Во исполнение пункта 2 раздела 5 протокола оперативного совещания у Министра регионального развития Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 36-о
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
И.Н.Слюняев
Методические рекомендации по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации
Методические рекомендации предназначаются для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, как заказчиков проектов схем территориального планирования и организаций (независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности), которые участвуют в подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации (далее - Схем).
Методические рекомендации разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации в области регулирования градостроительной деятельности, другими нормативно-правовыми и нормативно-техническими документами Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности и безопасности, с учётом сводов правил (далее - градостроительное законодательство).
Используемые в методических рекомендациях понятия и термины следует рассматривать в значении определенном нормативными правовыми актами, которые использовались при их подготовке.
Перечень принятых сокращений:
- государственные стандарты - ГОСТ;
- санитарные правила и нормы - СанПиН;
- свод правил - СП;
- строительные нормы и правила - СНиП;
- схема территориального планирования субъекта Российской Федерации - Схема;
- федеральная государственная информационная система территориального планирования - ФГИС ТП
- концепция пространственного планирования субъекта Российской Федерации - Концепция.
1.2.1 Подготовка документов территориального планирования субъектов Российской Федерации осуществляется на основании стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, на основе решений органов государственной власти и иных главных распорядителей средств бюджетов, предусматривающих создание объектов регионального значения, с учётом других программ, реализуемых за бюджетные средства. Подготовка указанных документов территориального планирования осуществляется также на основании стратегий и программ развития отдельных отраслей экономики, инвестиционных программ субъектов естественных монополий. При подготовке документов территориального планирования субъектов Российской Федерации должны использоваться сведения, имеющиеся во ФГИС ТП.
1.2.2 Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации включают Схемы территориального планирования (далее - Схемы), к которым прилагаются материалы по обоснованию.
1.2.3 Состав документов территориального планирования субъектов Российской Федерации может включать одну или несколько Схем применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации или к её частям.
1.2.4 Схемы являются инструментами реализации документов стратегического социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и разрабатываются в целях устойчивого развития территорий субъектов Российской Федерации путём развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, обеспечения безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности человека, охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущих поколений.
1.2.5 Состав и содержание Схем, а также материалов по их обоснованию определяются положениями статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1.2.6 Карты, включаемые в состав материалов по обоснованию, разрабатываются применительно к территории, в отношении которой осуществляется подготовка Схемы. На указанных картах отображается информация в соответствии с положениями части 9 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1.2.7 Реализация документов территориального планирования осуществляется в соответствии с положениями статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1.2.8 Схемы не применяются в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации. После утверждения этих документов, в Схемы должны быть внесены соответствующие изменения.
1.3.1 Задание на подготовку проекта Схемы (далее - Задание) составляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
1.3.2 В Задании должны быть сформулированы цели и задачи разработки Схемы, изложены требования к её составу и содержанию.
1.3.3 В Задании на подготовку проекта Схемы должны быть указаны следующие сведения:
- основание для подготовки проекта Схемы (нормативно-правовой акт исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации);
- заказчик разработки проекта Схемы (уполномоченный орган исполнительной власти);
- границы планируемой территории (вся территория субъекта Российской Федерации или её часть);
- состав проекта документа территориального планирования, в т.ч. перечень схем планируемого размещения объектов регионального значения;
- требования к содержанию и форме представляемых материалов;
- этапы и сроки выполнения работы;
- условия предоставления Заказчиком (получения Исполнителем) исходных данных и информации для подготовки проекта Схемы;
- необходимость проведения специализированных работ и исследований, связанных с необходимостью получения дополнительной информации о планируемой территории, а также необходимость проведения научно-исследовательских работ в рамках подготовки материалов по обоснованию проекта Схемы;
- особые требования к процедуре согласования проекта Схемы.
1.3.4 Перечень документов территориального планирования (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с планируемой территорией, муниципальных образований), положения которых должны быть учтены при подготовке проекта Схемы. Перечень предложений заинтересованных лиц. Перечень нормативно-правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности и иных правовых актов, регулирующих развитие планируемой территории.
1.3.7* Количество экземпляров проекта Схемы, масштаб карт в составе утверждаемой части и в составе материалов по обоснованию проекта Схемы, передаваемых Заказчику в электронном виде и на бумажном носителе.
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
1.3.8 Сроки и условия предоставления исходных данных и материалов.
1.4.1 Исходные данные и материалы для подготовки проекта Схемы в соответствии с Заданием могут быть предоставлены Заказчиком, подготовлены на условиях дополнительного финансирования сторонними организациями или самим Исполнителем, либо получены Исполнителем самостоятельно с использованием официальных сайтов в сети Интернет (ссылка на которые должна быть в Задании).
