Заслушав и обсудив информацию председателя Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству А.Ю.Русских, Комитет
решил:
1. Утвердить с учетом состоявшегося обсуждения рекомендации парламентских слушаний на тему "Информационная открытость и саморегулирование в строительной отрасли", состоявшихся в Государственной Думе 20 июня 2013 года.
2. Направить рекомендации парламентских слушаний в Правительство Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания.
Председатель Комитета
А.Ю.Русских
Рекомендации парламентских слушаний на тему: "Информационная открытость и саморегулирование в строительной отрасли"
Организатор:
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству
г.Москва | 20 июня 2013 года |
Обсудив с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, национальных объединений саморегулируемых организаций в сфере инженерных изысканий, проектирования, строительства, руководителей саморегулируемых организаций, крупнейших строительных организаций и представителей профессионального и научного сообщества правоприменительную практику и направления совершенствования законодательства в части регулирования вопросов информационной открытости для повышения эффективности института саморегулирования в строительной отрасли, участники парламентских слушаний отмечают:
1. Вопросам информационной открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных публично-правовых образований (к которым, несомненно, можно отнести и саморегулируемые организации, на которые возложены публично-правовые функции) в последнее время уделяется существенное внимание.
________________
Так, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2005 года N 12-п "По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А.Г.Меженцева" отмечается, что государство, отказавшись от лицензирования, фактически переложило на саморегулируемые организации часть своих публично-правовых функций.
В целях реализации права на получение информации принят Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 1815-р утверждена Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 года N 1088 создана единая вертикально интегрированная государственная автоматизированная информационная система "Управление", с 2011 года функционирует официальный сайт Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (www.zakupld.gov.ru), создан единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru).
Все это свидетельствует о том, что требование "информационная открытость" становится одним из основополагающих принципов информационного обеспечения для сферы государственного управления и не может не оказать влияния на активно формирующуюся в нашей стране систему саморегулирования.
Вопросы информационной открытости деятельности саморегулируемых организаций на сегодняшний день регулируются статьей 7 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и нормами отдельных федеральных законов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций в различных сферах экономической деятельности. Информационная открытость деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере, прежде всего, регулируется статьей 55_9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
7 июня 2013 года опубликован Федеральный закон N 113-ФЗ от 07.06.2013 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций".
Указанный Федеральный закон расширяет перечень требований к саморегулируемым организациям в сфере раскрытия информации о своей деятельности и деятельности членов саморегулируемых организаций (далее также - СРО) Одновременно устанавливаются единые требования к ведению реестра членов СРО независимо от сферы их деятельности, а также перечень сведений, находящихся в открытом или ограниченном доступе. На саморегулируемую организацию возлагается обязанность иметь собственный сайт в сети Интернет, на котором СРО будет обязана размещать информацию о своей деятельности и реестр своих членов.
Требования к обеспечению доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах, а также требования к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких СРО будут устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, которым является Министерство экономического развития Российской Федерации. Эти изменения будут способствовать повышению открытости и доступности информации, необходимой лицам, осуществляющим или планирующим осуществлять взаимодействие с саморегулируемыми организациями, а также их членами.
Устанавливается административная ответственность за нарушение саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию информации. За такое правонарушение должностным лицам может быть вынесено предупреждение или на ни них наложен штраф в размере от 3 тыс. до 50 тыс. рублей. Для юридических лиц устанавливается штраф в размере от 10 тыс. до 200 тыс. рублей. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО, наделяются полномочиями по рассмотрению дел о таких административных правонарушениях.
Информация, обязательная к размещению на сайте СРО, должна быть опубликована в течение 5 дней после принятия соответствующих решений. Сведения о компенсационном фонде должны обновляться раз в квартал.
Вместе с тем, участники парламентских слушаний отмечают, что установление указанным Федеральным законом административной ответственности только для саморегулируемых организаций с обязательным членством нарушает принцип единства нормативного регулирования деятельности саморегулируемых организаций. Нарушение этого принципа может повлечь бесконтрольность деятельности саморегулируемых организаций с добровольным членством, создание условий для действий недобросовестных саморегулируемых организаций и отдельных должностных лиц таких организаций, что в свою очередь отрицательно скажется на всем институте саморегулирования и его восприятии, как потребителями, так и субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности.
Кроме того, в указанном Федеральном законе отсутствует закрепление за организацией, объединяющей саморегулируемые организации конкретной сферы профессиональной и (или) предпринимательской деятельности права (а в сфере обязательного саморегулирования - обязанности) принятия корпоративных документов - стандартов (правил) деятельности саморегулируемых организаций, и в частности раскрытия информации как саморегулируемыми организациями, так и их национальными объединениями.
2. Значение информационной открытости в деятельности саморегулируемых организаций сложно преувеличить.
Саморегулируемые организации и их национальные объединения в строительстве являются некоммерческими организациями (НКО) особого рода, выполняющими государственные и другие общественно значимые функции, возложенные на них законом, а членство в них обязательно и, в соответствии с требованиями законодательства, является необходимым обязательным условием допуска на строительный рынок.
3. Официальный сайт саморегулируемой организации должен обеспечить удобство пользования, полноту и оперативность получения заинтересованными лицами информации о деятельности саморегулируемой организации.
На своем сайте в сети "Интернет" саморегулируемые организации в соответствии с Градостроительным кодексом, обязаны размещать как информацию, так и документы.
Смешение в Градостроительном кодексе понятий "информация", "сведения" и "документ" создает определенные трудности с определением вида, в котором они должны содержаться на официальном сайте саморегулируемой организации - простое информационное сообщение или документ, содержащий все необходимые реквизиты.
При этом, новым видом документа стал электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме. Юридическую силу электронному документу придает особый реквизит - электронная цифровая подпись.
Таким образом, говоря об обязанности саморегулируемой организации о размещении на своем официальном сайте "информации и документов", более точно будет говорить о размещении "документированной информации".
4. Информация о деятельности саморегулируемых организаций должна отвечать трем основным требованиям - своевременности, полноте и достоверности.
Своевременной является информация, получаемая в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Если точный срок законодательно не установлен, то для его определения может применяться правило "разумного срока", предусмотренное Гражданским кодексом Российской Федерации.
Достоверной является неискаженная (заведомо или по небрежности) информация, которой располагает (должна располагать) саморегулируемая организация.
Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должна обладать саморегулируемая организация или орган надзора за деятельностью саморегулируемой организации в силу своей компетенции и предоставленных полномочий.
5. По мнению участников парламентских слушаний на сайтах должна содержаться следующая информация:
- общие сведения:
а) наименование и структура саморегулируемой организации, место ее нахождения, адрес электронной почты (при наличии), номера контактных телефонов;
б) сфера деятельности саморегулируемых организаций;
в) устав некоммерческой (саморегулируемой) организации, решение о присвоении статуса саморегулируемой организации;
г) копии свидетельств о:
- включении некоммерческой организации в государственный реестр юридических лиц;
- постановке на учет в налоговом органе (индивидуальный налоговый номер);
д) информация о структуре и компетенции органов управления саморегулируемой организации, о количественном и персональном составе постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа управления саморегулируемой организации; сведения о руководителях постоянно действующего коллегиального и исполнительного органов управления саморегулируемых организаций, его филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, в том числе, за рубежом при их наличии (фамилии, имена, отчества, адреса электронной почты (при наличии), номера контактных телефонов);
е) решения, принятые уполномоченными органами управления саморегулируемой организации;
ж) указание сайта органа надзора за деятельностью саморегулируемой организации и сайта национального объединения саморегулируемых организаций.
- сведения о члене СРО:
а) наименование члена саморегулируемой организации, адрес его местонахождения, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, место жительства, дата и место рождения, паспортные данные, ИНН, адрес сайта в сети "Интернет" (при наличии), контактный телефон;
б) дата начала осуществления профессиональной или предпринимательской деятельности (дата выдачи свидетельства о членстве в саморегулируемой организации, дата выдачи свидетельства о допуске к работам или дата выдачи иного документа, разрешающего осуществлять деятельность), сведения о приостановлении, возобновлении или прекращении действия свидетельства о допуске к работам;
в) перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство о допуске;
г) максимальный размер возможного возмещения из средств компенсационного фонда вреда, возникшего вследствие наступления гражданской ответственности;
г) максимальный размер возмещения страховой организацией вреда, возникшего вследствие наступления гражданской ответственности, по договору страхования, реквизиты страхового полиса или договора страхования (дата, номер, наименование страховой организации, ее ИНН и ОГРН);
д) информация о проведенных проверках члена саморегулируемой организации (дата проведения проверки и вид: плановая или внеплановая), состав выявленных нарушений (при их наличии);
е) информация о случаях нарушения качества работ, услуг, выявленных после окончания выполнения работ, или услуг в гарантийный период или в срок исковой давности;
ж) информация о примененных мерах дисциплинарного воздействия к члену саморегулируемой организации, и по каким основаниям;
з) информация о судебных исках саморегулируемой организации к члену и члена к саморегулируемой организации, а также исках, поданных саморегулируемой организацией в интересах своих членов.
- информация о деятельности саморегулируемой организации:
а) порядок подачи документов и приема в члены саморегулируемой организации, порядок выдачи свидетельства о членстве в саморегулируемой организации или свидетельстве о допуске к работам, или иного документа саморегулируемой организации;
б) требования к членству в саморегулируемой организации и к выдаче свидетельств о допуске к работам;
в) реестр членов саморегулируемой организации (ведется в установленном порядке с учетом требований к составу и структуре содержащейся в нем информации);
г) порядок прекращения (приостановления) членства в саморегулируемой организации, порядок лишения свидетельства о допуске к работам;
д) о порядке проведения и принятия решений органами управления саморегулируемой организации (в т.ч. положения об этих органах);
е) порядок формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации, его размещения, порядок выплаты средств из компенсационного фонда, размер сформированного компенсационного фонда на определенную дату (например, на первое число квартала), информация о составе и стоимости имущества компенсационного фонда, о фактах осуществления выплат и об основаниях таких выплат;
ж) порядок страхования гражданской ответственности членов саморегулируемой организации (в том числе, требования к сумме страхового покрытия и страховым организациям, а также к содержанию договора страхования);
з) порядок проведения контрольных мероприятий в отношении своих членов саморегулируемой организации (основание, порядок назначения проверки, виды проверок, назначение лиц для проведения проверки, итоги проведения проверки, действия должностных лиц по итогам проверки);
и) порядок применения мер дисциплинарного воздействия к членам саморегулируемой организации (основание, процедуры дисциплинарного производства, перечень мер, действия должностных лиц саморегулируемой организации по итогам принятия решения о применении мер дисциплинарного воздействия);
к) положение о раскрытии информации, устанавливающее порядок обеспечения информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов;
л) порядок разработки стандартов и правил саморегулируемой организации (процедура, орган, порядок утверждения), сведения о принятых документах;