Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ

ПРИКАЗ

от 13 июня 2013 года N 760-э

Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения

(с изменениями на 21 декабря 2020 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФСТ России от 27 мая 2015 года N 1080-э (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.07.2015, N 0001201507150012);

приказом ФАС России от 4 июля 2016 года N 888/16 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.08.2016, N 0001201608010020);

приказом ФАС России от 30 июня 2017 года N 868/17 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.07.2017, N 0001201707270034);

приказом ФАС России от 4 октября 2017 года N 1292/17 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.10.2017, N 0001201710190022);

приказом ФАС России от 18 июля 2018 года N 1005/18 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.09.2018, N 0001201809170012);

приказом ФАС России от 29 августа 2019 года N 1152/19 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.02.2020, N 0001202002030038);

приказом ФАС России от 21 декабря 2020 года N 1237/20 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.03.2021, N 0001202103250008).

____________________________________________________________________



В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4159; 2011, N 23, ст.3263; N 30 (ч.I), ст.4590; N 50, ст.7359; 2012, N 26, ст.3446; N 53 (ч.I), ст.7616, 7643; 2013, N 19, ст.2330), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 44, ст.6022),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.  

2. Настоящие Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения применяются при установлении тарифов на 2014 и последующие годы, а также на 2013 год в случаях, предусмотренных пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".

3. Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (зарегистрирован Минюстом России 20 октября 2004 года, регистрационный N 6076), с изменениями и дополнениями, внесенными приказами ФСТ России от 23 ноября 2004 года N 193-э/11 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2004 года, регистрационный N 6191), от 14 декабря 2004 года N 289-э/15 (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2004 года, регистрационный N 6213), от 28 ноября 2006 года N 318-э/15 (зарегистрирован Минюстом России 8 декабря 2006 года, регистрационный N 8574), от 30 января 2007 года N 14-э/14 (зарегистрирован Минюстом России 6 марта 2007 года, регистрационный N 9041), от 31 июля 2007 года N 138-э/6 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2007 года, регистрационный N 10030), от 23 ноября 2007 года N 385-э/1 (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2007 года, регистрационный N 10578), от 21 октября 2008 года N 209-э/1 (зарегистрирован Минюстом России 6 ноября 2008 года, регистрационный N 12580), от 22 декабря 2009 года N 469-э/8 (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2010 года, регистрационный N 16132), от 31 декабря 2009 года N 558-э/1 (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2010 года, регистрационный N 16345), от 24 июня 2011 года N 303-э (зарегистрирован Минюстом России 7 июля 2011 года, регистрационный N 21290), от 26 декабря 2011 года N 823-э (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2011 года, регистрационный N 22794), применяются при установлении тарифов на 2013 год, за исключением тарифов, предусмотренных пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".

4. Признать утратившими силу:

- с 1 января 2014 года приказ ФСТ России от 1 сентября 2010 года N 221-э/8 "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии, с применением метода доходности инвестированного капитала и о внесении изменений и дополнений в Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2008 года N 231-э" (зарегистрирован в Минюсте России 29 сентября 2010 года, регистрационный N 18579), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ФСТ России от 30 марта 2012 года N 228-э (зарегистрирован Минюстом России 10 апреля 2012 года, регистрационный N 23784);

- приказ ФСТ России от 27 августа 2009 года N 206-э/2 "Об утверждении Порядка предварительного согласования Федеральной службой по тарифам решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении двухставочного тарифа на тепловую энергию" (зарегистрирован в Минюсте России 28 октября 2009 года, регистрационный N 15142).

5. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке.

Руководитель
Федеральной службы по тарифам
С.Новиков


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

16 июля 2013 года,

регистрационный N 29078

Приложение

     

Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения

(с изменениями на 21 декабря 2020 года)


I. Общие положения

1. Настоящие Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4159; 2011, N 23, ст.3263; N 30 (часть 1), ст.4590; N 50, ст.7359; 2012, N 26, ст.3446; N 53 (часть 1), ст.7616, ст.7643; 2013, N 19, ст.2330), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 44, ст.6022).

2. Методические указания предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - федеральный орган регулирования), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования), органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (далее - регулируемые организации), для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, за исключением расчета в ценовых зонах теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 февраля 2020 года приказом ФАС России от 29 августа 2019 года N 1152/19. - См. предыдущую редакцию)

3. Методические указания определяют методологию расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

4. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основах ценообразования, а также иных нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

5. В соответствии с настоящими Методическими указаниями рассчитываются следующие регулируемые цены (тарифы) в сфере теплоснабжения:

5.1. тарифы:

на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, в соответствии с установленными предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;

на тепловую энергию (мощность), поставляемую другим теплоснабжающим организациям теплоснабжающими организациями;

на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями, в соответствии с установленными предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;

на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения);

5.2. плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии для отдельных категорий (групп) социально значимых потребителей;

5.3. плата за подключение к системе теплоснабжения.

II. Общие принципы формирования цен (тарифов)

6. При регулировании тарифов в сфере теплоснабжения используются следующие методы:

метод экономически обоснованных расходов (затрат);

метод индексации установленных тарифов;

метод обеспечения доходности инвестированного капитала;

метод сравнения аналогов.

В зависимости от применяемого в отношении регулируемой организации метода регулирования тарифов для расчета цен (тарифов) используются материалы в соответствии с Приложением 3 к настоящим Методическим указаниям.

7. Тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливаются в соответствии с календарной разбивкой, предусмотренной предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями тарифов на тепловую энергию (мощность), установленными федеральным органом регулирования.

Особенности расчета необходимой валовой выручки, относимой на производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, приведены в главе VIII настоящих Методических указаний.

8. Расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Для целей расчета тарифов в сфере теплоснабжения при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии (далее также - объем отпуска тепловой энергии от источника тепловой энергии), используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.

При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети (далее также - объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети), используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 настоящих Методических указаний.

9. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 10, ст.1242) расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой III настоящих Методических указаний и Основами ценообразования.

9.1. Расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с настоящими Методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.

Фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.

Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.

(Пункт дополнительно включен с 28 сентября 2018 года приказом ФАС России от 18 июля 2018 года N 1005/18)

10. Регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения регулируемыми организациями раздельного учета объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:

а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;

в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;

г) производство теплоносителя;

д) передача тепловой энергии и теплоносителя;

е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;

ж) подключение к системе теплоснабжения;

з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.

При установлении цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по различным регулируемым видам деятельности.

При установлении цен (тарифов) также не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (Собрание законодательства Российской Федерации 2006, N 34, ст.3680; 2011, N 22, ст.3168; официальный интернет-портал правовой информации http://www/pravo/gov/ru. 12.04.2013, N 00012013041200014; 2013, N 21, ст.2648).

Не допускается учет расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

При установлении подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения не учитываются прибыль и убытки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, которые возникают в связи с производством и реализацией товаров, оказанием услуг в сфере теплоснабжения по ценам, определяемым соглашением сторон.

(Абзац дополнительно включен с 12 августа 2016 года приказом ФАС России от 4 июля 2016 года N 888/16)


В случае если теплоснабжающей организацией заключены договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам (тарифам), определенным соглашением сторон в отношении всего объема полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя), то при установлении органом регулирования цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, не выше которых соответствии с пунктами 5_1 и 12 Основ ценообразования определяются такие цены, используются необходимая валовая выручка и расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в размере, необходимом для обеспечения теплоснабжения (поставки) в соответствии с такими договорами.

(Абзац дополнительно включен с 12 августа 2016 года приказом ФАС России от 4 июля 2016 года N 888/16; в редакции, введенной в действие с 28 сентября 2018 года приказом ФАС России от 18 июля 2018 года N 1005/18. - См. предыдущую редакцию)