____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФССП России от 22 августа 2014 года N 458
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности судебной защиты имущественных и иных прав и законных интересов Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов по искам, вытекающим из деятельности службы судебных приставов, а также по заявлениям об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации", приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24.07.2009 N 228 "О мерах по защите интересов Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений"
приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации работы по судебной защите по спорам, вытекающим из деятельности Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
2. Правовому управлению (Голубева А.Р.) обеспечить контроль за исполнением в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов требований Положения об организации работы по судебной защите по спорам, вытекающим из деятельности Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
3. Руководителям территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации обеспечить исполнение работниками территориальных органов Федеральной службы судебных приставов требований Положения об организации работы по судебной защите по спорам, вытекающим из деятельности Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
4. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы судебных приставов от 30.11.2011 N 543 "Об утверждении Положения об организации работы по судебной защите по спорам, вытекающим из деятельности Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов".
5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - первого заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Сазонова С.В.
Директор Федеральной службы
судебных приставов -
главный судебный пристав
Российской Федерации
А.О.Парфенчиков
Положение об организации работы по судебной защите по спорам, вытекающим из деятельности Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов
1.1. Положение об организации работы по судебной защите по спорам, вытекающим из деятельности Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, определяет порядок осуществления Федеральной службой судебных приставов судебной защиты интересов Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов по искам, вытекающим из деятельности службы судебных приставов, а также по заявлениям об оспаривании действий (бездействия) ее должностных лиц.
1.2. Судебная защита по искам, вытекающим из деятельности службы судебных приставов, а также при оспаривании действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов включает в себя:
подготовку и предъявление в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, исковых заявлений, заявлений в защиту интересов Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов;
подготовку и предъявление в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отзывов и возражений на исковые заявления, вытекающие из деятельности службы судебных приставов, а также на заявления об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов;
сбор и представление в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, доказательств и иных документов, в том числе по запросам судов;
участие в судебных заседаниях по рассмотрению споров, вытекающих из деятельности службы судебных приставов, в том числе посредством видеоконференц-связи;
обжалование во всех инстанциях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, судебных актов, принятых не в пользу Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, а также должностных лиц службы судебных приставов.
1.3. До рассмотрения судом спора по существу должностные лица службы судебных приставов принимают все предусмотренные законом меры по урегулированию спора, устранению допущенных нарушений прав и интересов сторон исполнительного производства и третьих лиц.
1.4. Контроль за организацией работы по судебной защите территориальными органами Федеральной службы судебных приставов в соответствии с требованиями настоящего Положения осуществляется Правовым управлением.
2.1. Представление в судах интересов Правительства Российской Федерации осуществляется на основании соответствующих документов, направляемых Министерством юстиции Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, а также поручений Председателя Правительства Российской Федерации или его заместителей.
2.2. Представление в суде интересов Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов по спорам, вытекающим из деятельности службы судебных приставов, осуществляется на основании соответствующих доверенностей.
2.3. Оформление доверенностей в случаях, предусмотренных настоящим Положением, осуществляется заблаговременно в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в сроки, позволяющие обеспечить своевременное представление интересов Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов в судах (в том числе путем подготовки, сбора и представления в суды необходимых документов и участия в судебных заседаниях).
В территориальных органах ФССП России ведутся прошитые и пронумерованные журналы учета оформленных доверенностей (приложение N 1 к настоящему Положению).
В журнал учета доверенностей вносятся сведения о всех выданных работникам территориального органа ФССП России доверенностях на представление в судах интересов Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, в том числе на представление интересов должностных лиц руководства Федеральной службы судебных приставов.
В случае прекращения действия доверенности по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе при увольнении работника с государственной гражданской службы, территориальные органы ФССП России обеспечивают сдачу должностными лицами выданных им доверенностей.
2.4. Судебная защита осуществляется должностными лицами, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, и (или) работниками, на которых возложена обязанность по представлению в суде интересов Службы и ее должностных лиц (далее также - лица, осуществляющие судебную защиту).
2.5. Должностные лица структурных подразделений территориального органа ФССП России осуществляют судебную защиту по заявлениям об оспаривании их постановлений, действий (бездействия), а также по заявлениям, не касающимся оспаривания законности действий (бездействия) должностных лиц ФССП России, таким как:
об отсрочке, рассрочке, уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания;
об освобождении от наложения ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
об определении размера задолженности и (или) индексации размера алиментов;
о выдаче дубликата исполнительного листа и др.
2.6. Работники подразделений правового обеспечения осуществляют судебную защиту:
по исковым заявлениям, вытекающим из деятельности территориального органа ФССП России;
по заявлениям, в которых к участию в деле в качестве ответчика привлечено Правительство Российской Федерации и (или) Министерство юстиции Российской Федерации;
по заявлениям об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата ФССП России и аппарата управления территориального органа ФССП России;
по заявлениям, вытекающим из действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, совершенных при ведении исполнительных производств, исполнение которых поставлено на контроль директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации и (или) руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава субъекта Российской Федерации;
по заявлениям, которые имеют социально значимый характер или вызывают (могут вызвать) общественный резонанс;
по заявлениям, результаты рассмотрения которых могут повлиять на сложившуюся судебную практику (как положительно, так и отрицательно);
в случаях, когда судебные акты, принятые по результатам рассмотрения споров, могут повлечь взыскание значительных сумм денежных средств с казны Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и (или) ее территориальных органов, по искам, вытекающим из деятельности соответствующих территориальных органов, а также при оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов;
2.7. Работники Правового управления могут осуществлять судебную защиту по любым спорам, вытекающим из деятельности службы судебных приставов, в целях обеспечения наиболее эффективного представления интересов Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
2.8. В случаях, предусмотренных пунктами 2.6-2.7 настоящего Положения, должностные лица структурных подразделений территориальных органов ФССП России готовят необходимые материалы, оформляют доверенности, а также оказывают иное содействие лицам, осуществляющим судебную защиту.
2.9. По решению, принимаемому руководителем территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом субъекта Российской Федерации на основании мотивированной служебной записки подразделения правового обеспечения, к участию в осуществлении судебной защиты могут быть привлечены работники профильных подразделений аппарата управления территориального органа ФССП России.
2.10. По решению, принимаемому директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации на основании мотивированной служебной записки Правового управления, к участию в осуществлении судебной защиты привлекаются работники профильных структурных подразделений центрального аппарата ФССП России (далее - центральный аппарат).
2.11. Лица, осуществляющие судебную защиту, обеспечивают:
представление в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе в электронном виде по сети Интернет или по электронной почте, необходимых документов и доказательств в суды, а также лицам, участвующим в деле;
получение копий судебных актов, принятых в ходе рассмотрения споров, вытекающих из деятельности службы судебных приставов, в том числе путем направления в соответствующие суды запросов о выдаче (высылке) копий судебных актов в случае их непоступления.
2.12. До подготовки проектов заявлений о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов, направляемых в Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по каждому спору, вытекающему из деятельности службы судебных приставов, принятые в рамках его рассмотрения судебные акты изучаются на предмет наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для пересмотра судебных актов в порядке надзора.
При наличии указанных оснований готовятся проекты заявлений о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов в порядке надзора, которые до их направления в соответствующий суд:
утверждаются заместителями руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - заместителями главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, курирующими деятельности подразделений правового обеспечения, при условии соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации и юридико-технических норм;
представляются на согласование в Правовое управление не позднее чем за один календарный месяц до истечения срока обжалования, установленного законодательством Российской Федерации.
В иных случаях работа организуется с учетом положений пунктов 5.4-5.6 настоящего Положения.
2.13. Во всех случаях передачи заявлений о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по спорам, вытекающим из деятельности службы судебных приставов, на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в судебные коллегии или в Президиум Верховного Суда Российской Федерации судебная защита осуществляется территориальными органами ФССП России во взаимодействии с Правовым управлением посредством:
представления в Правовое управление документов и доказательств, включая материалы исполнительных производств и (или) их копии, заверенные надлежащим образом;
направления в Правовое управление на согласование проектов отзывов и возражений на указанные заявления, согласованные с заместителями руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - заместителями главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, курирующими деятельность подразделений правового обеспечения;
оформления доверенностей на представление работниками Правового управления интересов территориальных органов Федеральной службы судебные приставов и (или) их должностных лиц.
3.1. Решение о нецелесообразности участия в судебном заседании принимается:
3.1.1. Заместителем, курирующим работу подразделения правового обеспечения территориального органа Федеральной службы судебных приставов, по исковым заявлениям (заявлениям), указанным в пункте 2.6 настоящего Положения.
3.1.2. Начальником подразделения правового обеспечения по исковым заявлениям (заявлениям), указанным в пункте 2.5 настоящего Положения.
3.2. Решение о нецелесообразности участия в судебном заседании по подпункту 3.1.1 настоящего Положения принимается на основании мотивированной служебной записки начальника подразделения правового обеспечения, а по подпункту 3.1.2 настоящего Положения - на основании служебной записки начальника структурного подразделения территориального органа - старшего судебного пристава, содержащей краткое изложение фабулы дела, хронологию принятия судебных актов, краткий анализ выводов судов, а также подтверждение наличия положительной перспективы рассмотрения спора.
3.3. Решение о нецелесообразности участия в судебном заседании принимается при наличии совокупности следующих условий:
суд, рассматривающий спор, расположен за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого действует данный территориальный орган;
командирование представителя данного территориального органа и (или) его структурного подразделения для участия в судебном заседании повлечет расходование значительных сумм денежных средств;
участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи не представляется возможным;
имеется положительная судебная перспектива рассмотрения спора;
имеется положительная для службы судебных приставов судебная практика по данной категории споров;
рассматриваемый спор не относится к категориям, предусмотренным пунктом 2.13 настоящего Положения.