РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 мая 2013 года N 867-р
(с изменениями на 20 августа 2015 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 года N 174-р
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2013 года N 1459-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 года N 1622-р.
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием" (далее - план).
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию плана:
обеспечить реализацию плана;
ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации плана.
3. Мониторинг и контроль реализации плана осуществлять в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 года N 1613-р.
4. Минфину России и федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию плана, при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период учитывать в установленном порядке мероприятия, предусмотренные планом.
5. Пункт утратил силу - распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 августа 2013 года N 1459-р. - См. предыдущую редакцию.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
План мероприятий ("дорожная карта") "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием"
(с изменениями на 20 августа 2015 года)
Реализация "дорожной карты" "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием" (далее - "дорожная карта") призвана снять административные, финансовые и информационные барьеры для субъектов малого и среднего предпринимательства и существенно увеличить их долю в закупках инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием (далее - заказчики), закупочная деятельность которых подпадает под действие Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", облегчив доступ бизнеса к закупкам и сделав закупочные процедуры более простыми, прозрачными и эффективными.
Объем закупок заказчиков в настоящее время составляет не менее 7 триллионов рублей в год. По экспертным оценкам, доля субъектов малого и среднего предпринимательства в указанных закупках составляет суммарно не более 10 процентов, что во многом связано с ориентацией системы закупок заказчиков на интересы крупного бизнеса, в первую очередь дочерних и аффилированных компаний заказчиков.
Доступ движущей силы развития современной экономики инновационных компаний малого и среднего предпринимательства - к закупкам в значительной степени ограничен из-за низкого спроса на инновации со стороны заказчиков и отсутствия у заказчиков простой и прозрачной системы внедрения инновационных решений, предлагаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, а также доступа субъектов малого и среднего предпринимательства как к выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ заказчиков, так и к промышленному внедрению их результатов заказчиками.
Менеджмент заказчиков не стимулирован на активное привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам и развитие полноценной конкурентной среды, наличие которой позволяет заказчикам осуществлять свои закупки у ответственных и квалифицированных исполнителей по оптимальным ценам. При этом реализация мероприятий "дорожной карты" не должна создавать условия, при которых заказчики будут вынуждены осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства более дорогой и менее качественной продукции (работ, услуг).
Реализация "дорожной карты" позволит существенно увеличить долю закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков (с 10 до 25 процентов), долю прямых закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков (с 2 до 10 процентов), долю инновационной продукции и результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчиков, а также ограничит возможности недобросовестного менеджмента заказчиков и дочерних или аффилированных структур в создании цепочек посредников и обеспечит прямой доступ отечественных производителей к закупкам заказчиков.
Учитывая, что доля закупок заказчиков в валовом внутреннем продукте страны составляет не менее 10 процентов, реализация "дорожной карты" позволит добиться кратного увеличения доли закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (включая инновационные компании малого и среднего предпринимательства) в валовом внутреннем продукте России, увеличения числа производственных предприятий среди компаний малого и среднего предпринимательства, количества инновационно активных российских компаний и, как следствие, валового внутреннего продукта страны и роста уровня жизни ее граждан.
Реализация мероприятий "дорожной карты" будет осуществляться с 2013 по 2018 год. Мероприятия "дорожной карты" распространяются только на заказчиков, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, в том числе на заказчиков, указанных в перечнях, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р, а также в перечне стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года N 1009.
Целями "дорожной карты" являются:
увеличение доли закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков;
увеличение доли прямых закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков;
снятие административных, финансовых и информационных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства при участии в закупках и поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для заказчиков;
увеличение доли закупок инновационной продукции и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков.
(процентов) | |||
Наименование контрольного показателя эффективности | Текущее значение | 2016 год * | 2018 год |
________________ | |||
Доля общих закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков (измеряется как стоимостная доля договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем ежегодном объеме договоров, заключенных в рамках закупок заказчиков. При этом учитываются как прямые договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства, так и субподрядные договоры 1-го уровня. Под субподрядными договорами 1-го уровня в рамках "дорожной карты" понимаются договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенные непосредственно между субъектами малого и среднего предпринимательства и компаниями любой организационно-правовой формы, заключившими прямые договоры с заказчиками на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) | 10 | не менее 18 | не менее 25 |
Доля прямых закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков (измеряется как стоимостная доля договоров, заключенных заказчиками напрямую с субъектами малого и среднего предпринимательства (без посредников), в общем ежегодном объеме договоров, заключенных в рамках закупок заказчиков) | 2 | не менее 10 | не менее 10 |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 года N 1622-р. - См. предыдущую редакцию) | |||
Доля закупок в электронной форме в общем ежегодном объеме закупок заказчиков открытыми конкурентными способами (измеряется как стоимостная доля договоров, заключенных по итогам открытых процедур закупки в электронной форме, в общем ежегодном объеме договоров, заключенных в рамках закупок заказчиков открытыми конкурентными способами) | 30 | не менее 45 | не менее 70 |
Увеличение доли закупок инновационных товаров (работ, услуг) и научно- | - | + 100 | + 300 |
Вид документа (мероприятия) | Ответствен- | Срок | Ожидаемые результаты |
I. Создание механизмов доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам заказчиков | ||||
1. Выделение доли для субъектов малого и среднего предприниматель- | постановление Правительства Российской Федерации | Минэконом- развития России, | октябрь 2013 года | постановление Правительства Российской Федерации "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предприни- мательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" |
1-й этап | февраль 2016 года | доля прямых закупок заказчиков в 2015 году | ||
2-й этап | февраль 2017 года | доля прямых закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предприни- мательства, занятых в производст- венной сфере, составляет не менее 10 процентов, доля общих закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предприни- мательства составляет не менее 18 процентов | ||
3-й этап | декабрь 2018 года | доля прямых закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предприни- мательства, занятых в производст- венной сфере, составляет не менее 10 процентов, доля общих закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предприни- мательства составляет не менее 25 процентов | ||
(Позиция 1 в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 года N 1622-р. - См. предыдущую редакцию) | ||||
2. Установление особенностей закупок у участников закупок, представивших план привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в производственной сфере | постановление Правительства Российской Федерации | Минэконом- | октябрь 2013 года | постановление Правительства Российской Федерации "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринима- |
3. Установление для заказчиков требований по разработке и утверждению перечня товаров (работ или услуг), поставляемых (выполняемых или оказываемых) субъектами малого и среднего предпринимательства по прямым контрактам с заказчиками и (или) субподрядным договорам 1-го уровня, а также условий и порядка применения таких перечней | постановление Правительства Российской Федерации | Минэконом- | октябрь 2013 года | постановление Правительства Российской Федерации "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринима- |
4. Установление для заказчиков требований по введению в положение о закупке критериев, в соответствии с которыми осуществляется закупка товаров, работ и услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), в пределах которой размещение заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства | постановление Правительства Российской Федерации | Минэконом- | октябрь 2013 года | постановление Правительства Российской Федерации "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринима- |
5. Установление приоритета товаров российского происхождения, работ и услуг, выполняемых и оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам и услугам, | постановление Правительства Российской Федерации | Минэконом- | апрель | постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении приоритета товаров российского |
выполняемым и оказываемым иностранными лицами, с учетом таможенного законодательства Таможенного союза и международных договоров Российской Федерации | по атомной энергии "Росатом" | происхождения, работ и услуг, выполняемых и оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам и услугам, выполняемым и оказываемым иностранными лицами" | ||
6. Установление критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции | нормативные правовые акты федеральных органов исполнитель- | федеральные органы исполнитель- | июль | устранение неопределен- |
7. Увеличение доли закупок в электронной форме в общем ежегодном объеме открытых конкурентных закупок | директивы (поручения) Правительства Российской Федерации представите- | Минэконом- | октябрь 2013 года | увеличение доли закупок заказчиков в электронной форме в общем ежегодном объеме закупок заказчиков открытыми конкурентными способами |
1-й этап | декабрь 2014 года | не менее 40 процентов | ||
2-й этап | декабрь 2015 года | не менее 45 процентов | ||
3-й этап | декабрь 2016 года | не менее 50 процентов | ||
4-й этап | декабрь 2017 года | не менее 60 процентов | ||
5-й этап | декабрь 2018 года | не менее 70 процентов | ||
8. Установление для заказчиков обязательства по созданию совещательного органа заказчика, отвечающего за общественный аудит эффективности проводимых закупок, в том числе на предмет использования передовых технологических решений, с обязательным включением в него представителей общественных объединений предпринимателей среднего и малого бизнеса (включая объединения в сфере | директивы (поручения) Правительства Российской Федерации представите- | Минэконом- | август | создание совещательных органов заказчиков, отвечающих за общественный аудит эффективности проводимых закупок |
закупочной деятельности), отраслевых научных и образовательных учреждений, технологических платформ, а также по разработке положения о деятельности совещательного органа, предусматривающего порядок его формирования и деятельности, обеспечивающего эффективность взаимодействия между заказчиком и субъектами малого и среднего предпринимательства при соблюдении коммерческой и государственной тайны. Предусмотреть, что ключевыми направлениями деятельности совещательного органа является рассмотрение практики осуществления закупок в рамках Федерального закона "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и | установлении для заказчиков обязательства по созданию совещатель- | |||
жалоб на организацию закупок со стороны представителей субъектов малого и среднего предпринимательства независимо от права таких субъектов и других участников закупочной деятельности на подачу жалобы в ФАС России в установленные законодательством Российской Федерации сроки. | объединений предпринима- | |||
Обеспечить максимальную открытость деятельности совещательного органа, предусмотрев формирование ежегодных публичных докладов об эффективности закупочной системы заказчика | ||||
9. Установление требования для заказчиков по разработке, утверждению и введению в действие обязательного и находящегося в открытом доступе положения о порядке и правилах внедрения инновационных решений. Положение должно: содержать последовательность действий организаций (включая субъекты малого и среднего предпринимательства) по внедрению своих инновационных решений или предложений в деятельность заказчиков с описанием порядка и сроков прохождения всех процедур и принятия решений; содержать регламент работы структурного подразделения заказчика, отвечающего за внедрение инновационных решений; быть согласованным в обязательном порядке с совещательным органом заказчика, отвечающим за общественный аудит эффективности проводимых закупок; быть размещено на сайте заказчика и федеральном сайте поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации | директивы (поручения) Правительства Российской Федерации представите- | Минэконом- | август | создание системы "одного окна" заказчика для инновационных субъектов малого и среднего предпринима- |
10. Установление для заказчиков обязательств по ежегодному выделению в структуре закупок лотов на закупку инновационной продукции взамен традиционной в размере не менее 20 процентов от ежегодного объема закупок вида (типа) стандартной продукции, которая может быть замещена инновационной | директивы (поручения) Правительства Российской Федерации представите- | Минэконом- | декабрь 2013 года | выполнение обязательств по ежегодному выделению в общей структуре закупок лотов на закупку инновационной продукции взамен традиционной |
продукцией, разработанной субъектами малого и среднего предпринимательства и прошедшей оценку соответствия по безопасности и надежности в соответствии с положением о порядке и правилах внедрения инновационных решений, а также при соблюдении следующих условий: в случае отсутствия инновационных предложений в рамках процедур закупки осуществляется закупка | руководителям заказчиков по вопросу об установлении обязательств заказчиков по ежегодному выделению в структуре закупок лотов на закупку инновационной продукции взамен традиционной в | |||
стандартной продукции, что указывается в документации о закупке; информация о планах формирования лотов на закупку инновационной продукции взамен традиционной размещается в свободном доступе на сайте заказчика и на федеральном сайте поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации | размере не менее 20 процентов ежегодного объема закупок вида (типа) стандартной продукции, которая может быть замещена инновационной продукцией, разработанной субъектами малого и среднего предпринима- |
II. Меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства | ||||
11. Разработка методических рекомендаций по реализации пилотных программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства, включающих в себя: создание общеотраслевых понятных и прозрачных принципов и требований системы закупок; создание четких стандартов квалификации поставщиков для обеспечения деятельности конкурирующих между собой компаний, в том числе на рынке высокотехнологичной продукции; создание системы поддержки надежных, квалифицированных и ответственных поставщиков (исполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающей через закупки заказчиков реализацию государственной политики по развитию отечественного | методические рекомендации по реализации пилотных программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринима- | Минэконом- | август | утвержденные методические рекомендации по развертыванию пилотных программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринима- |
малого и среднего предпринимательства; порядок ведения открытых отраслевых реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - участников программ партнерства | ||||
12. Разработка заказчиками совместно с Минтрансом России, Минэнерго России и объединениями предпринимателей малого и среднего бизнеса пилотных программ партнерства с учетом методических рекомендаций, в том числе программы Государственной компании "Автодор", открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (Минтранс России), программы открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы", открытого акционерного общества "Газпром" (Минэнерго России) | директивы (поручения) Правительства Российской Федерации представите- | Минэконом- | ||
России и объединениями предпринима- | ||||
1-й этап | октябрь 2013 года | принятие пилотных программ партнерства | ||
2-й этап | ноябрь | начало реализации пилотных программ партнерства заказчиков с субъектами малого и среднего предпринима- | ||
13. Создание и ведение федеральными органами исполнительной власти совместно с общественными объединениями предпринимателей малого и среднего бизнеса открытых отраслевых реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - участников программ партнерства (федеральные органы исполнительной власти осуществляют соответствующие функции в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств) | пилотные программы партнерства | Минэконом- | ноябрь | внедрение пилотных программ партнерства. Ежегодное увеличение количества субъектов малого и среднего предпринима- |
14. Введение в рамках реализации программ партнерства обязательного авансирования на исполнение прямых контрактов заказчиков с субъектами малого и среднего предпринимательства в | пилотные программы партнерства | Минэконом- | январь 2014 года, далее - на весь период реализации "дорожной карты" | внедрение авансирования на исполнение прямых контрактов |
размере не менее 30 процентов суммы договора | (координато- | малого и среднего предпринима- | ||
15. Разработка в рамках реализации программ партнерства процедур и планов работы по обмену и внедрению новых технологий между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства | пилотные программы партнерства | Минэконом- | в соответст- | внедрение разработанных заказчиками процедур и планов работы по обмену и внедрению новых технологий между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринима- |
16. Обеспечение со стороны заказчиков в рамках реализации программ партнерства своевременного и полного информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о необходимых заказчикам для разработки и внедрения технических и технологических решениях, материалах, изделиях, конструкциях, оборудовании, процессах, услугах в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе (на основе плана закупок инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции заказчиков) | пилотные программы партнерства | Минэконом- | в соответст- | внедрение разработанных заказчиками процедур и планов работы по обмену и внедрению новых технологий между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринима- |
III. Повышение прозрачности процедур закупки и снятие информационных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||
17. Подготовка предложений по упрощению для субъектов малого и среднего предпринимательства процедур закупок у заказчиков путем сокращения, упрощения и приведения к стандартизированным формам документации, необходимой для участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчиков | директивы (поручения) Правительства Российской Федерации представите- | Минэконом- | декабрь 2013 года | упрощение участия субъектов малого и среднего предпринима- |
субъектов малого и среднего предпринима- | ||||
18. Разработка заказчиками методики определения жизненного цикла продукции, работ, услуг, являющихся предметом закупки | директивы (поручения) Правительства Российской Федерации представите- | Минэконом- | декабрь 2013 года | внедрение в практику закупок заказчиков методики определения жизненного цикла продукции, работ и услуг, являющихся предметом закупки |
19. Обеспечение разработки и внедрения в процедуры закупок заказчиков критерия оценки и сопоставления заявок "стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта" с возможностью заключения по результатам закупки контракта жизненного цикла на основе разработанной методики: для закупок инновационной продукции (в том числе взамен традиционной); для закупок высокотехнологичной и (или) технически сложной продукции | директивы (поручения) Председателя Правительства Российской Федерации представите- | Минэконом- | январь | применение критерия "стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта" при оценке заявок, в том числе в рамках закупок инновационной продукции и высокотехноло- |
20. Проведение закупки инновационной продукции | директивы (поручения) Председателя Правительства Российской Федерации представите- | Минэконом- | 2014 год | проведение заказчиками закупок с применением критерия "стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта" с возможностью заключения контракта жизненного цикла |
традиционной), а также высокотехноло- | ||||
21. Формирование реестра инновационных продуктов, технологий и услуг, рекомендуемых к использованию в Российской Федерации | поручение Правительства Российской Федерации | Минэконом- | декабрь 2013 года | сформирован- |
22. Создание и ведение совместно с общественными объединениями предпринимателей среднего и малого бизнеса открытого федерального реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - участников отраслевых программ партнерства (федеральные органы исполнительной власти осуществляют соответствующие функции в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств). Реестр объединяет данные отраслевых реестров и является информационным ресурсом. Размещается на федеральном сайте поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации | поручение Правительства Российской Федерации | Минэконом- | декабрь 2013 года | создание федерального открытого реестра субъектов малого и среднего предпринима- |
23. Проведение широкомасштабной информационно-рекламной кампании, популяризирующей участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчиков. Разработка в рамках указанной кампании, размещение на федеральном сайте поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и ежегодная актуализация бесплатных обучающих | поручение Правительства Российской Федерации | Минэконом- | ноябрь | понимание последователь- |
материалов по участию субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчиков (федеральные органы исполнительной власти осуществляют соответствующие функции в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств) | соответствии с опросами общественного мнения) |