебных заведений".

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на начальника Главного управления профессионального образования Киселева Н.В.

Министр
Е.В.Ткаченко

     

     

Приложение
к Приказу Минобразования РФ
от 27 января 1993 года N 24

     

Рекомендации о порядке проведения аттестации по предметам общеобразовательного и технического циклов и переводе на следующий курс учащихся учреждений начального профессионального образования



Аттестация учащихся является важным этапом образовательного процесса и средством контроля за обеспечением государственного стандарта образования и проводится по предметам и в сроки, предусмотренные учебными планами учреждения начального профессионального образования.

Настоящие Рекомендации применяются в учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических училищах, а также лицеях, колледжах и других образовательных учреждениях в части осуществления программ начального профессионального образования) независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

1. Допуск учащихся к аттестации

1.1. Проверочные работы по производственному обучению планируются и проводятся мастерами производственного обучения под руководством заместителя директора по учебно-производственной работе и старшего мастера в каждой учебной группе в соответствии с программой производственного обучения за счет учебного времени, отведенного программой.

1.2. План проведения проверочных работ, содержание их по профессиям разрабатываются старшим мастером совместно с мастерами производственного обучения, рассматриваются соответствующей методической (цикловой) комиссией учреждения начального профессионального образования.

1.3. При оценке проверочной работы учитывается качество работы и производительность труда, соблюдение требуемого технологического режима, правил охраны труда, умение пользоваться оборудованием, инструментами, приспособлениями, выполнение норм, умение применять полученные знания на практике.

В тех случаях, когда работа учащихся заключается в обслуживании промышленных агрегатов, производственных участков и т.д., оценка проверочной работы проводится путем наблюдения за выполнением учащимися соответствующих операций, устного опроса и проверки письменных отчетов о выполнении заданий.

1.4. Оценки успеваемости по производственному обучению за учебное полугодие и учебный год выставляются на основании текущих оценок знаний, умений и навыков учащихся, проверочных и контрольных работ.

1.5. По предметам теоретического цикла накануне аттестации проводится административный контрольный опрос за счет учебного времени, отведенного учебной программой.

1.6. К аттестации по предметам теоретического обучения допускаются учащиеся, успевающие по всем предметам.

1.7. Учащиеся, имеющие неудовлетворительные оценки "2" и "1" по одному-двум предметам, выносимым на аттестацию, проходят аттестацию по этим предметам в сроки, установленные для повторной аттестации.

1.8. Учащиеся, допущенные к прохождению аттестации, но имеющие неудовлетворительные годовые оценки "2" или "1" не более чем по двум предметам теоретического обучения, по которым не проводится аттестация, получают по этим предметам индивидуальные учебные задания и сдают по этим предметам зачеты в сроки, установленные для повторной аттестации.

1.9. К прохождению аттестации по предмету "Физическая культура" допускаются учащиеся основной медицинской группы, прошедшие установленную программу по физическому воспитанию и уложившиеся в учебные нормативы.

1.10. Вопрос о допуске учащихся к аттестации обсуждается на совете учреждения начального профессионального образования, где принимается соответствующее решение.

1.11. Знакомство учащихся и их родителей (лиц, их заменяющих) с настоящим Положением проводится не позднее чем за две недели до начала аттестации с составлением протоколов и росписями учащихся и их родителей (лиц, их заменяющих) об ознакомлении.

2. Освобождение учащихся от прохождения аттестации

2.1. Учащиеся, успевающие по всем предметам, могут быть освобождены от прохождения аттестации по теоретическим предметам и физической культуре по состоянию здоровья в порядке исключения. В этом случае итоговые оценки выставляются на основании годовых с учетом уровня фактической подготовки учащихся.

2.2. Освобождение от аттестации или перенос ее на другие сроки возможны по приказу местного (муниципального) органа управления образованием на основании представленных учреждением начального профессионального образования следующих документов:

- медицинского заключения комиссии учреждения здравоохранения, обслуживающего данное учреждение начального профессионального образования, заверенное печатями;

________________

Впредь до утверждения нового Перечня заболеваний, которые могут явиться основанием для освобождения учащихся от прохождения аттестации, следует руководствоваться Перечнем, утвержденным совместными Приказами Минпроса СССР и Минздрава СССР от 03.08.81 N 120/813 и от 05.03.88 N 40/220.


- выписки из решения совета учреждения начального профессионального образования с ходатайством об освобождении учащегося от прохождения аттестации;

- ведомости полугодовых и годовых оценок по всем предметам за данный курс обучения;

- справки об оценках, полученных учащимся на аттестации (если частично проходил аттестацию и в ходе ее заболел);

- ведомости итоговых оценок, подлежащих включению в диплом (аттестат), в том числе по предметам, не выносимым на аттестацию.

2.3. От прохождения аттестации освобождаются кандидаты и участники международных олимпиад и турниров по общеобразовательным предметам, если их проведение или подготовка к ним совпадает по срокам с аттестационным периодом в учреждении начального профессионального образования.

3. Проведение аттестации по теоретическим предметам

3.1. Аттестация по предметам общеобразовательного и технического циклов проводится комиссиями, утвержденными приказом директора учреждения начального профессионального образования не позднее чем за две недели до начала аттестации, в составе: председателя (директор, его заместители, заведующий учебной частью), преподавателя по предмету, ассистента-преподавателя того же или родственного ему предмета. При необходимости в качестве ассистентов могут привлекаться преподаватели соответствующих предметов из других образовательных учреждений.

Председателем аттестационной комиссии не может быть директор (его заместитель, заведующий учебной частью), преподающий в данной группе предмет, по которому проводится аттестация.

Председатель и члены аттестационной комиссии поочередно могут иметь перерыв во время аттестации продолжительностью до 30 минут, устанавливаемый председателем. В отсутствие председателя его заменяет один из членов комиссии.

3.2. Аттестацию по физической культуре проводит комиссия в составе: председателя (директор, его заместитель, заведующий учебной частью, руководитель физвоспитания), преподавателя физической культуры, мастера производственного обучения.

Аттестацию по физической культуре учащиеся проходят в спортивной форме и обуви.

3.3. При большом количестве групп, проходящих аттестацию, может быть создано несколько аттестационных комиссий.

Примечание. Оплата за проведение аттестации по предметам общеобразовательного и технического циклов преподавателю и ассистенту производится за часы фактической работы из расчета не более чем по 6 (шесть) часов каждому (всего 12 часов) на одну группу по данному предмету. Аттестация по физической культуре проводится за счет последних двух часов, предусмотренных учебным планом и программой.

3.4. Аттестация и консультации по подготовке к ней проводятся по утвержденному директором учреждения начального профессионального образования расписанию, которое вывешивается не позднее чем за 10 дней до начала аттестации. При составлении расписания проведения аттестации предусматривается: длительность перерыва между аттестацией с учетом объема и сложности предмета, но не менее 2 (двух) дней, два срока проведения аттестации в письменной форме, если такая необходимость вызывается наличием большого количества учебных групп.

3.5. Аттестация в устной форме по теоретическим предметам проводится по билетам, составленным предметными (цикловыми) комиссиями учреждения начального профессионального образования с учетом требований программ по этим предметам. Содержание аттестационных билетов утверждается советом учреждения начального профессионального образования.

3.6. Рекомендации по темам и заданиям для аттестации учащихся в письменной форме вырабатываются местными (муниципальными) органами управления образованием, учитывая требования соответствующих учебных программ.

Учреждение начального профессионального образования может самостоятельно разрабатывать или заказывать на договорной основе разработку заданий для проведения аттестации учащихся.

3.7. Аттестация учащихся проводится в сроки, определенные учебным планом учреждения начального профессионального образования, и начинается, как правило, с 9 часов по местному времени. На аттестацию в письменной форме отводится: по литературе - 6 астрономических часов, по математике (алгебра и начала анализа) - 5 астрономических часов.

3.8. Пакет с темами сочинений для аттестации по литературе вскрывается председателем аттестационной комиссии в присутствии членов комиссии и учащихся непосредственно перед началом аттестации. Пакет с текстами заданий по математике вскрывается председателем аттестационной комиссии в присутствии членов комиссии за 1 час до начала аттестации. В аудитории темы и задания по письменной аттестации пишутся на доске.

3.9. Приложения к билетам (аттестационные материалы): предложения для разбора по русскому или родному языку, примеры и задачи по математике, физике, химии, вопросы по общетехническим и специальным предметам и др. - составляются преподавателями соответствующих предметов, рассматриваются на заседании методической комиссии и утверждаются директором учреждения начального профессионального образования за две недели до начала аттестации.

Для параллельных групп составляются различные варианты приложений к аттестационным билетам. Для трех и более групп допускается использование двух вариантов приложений для составления третьего.

3.10. Приложения к билетам не должны быть заранее известны учащимся и хранятся до дня проведения аттестации у директора учреждения начального профессионального образования или его заместителей.

Решения примеров и задач должны быть выполнены преподавателями в отдельной тетради и предназначены только членам аттестационной комиссии для оперативной проверки правильности выполнения учащимися задания.

3.11. Директор учреждения начального профессионального образования приказом устанавливает ответственность за обращение с материалами для аттестации учащихся.

3.12. Во время проведения аттестации в письменной форме предусматривается перерыв на 20-30 минут для организации питания учащихся.

3.13. Учащиеся являются для прохождения аттестации без учебников и учебных пособий. Работа выполняется учащимися на бумаге со штампом учреждения начального профессионального образования, которая выдается каждому аттестуемому. Учащиеся выполняют письменную работу, сидя за столом: по одному - на литературе, по два - на математике.

Письменная работа может быть выполнена первоначально на черновике. Учащиеся, выполнившие письменную работу, сдают ее вместе с черновиком аттестационной комиссии и уходят из аудитории; не закончившие работу в отведенное время, сдают ее неоконченной.

Работы, выполненные на бумаге без штампа учреждения начального профессионального образования, считаются недействительными.

3.14. Учащиеся на письменной аттестации могут выходить из аудитории на 3-5 минут только с разрешения членов аттестационной комиссии, при этом на черновике записывается время выхода и возвращения в аудиторию.

На сочинении учащимся через час после начала аттестации предоставляется возможность использовать книги с текстами художественных произведений, не содержащие теоретических материалов.

3.15. При проведении аттестации в устной форме учебная группа разбивается на две подгруппы, проходящие аттестацию в один день. Каждой подгруппе предлагается полный комплект билетов и приложений к ним по данному предмету. Билеты, по которым были опрошены учащиеся, не могут использоваться повторно в одной и той же подгруппе.

Учащиеся вызываются с таким расчетом, чтобы один из них отвечал, а другие (3-4 человека) готовились к ответу.

3.16. Форма проведения аттестации в устной форме может быть установлена советом учреждения начального профессионального образования различной: по билетам, собеседование, защита реферата и др., позволяющая установить степень развития учащегося по данному предмету.

Аттестация в устной форме проводится на языке, который принят для данного учреждения начального профессионального образования.

3.17. Учащиеся проходят аттестацию по выбранному ими билету. В тех случаях, когда учащийся не в состоянии изложить учебный материал на положительную оценку, ему разрешается взять второй билет, но при этом оценка за ответ снижается на один балл.

Учащийся, взявший билет, садится за отдельный стол для обдумывания ответа, на что ему отводится 15-20 минут.

3.18. При аттестации в устной форме члены аттестационной комиссии выслушивают ответ учащегося на вопросы билета, не прерывая его и не помогая наводящими вопросами. После ответа аттестуемому могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах программы, если это необходимо для более точного и объективного представления о знаниях и умениях учащегося по данному предмету.

Примечание. Ответ учащегося не обязательно выслушивать до конца в том случае, если ход ответа позволяет судить об основательном знании аттестуемым данного вопроса.

3.19. В случае грубого нарушения учащимся установленного порядка на аттестации он лишается права проходить данную аттестацию. Вопрос о дальнейшем прохождении аттестации решается советом учреждения начального профессионального образования.

3.20. Оценки, полученные учащимися на аттестации в устной форме, должны быть объявлены им после окончания аттестации в данной подгруппе.

Оценки по физической культуре объявляются после выполнения всеми учащимися данной группы установленных упражнений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»