ПРИКАЗ
от 24 апреля 2013 года N 96
Об утверждении методических рекомендаций по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации в государственных органах
______________________________________________________________
Документ представлен на госрегистрацию
в Министерство юстиции Российской Федерации. -
(Информация от 21.05.2015).
______________________________________________________________
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 394 "О мерах по совершенствованию использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст.2419)
приказываю:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации в государственных органах.
Министр
Н.А.Никифоров
Методические рекомендации по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации в государственных органах
1. Методические рекомендации по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации в государственных органах (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 394 "О мерах по совершенствованию использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст.2419) и направлены на повышение эффективности реализации мероприятий по информатизации за счет внедрения принципов проектного управления.
2. В целях методических рекомендаций используются следующие термины и определения:
2.1. Проект по информатизации - комплекс взаимосвязанных мероприятий по информатизации, направленных на создание, развитие, модернизацию информационной системы (далее - ИС) и (или) компонента информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее - компоненты ИТКИ) и реализуемых в условиях временных и ресурсных ограничений.
2.2. Управление проектом по информатизации - планирование, организация и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта по информатизации, направленных на эффективное достижение целей проекта по информатизации.
2.3. Ведомственный проект по информатизации - проект по информатизации, осуществляемый одним государственным органом.
2.4. Межведомственный проект по информатизации - проект по информатизации, осуществляемый несколькими государственными органами.
2.5. Портфель проектов по информатизации - набор проектов по информатизации, объединенных вместе с целью эффективного управления их реализацией. Проекты по информатизации, включенные в портфель проектов по информатизации, не обязательно являются взаимозависимыми или напрямую связанными.
2.6. Базовый план проекта по информатизации - принятый к исполнению план проекта по информатизации, включающий сведения о содержании проекта по информатизации, об основных временных и стоимостных параметрах проекта по информатизации. Базовый план проекта по информатизации является основой для сравнения фактических результатов реализации проекта по информатизации с запланированными результатами и оценки эффективности реализации проекта по информатизации.
2.7. Бюджет проекта по информатизации - документ, содержащий общую сумму финансовых средств на реализацию проекта по информатизации, распределенных по временным периодам, с указанием перечня направлений расходования бюджетных средств по видам и типам затрат, за счет которых осуществляются расходы на проведение мероприятий по информатизации, приведенных в Приложении N 3 к методическим рекомендациям по подготовке планов информатизации государственных органов, включая форму плана информатизации государственного органа, утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 01.04.2013 N 71.
2.8. Изменение в проекте по информатизации - модификация утвержденного ранее содержания, сроков, ресурсов проекта по информатизации, а также установленных процессов управления проектом по информатизации.
3. С целью эффективного управления проектами по информатизации государственному органу рекомендуется группировать их в портфели проектов по информатизации на основании стратегии развития информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) государственного органа. Орган управления проектами по информатизации в государственном органе рекомендуется формировать из следующих организационных элементов:
3.1. Комиссия по информатизации - коллегиальный орган, формируемый с целью организации процессов управления информатизацией государственного органа.
3.2. Руководитель портфеля проектов по информатизации (далее - руководитель портфеля проектов) - должностное лицо государственного органа, ответственное за управление портфелем проектов и отчитывающееся перед комиссией по информатизации.
3.3. Куратор проекта по информатизации (далее - куратор проекта) - должностное лицо государственного органа, ответственное за обеспечение проекта по информатизации трудовыми, финансовыми и материально-техническими ресурсами и осуществляющее административную поддержку проекта по информатизации.
3.4. Заказчик проекта по информатизации - подразделение государственного органа, уполномоченное на реализацию проекта по информатизации актом государственного органа.
3.5. Руководитель проекта по информатизации (далее - руководитель проекта) - должностное лицо заказчика проекта по информатизации, осуществляющее управление проектом по информатизации, в том числе осуществляющее руководство рабочей группой проекта по информатизации, ответственное за результаты проекта по информатизации и предоставляющее отчет о реализации проекта по информатизации руководителю портфеля проектов по информатизации и (или) комиссии по информатизации.
3.6. Рабочая группа проекта по информатизации (далее - рабочая группа) - физические лица, организации, объединенные во временную организационную структуру для реализации проекта по информатизации.
3.7. Комиссия по приемке результатов проекта по информатизации (далее - комиссия по приемке работ) - коллегиальный орган, формируемый государственным органом, с целью приемки результатов проектов по информатизации.
3.8. Офис управления проектами по информатизации (далее - проектный офис) - организационная структура, предназначенная для обеспечения коммуникаций и координации рабочих групп, а также административной поддержки деятельности комиссии по информатизации, руководителей портфелей проектов.
4. Комиссию по информатизации рекомендуется создавать актом государственного органа, в котором определяются следующие ключевые положения:
4.1. Назначение руководителя комиссии по информатизации, ответственного за реализацию мероприятий по информатизации в государственном органе, рекомендуемая должность руководителя комиссии по информатизации - не ниже заместителя руководителя государственного органа.
4.2. Состав членов комиссии по информатизации из числа ответственных за реализацию мероприятий по информатизации, определение полномочий членов комиссии по информатизации.
4.3. Порядок деятельности комиссии по информатизации.
5. На комиссию по информатизации рекомендуется возложить следующие обязанности:
5.1. Определение стратегии развития ИКТ государственного органа на основании стратегии и (или) иных документов, предусматривающих долгосрочные приоритеты, относящиеся к установленной сфере ведения государственных органов.
5.2. Формирование и утверждение перечня проектов по информатизации с указанием заказчиков проектов по информатизации.
5.3. Формирование и утверждение портфелей проектов.
5.4. Подготовка и согласование плана-графика размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в части закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для реализации проектов по информатизации.
5.5. Организация процессов планирования и реализации проектов по информатизации.
5.6. Определение руководителей портфелей проектов по информатизации, формирование составов рабочих групп.
5.7. Назначение руководителя проекта - руководителя рабочей группы.
5.8. Назначение куратора проекта из числа членов комиссии по информатизации.
5.9. Определение прав и обязанностей рабочей группы.
5.10. Определение состава рабочей группы, прав и обязанностей ее членов.
5.11. Регламент работы рабочей группы.
5.12. Формирование ежегодного отчета об исполнении проектов по информатизации.
5.13. Утверждение перечня функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик к закупаемым товарам, выполняемым работам (услугам), необходимым для реализации проектов по информатизации.
5.14. Утверждение базовых планов проектов по информатизации, рассмотрение запросов на изменение базовых планов проектов по информатизации.
6. Руководителю комиссии по информатизации рекомендуется организовать контроль реализации проектов по информатизации и контроль приемки результатов работ проектов по информатизации.
7. Рабочую группу рекомендуется создавать по поручению руководителя комиссии по информатизации (заместителя руководителя государственного органа).
8. На рабочую группу рекомендуется возложить следующие обязанности:
8.1. Формирование перечня функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик к закупаемым товарам, выполняемым работам (услугам), необходимым для реализации проектов по информатизации. Формирование и ведение базового плана проекта по информатизации, создание запросов на изменение базового плана проекта по информатизации.
8.2. Реализация проекта по информатизации, в том числе инициация проведения закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для реализации проекта по информатизации, контроль сроков работ и результатов работ.
9. Комиссию по приемке работ (этапов работ) рекомендуется создавать актом государственного органа, содержащим порядок ее формирования, регламент работы, права и обязанности комиссии по приемке работ, ее отдельных членов, состав комиссии по приемке работ. В состав комиссии по приемке работ рекомендуется включать членов комиссии по информатизации, членов рабочих групп.
10. Проектный офис рекомендуется создавать как элемент организационной структуры государственного органа. На проектный офис рекомендуется возложить следующие обязанности:
10.1. Обеспечение коммуникации и координация деятельности рабочих групп проектов по информатизации, руководителей портфелей проектов по информатизации.
10.2. Мониторинг хода выполнения проектов по информатизации и портфелей проектов по информатизации, в том числе обеспечение мониторинга базовых планов проектов по информатизации.
10.3. Предоставление периодической отчетности о ходе проектов по информатизации и портфелей проектов по информатизации комиссии по информатизации и руководителям портфелей проектов по информатизации. Рекомендуемые формы оперативного отчета о текущем статусе проекта по информатизации, сводного отчета о статусе проекта по информатизации, отчета о реализации проекта по информатизации приведены в приложениях N 1-N 3 к методическим рекомендациям.
10.4. Обобщение информации, централизованное хранение результатов и прочей проектной документации по проектам по информатизации, портфелям проектов по информатизации.
11. В случае реализации межведомственного проекта по информатизации государственному органу, уполномоченному на реализацию межведомственного проекта по информатизации актами и поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, поручениями Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, рекомендуется формировать межведомственный комитет по управлению проектом по информатизации (далее - межведомственный комитет).
12. Межведомственный комитет рекомендуется создавать актом уполномоченного на реализацию межведомственного проекта по информатизации государственного органа, в котором определяются следующие ключевые положения:
12.1. Назначение руководителя межведомственного комитета. Рекомендуемая должность руководителя межведомственного комитета - не ниже заместителя руководителя государственного органа, уполномоченного на реализацию межведомственного проекта по информатизации.
12.2. Права и обязанности межведомственного комитета.
12.3. Состав межведомственного комитета, права и обязанности его членов. Рекомендуется включать представителей государственных органов, участвующих в реализации межведомственного проекта по информатизации.
12.4. Регламент работы межведомственного комитета.
13. Государственным органам, участвующим в реализации межведомственного проекта по информатизации, рекомендуется для выполнения своей части проектных работ назначить куратора проекта, сформировать рабочую группу и комиссию по приемке работ.
14. Состав рабочей группы проекта по информатизации и необходимая квалификация ее членов зависят от специфики проекта по информатизации и необходимости заключения государственных контрактов для выполнения части работ проекта по информатизации. При формировании состава рабочей группы рекомендуется использовать следующие роли:
14.1. Администратор проекта - должностное лицо государственного органа, отвечающее за координацию рабочих встреч и совещаний, ведение журналов учета документов, событий и решений, формирование регулярных отчетов о статусе проекта по информатизации, регистрацию отклонения сроков и бюджета проекта по информатизации, ведение базового плана проекта по информатизации, создание запросов на изменение базового плана проекта по информатизации, координацию работ.
14.2. Функциональный заказчик - сотрудник подразделения государственного органа, являющегося заказчиком проекта по информатизации, отвечающий за формирование функциональных, качественных характеристик к закупаемым товарам, выполняемым работам (услугам), необходимым для реализации проекта по информатизации, приемку результатов проекта по информатизации.
14.3. Функциональный эксперт - сотрудник подразделения государственного органа, являющегося функциональным заказчиком проекта, обладающий знаниями нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих сферу деятельности государственного органа, на автоматизацию или информатизацию которой направлен проект по информатизации, участвующий в формировании перечня функциональных, качественных характеристик к закупаемым товарам, выполняемым работам (услугам), необходимым для реализации проекта по информатизации, приемке результатов работ и проведении экспертизы полученных результатов проекта по информатизации.