Новую редакцию проекта см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О специальной оценке условий труда
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с осуществлением специальной оценки условий труда и реализацией обязанностей работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности, а также прав работников на рабочие места, соответствующие требованиям охраны труда.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы проведения специальной оценки условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права и обязанности участников специальной оценки условий труда.
1. Законодательство Российской Федерации о специальной оценке условий труда состоит из настоящего Федерального закона, Трудового кодекса Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно выполняемых процедур по идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вредных и (или) опасных факторов) и оценке уровня воздействия идентифицированных вредных и (или) опасных факторов на организм работника с учетом отклонения их фактических значений от утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов), а также комплексного применения средств защиты.
2. По результатам специальной оценки условий труда устанавливается класс (подкласс) условий труда на соответствующем рабочем месте.
3. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников и дистанционных работников.
4. Проведение специальной оценки условий труда государственных и муниципальных служащих регулируется законодательством о государственной и муниципальной службе.
1. Работодатель вправе:
1) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов специальной оценки условий труда;
2) проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
3) обжаловать в установленном порядке действия организации, проводящей специальную оценку условий труда.
2. Работодатель обязан:
1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда;
2) обеспечить представление организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимых документов и разъяснений по вопросам оценки условий труда;
3) не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты оценки;
4) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документального подтверждения соответствия установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;
5) письменно ознакомить работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
6) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
7) использовать результаты специальной оценки условий труда для реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников.
1. Работник вправе:
1) лично (или со своим представителем) участвовать в проведении специальной оценки условий труда на своем рабочем месте;
2) обращаться к работодателю (его представителю), эксперту, организации, проводящей специальную оценку условий труда, за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на своем рабочем месте;
3) обжаловать результаты специальной оценки условий труда на своем рабочем месте в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона.
2. Работник обязан знакомиться с результатами специальной оценки условий труда на своем рабочем месте.
1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе:
1) обжаловать в установленном порядке предписания и заключения должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего Федерального закона;
2) отказаться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, от проведения работ по специальной оценке условий труда, если их проведение может создать угрозу жизни или здоровью работников организации, проводящей специальную оценку условий труда.
2. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана:
1) представлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов специальной оценки условий труда, давать разъяснения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;
2) применять аттестованные в установленном порядке методики исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им поверенные средства измерений, внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;
3) приостанавливать проведение специальной оценки условий труда (не приступать к проведению специальной оценки условий труда) в случае непредставления работодателем необходимых сведений, документов и разъяснений, характеризующих условия труда на рабочих местах, или отказа работодателя обеспечить требуемые условия проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов.
Результаты специальной оценки условий труда применяются в целях:
1) разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных факторов и полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
4) контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
5) организации в случаях, установленных законодательством, обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам;
6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
7) установления дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
8) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание и при расследовании установленных случаев профессиональных заболеваний;
10) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда;
11) определения в случаях, установленных законодательством, объемов санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников с учетом государственных нормативных требований охраны труда;
12) принятия решения об ограничении труда для отдельных категорий работников;
13) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя;
14) оценки уровня профессиональных рисков;
15) расследования несчастных случаев на производстве;
16) в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией, соответствующей требованиям, указанным в статье 19 настоящего Федерального закона, привлекаемой работодателем для проведения специальной оценки условий труда на основании договора гражданско-правового характера.
3. Специальная оценка условий труда проводится на рабочих местах работодателя с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте осуществляется не реже одного раза в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения результатов (отчета) специальной оценки условий труда.
5. В случае проведения специальной оценки условий труда работников, работающих со сведениями, отнесенными к государственной тайне, проведение специальной оценки условий труда осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем создается комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), а также утверждается график проведения работ по специальной оценке условий труда.
2. В состав комиссии включаются представители работодателя, включая специалиста по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), эксперты и иные сотрудники организации, проводящей специальную оценку условий труда. Состав и порядок деятельности комиссии утверждается работодателем с учетом положений настоящего Федерального закона.
3. При проведении специальной оценки условий труда в организациях, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель или представители работодателя, включая специалиста по охране труда, либо представителя организации или специалиста, привлекаемых работодателем по договору гражданско-правового характера для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), эксперты и иные сотрудники организации, проводящей специальную оценку условий труда.
4. Председателем комиссии является работодатель (его представитель).
5. Комиссия до начала работ по специальной оценке условий труда утверждает перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, с выделением аналогичных рабочих мест.
6. Для целей настоящего Федерального закона к аналогичным рабочим местам относятся рабочие места, расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работниками, имеющими профессии или должности одного наименования и обеспеченными одинаковыми средствами индивидуальной защиты, в одинаковом режиме работы выполняются аналогичные трудовые обязанности при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья.
7. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случаях, когда проведение работ по специальной оценке условий труда может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда осуществляется с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Перечень видов деятельности и организаций, в которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
1. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов - сопоставление выявленных на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура проведения идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда.
2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов на рабочих местах осуществляется комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона с учетом особенностей, установленных частью 7 настоящей статьи.
3. При осуществлении идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов должны учитываться все возможные факторы производственной среды и трудового процесса с учетом характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса.