РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 апреля 2013 года N 517-р
[Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Юстиция"]
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 312
____________________________________________________________________
1. Утвердить государственную программу Российской Федерации "Юстиция".
2. Минюсту России разместить утвержденную государственную программу Российской Федерации "Юстиция" на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего распоряжения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Государственная программа Российской Федерации "Юстиция"
________________
Далее - Государственная программа.
Ответственный исполнитель программы | - | Министерство юстиции Российской Федерации |
Соисполнители программы | - | Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов |
Участники программы | - | отсутствуют |
Подпрограммы программы | - | 1. Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций. |
Программно-целевые инструменты программы | - | Федеральная целевая программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)" |
Цель программы | - | развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию |
Задачи программы | - | 1. Повышение уровня защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций. |
Целевые индикаторы и показатели программы | - | 1. Отношение общего количества адвокатов, имеющих действующий статус, сведения о которых внесены в реестр, к населению Российской Федерации. |
5. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при принятии решений о государственной регистрации некоммерческих организаций (соотношение количества решений, признанных незаконными судом или Минюстом России, к общему количеству принятых решений). | ||
Этапы и сроки реализации программы | - | 2013-2020 годы (в 1 этап) |
Объемы бюджетных ассигнований программы | - | общий объем ассигнований федерального бюджета на реализацию Государственной программы составляет - 1951022626,10 тыс.руб., в том числе: |
- | общий объем ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы 1 составляет - 59978935,30 тыс.руб., в том числе: | |
- | общий объем ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы 2 составляет - 12333038,10 тыс.руб., в том числе: | |
- | общий объем ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы 3 составляет - 1501488619,50 тыс.руб., в том числе: | |
- | общий объем ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы 4 составляет - 354448857,10 тыс.руб., в том числе: | |
- | общий объем ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы 5 составляет - 22773176,10 тыс.руб., в том числе: | |
- | общий объем ассигнований федерального бюджета на реализацию Федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)" составляет - 76487649,70 тыс.руб., в том числе: | |
Ожидаемые результаты реализации программы | - | 1. Соблюдение прав и основных свобод человека и гражданина. |
Сфера реализации Государственной программы - сфера юстиции, которая неразрывно связана с процессом правосудия. Процесс правосудия в обществе базируется, с одной стороны, на деяниях и поведении граждан, с другой стороны, на эффективности судебных процедур, в том числе связанных с исполнением судебных решений.
Развитие рыночных отношений увеличивает количество спорных ситуаций, разрешение которых невозможно без судебного разбирательства, одновременно с этим постепенное повышение правосознания граждан приводит к увеличению исков на действия исполнительных органов власти различного уровня. Из этого следует необходимость дальнейшего совершенствования системы оказания юридической помощи (предоставления услуг) гражданам, в том числе в установленных законом случаях - бесплатно.
В настоящее время в Российской Федерации имеются все институты, необходимые для эффективного отправления правосудия и защиты прав граждан: адвокатура, нотариат, система судебно-экспертной деятельности. Однако деятельность данных институтов не всегда бывает максимально эффективной вследствие неоптимального нормативно-правового обеспечения их деятельности.
Доступность квалифицированной юридической помощи в современных российских условиях напрямую зависит от количества адвокатов и нотариусов и от их профессионального уровня. Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 (далее - Положение о Минюсте России), разработка общей стратегии государственной политики в сфере адвокатуры и нотариата, как и нормативно-правовое регулирование в указанных сферах деятельности, относится к полномочиям Минюста России.
Мировой опыт организации сферы юстиции очень разнообразен. Страны англо-саксонского права, например, Великобритания и Соединенные Штаты Америки, включают в полномочия органов юстиции практически все виды деятельности, имеющие отношение к правосудию.
Несколько иной подход к организации сферы юстиции характерен для стран с континентальным правом, например, Федеративной Республики Германии, где Министерство юстиции является федеральным органом государственной власти, отвечающим за защиту прав граждан, реализацию правовой политики в обществе, включая интеллектуальную собственность и обеспечение прав хозяйствующих субъектов.
Несмотря на разные подходы к организации сферы юстиции в мире, приоритетной задачей ее деятельности в любой стране остается соблюдение прав и основных свобод человека, повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, надлежащее исполнение судебных решений.
Основные проблемы, существующие в сфере реализации Государственной программы, могут быть разделены на три взаимосвязанные группы:
а) общественные проблемы, связанные с наличием и распространением в обществе коррупционных проявлений, недостаточным уважением и следованием нормам законодательства, недостаточным знанием гражданами своих прав, обязанностей, свобод и законных способов их защиты, распространением правового нигилизма;
б) проблемы правоприменения в сфере юстиции, связанные с пробелами в законодательстве, регулирующем деятельность субъектов правовых и экономических отношений;
в) финансово-хозяйственные проблемы в деятельности судебно-экспертных учреждений Минюста России, связанные с недостаточным объемом бюджетного финансирования их деятельности; эти проблемы затрудняют реализацию гражданами своих конституционных прав на получение квалифицированной юридической помощи и гарантий судебной защиты своих прав и свобод.
