ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О парламентском контроле
(с изменениями на 25 декабря 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 330-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.11.2014, N 0001201411050016);
Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 369-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.12.2015, N 0001201512150008) (вступил в силу с 1 января 2016 года);
Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 52-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2016, N 0001201603090033);
Федеральным законом от 28 марта 2017 года N 47-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.03.2017, N 0001201703280007);
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2018, N 0001201808040001) (о порядке вступления в силу см. статью 27 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ);
Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 352-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2021, N 0001202107020087) (о порядке вступления в силу см. статью 15 Федерального закона от 2 июля 2021 года N 352-ФЗ);
Федеральным законом от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.03.2022, N 0001202203140011);
Федеральным законом от 13 июня 2023 года N 253-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.06.2023, N 0001202306130094);
Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 416-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2023, N 0001202308040030) (о порядке вступления в силу см. статью 6 Федерального закона от 4 августа 2023 года N 416-ФЗ);
Федеральным законом от 25 декабря 2023 года N 628-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.12.2023, N 0001202312250009) (о порядке вступления в силу см. статью 11 Федерального закона от 25 декабря 2023 года N 628-ФЗ).
____________________________________________________________________
Принят
Государственной Думой
23 апреля 2013 года
Одобрен
Советом Федерации
27 апреля 2013 года
Настоящим Федеральным законом регулируются общественные отношения, связанные с осуществлением палатами Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации, сенаторами Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, парламентской комиссией по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, Счетной палатой Российской Федерации парламентского контроля на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регламентов палат Федерального Собрания Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 24 июня 2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года N 253-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Основными целями парламентского контроля являются:
1) обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, исполнения федеральных конституционных законов, федеральных законов;
2) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;
3) укрепление законности и правопорядка;
4) выявление ключевых проблем в деятельности государственных органов Российской Федерации, повышение эффективности системы государственного управления и привлечение внимания соответствующих государственных органов и должностных лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам в целях их устранения;
5) противодействие коррупции;
6) изучение практики применения законодательства Российской Федерации, выработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации и повышение эффективности его исполнения.
1. Парламентский контроль осуществляется на принципах:
1) законности;
2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
3) разделения властей;
4) самостоятельности и независимости субъектов парламентского контроля;
5) системности;
6) гласности.
2. Информация о парламентском контроле открыта для общества и средств массовой информации, в том числе может распространяться посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает общедоступность информации о парламентском контроле, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
3. Осуществление парламентского контроля не подменяет осуществление правосудия, расследование преступлений, оперативно-розыскную деятельность, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемую в пределах их компетенции. Вмешательство субъектов парламентского контроля в осуществление указанной деятельности не допускается.
1. К субъектам парламентского контроля относятся действующие в целях осуществления парламентского контроля:
1) палаты Федерального Собрания Российской Федерации - Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума);
2) комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации;
3) парламентская комиссия по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования;
4) сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июня 2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года N 253-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Счетная палата Российской Федерации, являющаяся постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), подотчетным Федеральному Собранию Российской Федерации, участвует в осуществлении парламентского контроля в случаях, порядке и формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Парламентский контроль осуществляется в следующих формах:
1) рассмотрение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
2) проведение палатами Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами палат Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации мероприятий по осуществлению предварительного парламентского контроля, текущего парламентского контроля и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений;
3) заслушивание Государственной Думой ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе ответов на вопросы, поставленные Государственной Думой;
4) рассмотрение Государственной Думой годовых отчетов Центрального банка Российской Федерации и принятие решений по ним;
5) заслушивание докладов Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
6) осуществление в отношении Центрального банка Российской Федерации парламентского контроля в иных формах в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
7) направление палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентских запросов;
8) направление сенаторами Российской Федерации, депутатами Государственной Думы запросов сенаторов Российской Федерации, запросов депутатов Государственной Думы (далее - депутатский запрос);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июня 2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года N 253-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
9) заслушивание на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации информации членов Правительства Российской Федерации, руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, ответов указанных должностных лиц на вопросы сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы в рамках "правительственного часа", а также заслушивание информации указанных должностных лиц на заседаниях комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июня 2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года N 253-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
10) заслушивание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных должностных лиц;
11) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
12) осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации в случаях и формах, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации";
13) осуществление Государственной Думой взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;
14) заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению;
15) направление представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов, и их отзыв из данных организаций;
16) приглашение членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;
17) проведение парламентских слушаний;
18) проведение парламентских расследований.
1. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, определяемом регламентами палат, осуществляют контроль за обеспечением соблюдения Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти установленных сроков принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами, а также за полнотой регулирования соответствующих правоотношений в целях выявления соответствующих пробелов.
2. Правительство Российской Федерации ежеквартально не позднее чем через тридцать дней со дня окончания квартала направляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации информацию о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами.
(Наименование в редакции, введенной в действие с 24 июня 2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года N 253-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе приглашать членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседания палат Федерального Собрания Российской Федерации для ответов на вопросы сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года N 253-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. На заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации может отводиться время для ответов членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на вопросы сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы ("правительственный час"). На заседание палаты Федерального Собрания Российской Федерации в рамках "правительственного часа" вместе с членами Правительства Российской Федерации и иными должностными лицами может быть приглашен аудитор Счетной палаты Российской Федерации, возглавляющий соответствующее направление деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года N 253-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. В ходе проведения "правительственного часа" могут обсуждаться вопросы эффективности использования средств федерального бюджета по соответствующим направлениям, а также вопросы достижения целевых показателей, утвержденных государственными программами Российской Федерации.
4. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации вправе приглашать федеральных министров и уполномоченных ими должностных лиц на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации.
1. Заслушивание палатами Федерального Собрания Российской Федерации информации представителей Правительства Российской Федерации о государственных и национальных докладах осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. На заседание палаты Федерального Собрания Российской Федерации в рамках заслушивания информации о государственном или национальном докладе вместе с представителями Правительства Российской Федерации и иными должностными лицами приглашается для выступления с содокладом аудитор Счетной палаты Российской Федерации, возглавляющий соответствующее направление деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
3. В ходе заслушивания информации о ежегодном государственном или национальном докладе в обязательном порядке обсуждаются вопросы эффективности использования средств федерального бюджета по соответствующим направлениям, а также вопросы достижения целевых показателей, утвержденных государственными программами Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 20 марта 2016 года Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 52-ФЗ)
1. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе в порядке, определенном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации, направить парламентский запрос, а сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы депутатский запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителям иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июня 2023 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года N 253-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной форме на заседании палаты Федерального Собрания Российской Федерации или по согласованию с палатой в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней со дня получения парламентского запроса или в иной срок, установленный палатой Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Палата Федерального Собрания Российской Федерации в случае, если ответ на парламентский запрос признан неудовлетворительным, вправе принять решение о повторном направлении парламентского запроса.
Парламентское расследование фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства, в том числе создание палатами Федерального Собрания Российской Федерации на паритетной основе парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2005 года N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации".