Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

     Новую редакцию проекта см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


Проект

     

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О специальной оценке условий труда

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в сфере охраны труда в связи с осуществлением специальной оценки условий труда и реализацией обязанностей работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности, а также прав работников на рабочие места, соответствующие требованиям охраны труда.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы проведения специальной оценки условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права и обязанности участников специальной оценки условий труда.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о специальной оценке условий труда

1. Законодательство Российской Федерации о специальной оценке условий труда состоит из настоящего Федерального закона, Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) нормативы условий труда - утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предельные значения показателей факторов производственной среды и трудового процесса, воздействие которых на организм работника при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья работника, выявляемых с использованием современных методов диагностики;

2) класс условий труда - степень отклонения фактических значений факторов производственной среды и трудового процесса от нормативов условий труда, определяемая в ходе проведения специальной оценки условий труда;

3) критерии оценки условий труда - показатели, указывающие на степень отклонения значений факторов производственной среды и трудового процесса от нормативов условий труда;

4) специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно выполняемых процедур по идентификации вредностей (опасностей) и оценке уровня воздействия выявленных вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на организм работника с учетом эффективности средств индивидуальной защиты;

5) трудовой процесс - воздействие работника на предмет труда с целью изготовления продукции или выполнения работ, сопровождаемое затратами его физической и нервной энергии;

6) эксперт - физическое лицо, соответствующее квалификационным требованиям и имеющее сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, полученный в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

7) испытательная лаборатория (центр) - структурное подразделение организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляющее исследования и измерения факторов производственной среды и трудового процесса.

Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда

1. Работодатель вправе:

1) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов специальной оценки условий труда;

2) проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Работодатель обязан:

1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда;

2) обеспечить представление организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимых документации и разъяснений по вопросам оценки условий труда;

3) не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты оценки;

4) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документального подтверждения наличия аккредитации на право проведения специальной оценки условий труда, сертификатов экспертов, участвующих в проведении специальной оценки условий труда, документального подтверждения страхования гражданской ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) обеспечить личное участие работника в проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте и (или) ознакомление с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

6) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

7) использовать результаты специальной оценки условий труда для реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников.

Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда

1. Работник вправе:

1) лично участвовать в проведении специальной оценки условий труда на своем рабочем месте;

2) обращаться к работодателю (его представителю) за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на своем рабочем месте;

3) обжаловать результаты специальной оценки условий труда на своем рабочем месте в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Работник обязан знакомиться с результатами специальной оценки условий труда на своем рабочем месте.

Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда

1. Организация вправе:

1) обжаловать в установленном порядке предписания и заключения должностных лиц органов государственного контроля (надзора) по соблюдению требований настоящего Федерального закона, выданные аккредитованной организации и/или работодателю, на рабочих местах которого данная аккредитованная организация проводила специальную оценку условий труда;

2) отказаться от проведения работ по специальной оценке условий труда, если проведение работ может создать угрозу жизни или здоровью работников аккредитованной организации.

2. Организация обязана:

1) представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных ею по результатам специальной оценки условий труда;

2) применять аттестованные в установленном порядке методики проведения исследований и измерений и соответствующие им поверенные приборы и оборудование, внесенные в государственный реестр средств измерений;

3) приостанавливать проведение специальной оценки условий труда (не приступать к проведению специальной оценки условий труда) в случае непредставления работодателем необходимых сведений, документации и разъяснений, характеризующих условия труда на рабочих местах, или отказа работодателя обеспечить требуемые условия проведения исследований и измерений факторов производственной среды и трудового процесса.

Статья 7. Применение результатов специальной оценки условий труда


Результаты специальной оценки условий труда применяются в целях:

1) разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсациях;

3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;

4) контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

5) подготовки перечня профессий и должностей и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным медицинским осмотрам при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам;

6) установления работникам сокращенной продолжительности рабочего времени, и (или) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, и (или) повышенной оплаты труда, а также иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий;

7) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

8) определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

9) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

10) оценки состояния здоровья работников для решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание и при установлении диагноза профессионального заболевания;

11) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда;

12) определения объемов санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников с учетом государственных нормативных требований охраны труда;

13) принятия решения об ограничении труда для отдельных категорий работников;

14) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

15) оценки уровня профессиональных рисков (с учетом травмоопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты) в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Глава 2. Порядок проведения специальной оценки условий труда

     

Статья 8. Организация специальной оценки условий труда

1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией (организациями), имеющей аккредитацию на право проведения специальной оценки условий труда, привлекаемой работодателем для проведения специальной оценки условий труда на основании договора гражданско-правового характера (далее - аккредитованная организация).

3. Специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах работодателя с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4. Специальная оценка условий труда на каждом рабочем месте осуществляется не реже одного раза в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем создается комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), а также утверждается график проведения работ по специальной оценке условий труда.

2. В состав комиссии включаются представители работодателя, включая специалиста по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), эксперты и иные сотрудники аккредитованной организации. Состав и порядок деятельности комиссии утверждается работодателем с учетом положений настоящего Федерального закона.

3. При проведении специальной оценки условий труда в организациях, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель или представители работодателя, включая специалиста по охране труда, либо представителя организации или специалиста, привлекаемых работодателем по договору гражданско-правового характера для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), эксперты и иные сотрудники аккредитованной организации.

4. Председателем комиссии является представитель работодателя.

5. Комиссия до начала работ по специальной оценке условий труда утверждает перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, с выделением аналогичных рабочих мест.

6. Для целей настоящего Федерального закона к аналогичным рабочим местам относятся рабочие места, расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работниками, имеющими профессии или должности одного наименования и обеспеченными одинаковыми средствами индивидуальной защиты, в одинаковом режиме работы выполняются аналогичные трудовые обязанности при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья.

7. Специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, на которых проведение работ по специальной оценке условий труда может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. Перечень видов деятельности и организаций, в которых специальная оценка условий труда проводится в особом порядке, утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Идентификация вредности (опасности)

1. Идентификация вредности (опасности) - сопоставление выявленных на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

2. При осуществлении идентификации вредности (опасности) должны учитываться все возможные вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса, в том числе с учетом характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

3. Идентификация вредности (опасности) на рабочих местах осуществляется комиссией.