В местах лишения свободы содержится более 500 тыс. человек, склонных к различным формам деструктивного поведения, более 650 тыс., или 93% осужденных и содержащихся в следственных изоляторах состоят на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, около 365 тыс. человек больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 57,5 тыс. - психическими расстройствами, 30,8 тыс. - активным туберкулезом, 55,7 тыс. - ВИЧ-инфекцией, 53,5 тыс. - наркоманией. Более 17,1% осужденных являются инвалидами, нетрудоспособными или ограниченно трудоспособными. Более 80% осужденных при поступлении не имели профессиональных и трудовых навыков либо их утратили. Около 87,6 тыс. осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего образования.
С учетом состояния здоровья и социальных характеристик осужденных уголовно-исполнительную систему предстоит преобразовать, по сути, в реабилитационную систему, способствующую физическому и духовному оздоровлению осужденных, приобретению необходимой профессии и образования, возвращению обществу законопослушных и дееспособных граждан.
В целях решения данных задач распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Решение указанных проблем затруднено вследствие отсутствия комплексного подхода:
во-первых, не всегда эффективная взаимосвязь различных законодательных и нормативно-правовых актов приводит к возникновению различных по силе воздействия уровней государственного регулирования в установленной сфере деятельности Министерства юстиции Российской Федерации;
во-вторых, отсутствие системы количественных и качественных показателей, характеризующих состояние сферы реализации Государственной программы, затрудняет процесс бюджетного планирования и может снижать эффективность распределения и использования бюджетных средств их получателями.
Комплексное решение отмеченных проблем обеспечивается достижением целей, решением задач и осуществлением мероприятий подпрограмм в рамках Государственной программы.
Прогноз развития сферы юстиции основан на рабочей версии сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации. Макроэкономические показатели для планирования и оценки результатов выполнения Государственной программы не используются. Достижение целей Государственной программы прогнозируется при развитии как инновационного, так и консервативного сценариев долгосрочного прогноза. В свою очередь, выполнение мероприятий Государственной программы будет способствовать реализации ключевых факторов социально-экономического развития России, таких как укрепление доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности, эффективности государственных институтов, интеграции евразийского экономического пространства.
Наиболее вероятным прогнозным вариантом развития сферы юстиции в 2013-2020 годах является постепенное решение указанных выше проблем, снижение уровня правового нигилизма в обществе, повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, в том числе вследствие улучшения качества исполнения судебных решений и актов иных органов.
Приоритетами и целями государственной политики в сфере юстиции в Российской Федерации является соблюдение прав и основных свобод человека, повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, улучшение качества исполнения судебных решений, актов иных органов и приговоров. Данные приоритеты совпадают с конечными результатами реализации Государственной программы.
В апреле 2011 года Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее - Основы). Основами определяются принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Государственная политика проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации и практики его применения, по повышению эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности, по пресечению коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических общественных целей и задач.
21 ноября 2011 года приняты Федеральный закон N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Закон N 324) и Федеральный закон N 326-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", которыми предусмотрены реализация государственной гарантии права гражданина на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи и организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.
Практическое осуществление положений, заложенных в Основах, будет проводиться в соответствии с планом мероприятий, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Работа по указанным направлениям будет продолжена в ходе реализации Государственной программы.
Целью Государственной программы на период до 2020 года является развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию.
Для достижения этой цели в Государственной программе предусматривается решение следующих задач:
1. Повышение уровня защиты публичных интересов, реализация прав граждан и организаций.
2. Разработка общей стратегии в сфере судебно-экспертной деятельности и модернизация федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России.
3. Повышение уровня исполнения судебных актов и уголовных наказаний, включая разработку общей стратегии государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний.
4. Повышение уровня исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, включая модернизацию системы принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обеспечение установленного порядка деятельности судов.
5. Обеспечение управления реализацией Государственной программы.
Реализацию указанных задач планируется осуществить путем:
1.1) развития рынка профессиональных юридических услуг, включая развитие адвокатуры и нотариата;
1.2) повышения качества и доступности юридических услуг всем слоям населения и хозяйствующим субъектам;
1.3) повышения качества и доступности государственных услуг в сфере регистрации некоммерческих организаций;
1.4) совершенствования порядка предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состоянии как наиболее востребованных (массовых) и приоритетных;
1.5) корректировки нормативно-правовой базы с учетом анализа накопленного опыта проведения реформы;
1.6) упрощения процедур межведомственного взаимодействия общества и государства с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
1.7) организации предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в электронном виде;
2.1) развития судебно-экспертной деятельности, включая:
2.2) модернизацию государственных судебно-экспертных учреждений;
2.3) разработку общей стратегии государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности;
3.1) повышения уровня исполнения судебных актов и уголовных наказаний, включая:
3.2) разработку общей стратегии государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний;