Организация выборочного обследования индивидуальных предпринимателей в розничной торговле | ||||||||||||||||||
1 этап | Формирование основы выборки | |||||||||||||||||
Списочной (БД "Индивидуальные предприниматели") | Территориальной | |||||||||||||||||
2 этап | Формирование выборочной совокупности | 7-10% от общего числа (устанавливается на федеральном уровне) | ||||||||||||||||
Индивидуальные предприниматели (систематический отбор из расслоенного по ОКВЭД и типам предприятий списка БД "Индивидуальные предприниматели") | Населенные пункты (из расслоенного по типу населённых пунктов и численности населения списка территориальных единиц) | |||||||||||||||||
Объекты торговли, принадлежащие индивидуальным предпринимателям (выборка формируется в каждом отобранном населенном пункте) | ||||||||||||||||||
3 этап | Проведение наблюдения | |||||||||||||||||
Предварительный обход отобранных опросных участков и формирование списка объектов торговли, принадлежащих индивидуальным предпринимателям | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
По месту регистрации индивидуального предпринимателя (по адресу места жительства) | Опрос по месту расположения объектов торговли, принадлежащих индивидуальным предпринимателям | |||||||||||||||||
4 этап | Обработка результатов обследования, расчёт итоговых оценок показателей обследования по комбинированной выборке |
Общее число индивидуальных предпринимателей розничной торговли, подлежащих обследованию, определяется на федеральном уровне, исходя из отведенного на проведение обследования ресурсного обеспечения.
Фиксированный объем выборки для организации обследования индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, размещается по субъектам Российской Федерации, исходя из распределения численности единиц наблюдения по субъектам и с учетом обеспечения приблизительно одинаковой точности результатов обследования. Ниже приведена расчетная формула для определения общего объема выборки по субъектам Российской Федерации:
= , где | (1) |
- заданный общий объем выборки в целом по Российской Федерации;
- объем выборки в h-ом субъекте Российской Федерации;
- показатель оборота индивидуальных предпринимателей торговли в h-ом субъекте Российской Федерации по итогам предыдущего цикла обследования;
- оценка коэффициента вариации показателя оборота индивидуальных предпринимателей торговли в h-ом субъекте Российской Федерации в текущем периоде наблюдения;
- параметр "силы размещения", который изменяется в промежутке от нуля до единицы (обычно выбирается = 1,1/2,1/3).
При = 1 формула дает размещение близкое к оптимальному, то есть с минимальной дисперсией оценки. При уменьшении ослабляется требование к обеспечению приблизительно одинаковой точности результатов выборочного обследования по субъектам Российской Федерации.
Рассчитанный общий объем выборки доводится до сведения территориальных органов государственной статистики.
Общий объем выборки распределяется между выборками из списочной и территориальной основ. Рекомендуется, чтобы объем выборки из списочной основы регистра составлял порядка 50% (не менее 30%) от общего объема региональной выборки предпринимателей. Соответственно объем выборки из территориальной основы также порядка 50% и не более 70% общего объема выборки на региональном уровне.
При принятии решения об увеличении объема списочной выборки следует учитывать уровень собираемости отчетов индивидуальных предпринимателей при почтовой рассылке анкет, ориентируясь на результаты сбора в обследовании по форме 1-ИП в текущем году. А также следует учитывать большую трудоемкость проведения наблюдения единиц территориальной выборки по месту осуществления деятельности.