Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О специальной оценке условий труда
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в сфере охраны труда в связи с осуществлением специальной оценки условий труда и реализацией обязанностей работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности, а также прав работников на рабочие места, соответствующие требованиям охраны труда.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы проведения специальной оценки условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права и обязанности участников специальной оценки условий труда.
1. Законодательство Российской Федерации о специальной оценке условий труда состоит из настоящего Федерального закона, Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) нормативы условий труда - утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предельные значения показателей факторов производственной среды и трудового процесса, воздействие которых на организм работника при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья работника, выявляемых с использованием современных методов диагностики;
2) класс условий труда - степень отклонения фактических значений факторов производственной среды и трудового процесса от нормативов условий труда, определяемая в ходе проведения специальной оценки условий труда;
3) критерии оценки условий труда - показатели, указывающие на степень отклонения значений факторов производственной среды и трудового процесса от нормативов условий труда;
4) специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно выполняемых процедур по идентификации вредностей (опасностей) и оценке уровня воздействия выявленных вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на организм работника с учетом эффективности средств индивидуальной защиты;
5) трудовой процесс - воздействие работника на предмет труда с целью изготовления продукции или выполнения работ, сопровождаемое затратами его физической и нервной энергии;
6) эксперт - физическое лицо, соответствующее квалификационным требованиям и имеющее сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, полученный в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
7) испытательная лаборатория (центр) - структурное подразделение организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляющее исследования и измерения факторов производственной среды и трудового процесса.
1. Работодатель вправе:
1) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов специальной оценки условий труда;
2) проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
2. Работодатель обязан:
1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда;
2) обеспечить представление организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимых документации и разъяснений по вопросам оценки условий труда;
3) не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты оценки;
4) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документального подтверждения наличия аккредитации на право проведения специальной оценки условий труда, сертификатов экспертов, участвующих в проведении специальной оценки условий труда, документального подтверждения страхования гражданской ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) обеспечить личное участие работника в проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте и (или) ознакомление с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
6) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
7) использовать результаты специальной оценки условий труда для реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников.
1. Работник вправе:
1) лично участвовать в проведении специальной оценки условий труда на своем рабочем месте;
2) обращаться к работодателю (его представителю) за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на своем рабочем месте;
3) обжаловать результаты специальной оценки условий труда на своем рабочем месте в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
2. Работник обязан знакомиться с результатами специальной оценки условий труда на своем рабочем месте.
1. Организация вправе:
1) обжаловать в установленном порядке предписания и заключения должностных лиц органов государственного контроля (надзора) по соблюдению требований настоящего Федерального закона, выданные аккредитованной организации и/или работодателю, на рабочих местах которого данная аккредитованная организация проводила специальную оценку условий труда;
2) отказаться от проведения работ по специальной оценке условий труда, если проведение работ может создать угрозу жизни или здоровью работников аккредитованной организации.
2. Организация обязана:
1) представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных ею по результатам специальной оценки условий труда;
2) применять аттестованные в установленном порядке методики проведения исследований и измерений и соответствующие им поверенные приборы и оборудование, внесенные в государственный реестр средств измерений;
3) приостанавливать проведение специальной оценки условий труда (не приступать к проведению специальной оценки условий труда) в случае непредставления работодателем необходимых сведений, документации и разъяснений, характеризующих условия труда на рабочих местах, или отказа работодателя обеспечить требуемые условия проведения исследований и измерений факторов производственной среды и трудового процесса.
Результаты специальной оценки условий труда применяются в целях:
1) разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсациях;
3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
4) контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
5) подготовки перечня профессий и должностей и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным медицинским осмотрам при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам;
6) установления работникам сокращенной продолжительности рабочего времени, и (или) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, и (или) повышенной оплаты труда, а также иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий;
7) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
8) определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
9) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
10) оценки состояния здоровья работников для решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание и при установлении диагноза профессионального заболевания;
11) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда;
12) определения объемов санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников с учетом государственных нормативных требований охраны труда;
13) принятия решения об ограничении труда для отдельных категорий работников;
14) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
15) оценки уровня профессиональных рисков (с учетом травмоопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты) в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией (организациями), имеющей аккредитацию на право проведения специальной оценки условий труда, привлекаемой работодателем для проведения специальной оценки условий труда на основании договора гражданско-правового характера (далее - аккредитованная организация).
3. Специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах работодателя с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
4. Специальная оценка условий труда на каждом рабочем месте осуществляется не реже одного раза в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем создается комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), а также утверждается график проведения работ по специальной оценке условий труда.
2. В состав комиссии включаются представители работодателя, включая специалиста по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), эксперты и иные сотрудники аккредитованной организации. Состав и порядок деятельности комиссии утверждается работодателем с учетом положений настоящего Федерального закона.
3. При проведении специальной оценки условий труда в организациях, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель или представители работодателя, включая специалиста по охране труда, либо представителя организации или специалиста, привлекаемых работодателем по договору гражданско-правового характера для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), эксперты и иные сотрудники аккредитованной организации.
4. Председателем комиссии является представитель работодателя.
5. Комиссия до начала работ по специальной оценке условий труда утверждает перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, с выделением аналогичных рабочих мест.
6. Для целей настоящего Федерального закона к аналогичным рабочим местам относятся рабочие места, расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работниками, имеющими профессии или должности одного наименования и обеспеченными одинаковыми средствами индивидуальной защиты, в одинаковом режиме работы выполняются аналогичные трудовые обязанности при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья.
7. Специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, на которых проведение работ по специальной оценке условий труда может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. Перечень видов деятельности и организаций, в которых специальная оценка условий труда проводится в особом порядке, утверждается Правительством Российской Федерации.
1. Идентификация вредности (опасности) - сопоставление выявленных на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
2. При осуществлении идентификации вредности (опасности) должны учитываться все возможные вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса, в том числе с учетом характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
3. Идентификация вредности (опасности) на рабочих местах осуществляется комиссией.