1.4.2 Использование для подготовки проекта Схемы документов, имеющих правовой характер (законы, распоряжения, постановления, письма, инструкции, приказы, СНиПы, ГОСТы, СП и пр.) является обязательным. Использование же прочих исходных данных и материалов, в т.ч. перечисленных в п.1.4.5, 1.4.7 имеет рекомендательный характер.
1.4.3 Цифровая топографическая карта планируемой территории в векторном формате (как правило, предоставляются Заказчик).
1.4.4 Исходные данные и материалы должны иметь реквизиты: наименование, год и место издания (для печатных документов), другие реквизиты соответствующего источника. Статистические данные должны быть приведены по состоянию на последнюю дату их опубликования.
1.4.5 Для подготовки проекта Схемы заказчик предоставляет информацию (предпочтительно в электронном виде) или указывает адрес электронного ресурса в сети "Интернет", который содержит запрашиваемую информацию:
1.4.6 Перечень комплексных программ социально-экономического развития и целевых программ, а также других документов в области стратегического планирования, в которых имеются сведения и характеристики о планируемых (намечаемых) в этих документах, объектах регионального значения (предоставляется обязательно).
1.4.7 Кроме перечисленных в п.1.4.4 документов для подготовки проекта Схемы, при необходимости, могут использоваться следующие виды информации и материалов:
- государственные доклады (записки и другие формы документов) в области социально-экономического развития, состояния окружающей среды, использовании и охраны земельного фонда и др.);
- государственная статистическая информация с дифференциацией по планируемой территории (демографическая ситуация, численность и размещение населения, состояние окружающей среды, использование и охрана земельного фонда и т.д.);
- статистическая информация по муниципальным образованиям (городским округам, городским и сельским поселениям), характеризующая численность населения и его демографическую структуру, занятость населения, данные по социально-экономическому развитию, специализации отдельных частей территории;
- документы в области планирования и использования планируемой территории, предусмотренные другими законами Российской Федерации: Земельным, Лесным, Водным кодексами Российской Федерации", федеральными законами: "Об охране окружающей среды", "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", "Об особо охраняемых природных территориях" и др.;
- кадастровый план планируемой территории в векторном формате (источник: Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по субъекту Российской Федерации). Данные материалы необходимы для подготовки карты границ муниципальных образований и карты, отображающей результаты анализа использования планируемой территории;
- тематические (отраслевые и комплексные) карты, набор и степень детализации которых определяется спецификой планируемой территории, её природно-экономическими особенностями и перечнем планируемых объектов регионального значения, местоположение которых должно быть обосновано в проекте Схемы.
1.5.1 Порядок подготовки проектов Схем и внесения изменений в такие Схемы в соответствии с положениями части 10 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяется законами субъектов Российской Федерации.
1.5.2 Основанием для подготовки проекта Схемы является Постановление высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В Постановлении устанавливаются цели, сроки и финансовое обеспечение подготовки проекта Схемы, имеется указание на проведение процедур по размещению государственного заказа на оказание услуг по разработке Схемы и назначается ответственный уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по подготовке Схемы.
1.5.3 Подготовка проекта Схемы может осуществляться в составе одного или нескольких документов, применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации или к её частям.
1.5.4 Согласование проектов Схем осуществляется в соответствии с положениями статьи 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и "Положением о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации" в редакции Постановлений Правительства РФ от 16.01.2010 N 2, от 22.02.2012 N 152.
В указанном Положении предусматриваются процедуры организации и сроки проведения согласований, определяется порядок подготовки заключения о согласовании представленного проекта Схемы и порядок деятельности согласительных комиссий, регулируется проведение других согласительных процедур.
1.5.5 Порядок согласования проекта Схемы предусматривает порядок доступа к проектам документов территориального планирования в информационной системе для согласующих органов, состав и порядок подготовки заключений о согласовании. В случае не поступления Заказчику заключения по истечении 15 дней проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации считается согласованным.
1.5.6 Согласованный проект Схемы утверждается нормативным правовым актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
1.5.7 Внесение изменений в Схему может производиться на основании:
- вступивших в силу решений суда по иску (искам) заинтересованных лиц, права которых нарушаются принятым нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации об утверждении Схемы;
- предложений органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических лиц;
- программ, предусматривающих создание объектов регионального значения, принятых после утверждения Схемы.
1.5.8 Изменения в Схему вносятся в соответствии с положениями части 7 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации в пятимесячный срок после даты утверждения таких программ.
1.5.9 Внесение изменений в Схему утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
1.6.1 В соответствии с положениями части 3 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация Схемы осуществляется путём выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами или нормативно-правовыми актами, утверждёнными высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или решениями главных распорядителей средств бюджета в установленном законом порядке, либо инвестиционными программами субъектов естественных монополий.