Текущее выборочное обследование индивидуальных предпринимателей торговли на потребительском рынке по форме N 1-ИП (торговля) проводится выборочным методом с использованием списочной и территориальной основ отбора для формирования комбинированной выборки с применением программных средств пакета IBM SPSS. Распространение данных наблюдения комбинированной выборки на генеральную совокупность индивидуальных предпринимателей в розничной торговле также выполняется с применением программных средств пакета IBM SPSS.
Списочная и территориальная основы выборки выступают в качестве двух независимых источников для формирования списков единиц наблюдения. Выборки индивидуальных предпринимателей извлекаются независимо из каждой из основ. Предполагается, что индивидуальный предприниматель торговли принадлежит данной единице территориальной основы, если он может быть приписан к этой единице после одного или более этапов случайного отбора.
Кроме того, предполагается:
полнота, т.е. каждая единица целевой совокупности принадлежит, по крайней мере, одной основе;
опознаваемость, т.е. для каждой единицы наблюдения в любой из основ возможна ее идентификация в другой.
Опознаваемость необходима для корректного распространения выборочных данных, т.е. исключения "двойного счета". Выполнение этого требования связано с практическими трудностями. Поэтому следует осуществлять специальные процедуры сопоставления.
Работа по проведению обследования состоит из нескольких основных этапов:
1) определение объемов (количества единиц наблюдения) списочной и территориальной выборок;
2) формирование списочной и территориальной основ выборки;
3) формирование выборок из списочной и территориальной основ;
4) сбор, ввод и обработка первичных данных наблюдения;
5) распространение данных выборок из списочной и территориальной основ на генеральную совокупность объектов наблюдения;
6) расчет итоговых комбинированных оценок показателей обследования;
7) отгрузка пообъектных данных наблюдения в комплекс формирования регламентных таблиц, предусмотренных экономическим описанием.
На схеме 2 представлены основные этапы проведения обследования индивидуальных предпринимателей в розничной торговле: