Правила эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов
____________________________________________________________________
Отменены на основании
Протокола СЖТ СНГ от 18 мая 2018 года N 68
____________________________________________________________________
1.1. Настоящие Правила распространяются на грузовые вагоны всех родов любых форм собственности, имеющих восьмизначную нумерацию на цифру "5", кроме вагонов инвентарного парка принадлежности железнодорожных администраций (железных дорог), и действуют на железных дорогах государств - участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров.
Настоящие Правила обязательны для собственников грузовых вагонов, имеющих восьмизначную нумерацию на цифру "5" (в дальнейшем - "собственные грузовые вагоны"), и всех железнодорожных администраций (железных дорог) государств - участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики при выходе собственных грузовых вагонов на пути общего пользования железнодорожных администраций (железных дорог).
Действия настоящих Правил не распространяются на собственные грузовые вагоны, имеющие в номере менее восьми знаков.
1.2. Собственные грузовые вагоны, выходящие на пути общего пользования, подлежат учету в картотеке железнодорожной администрации (железной дороги) приписки вагона с последующей передачей необходимой информации в информационный вычислительный центр железнодорожных администраций (ИВЦ ЖА) в автоматизированном режиме для формирования автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов (АБД ПВ).
ИВЦ ЖА присваивает собственному грузовому вагону восьмизначный номер на цифру "5" и регистрирует вагон в АБД ПВ. Вагон, не зарегистрированный в АБД ПВ, не подлежит выпуску на пути общего пользования.
1.3. Собственные грузовые вагоны, выходящие на пути общего пользования, по конструкции, сроку службы, периоду проведения плановых видов ремонта и техническому состоянию должны удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к вагонам инвентарного парка железнодорожных администраций (железных дорог), включая и специализированный подвижной состав.
Не разрешается выпускать на пути общего пользования собственные грузовые вагоны, построенные, переоборудованные или модернизированные по заказу собственника без согласования конструкторской и технологической документации в порядке, установленном Советом по железнодорожному транспорту (далее - Советом) и не подвергшиеся приемке в соответствии с требованиями, предъявляемыми к вагонам инвентарного парка железнодорожных администраций (железных дорог).
1.4. Собственные грузовые вагоны должны быть приписаны к железнодорожной станции. Железнодорожные станции приписки устанавливаются по заявке собственника грузовых вагонов железнодорожной администрацией (железной дорогой) в соответствии с действующим на железнодорожной администрации порядком.
1.5. Собственным грузовым вагонам, зарегистрированным в АБД ПВ ИВЦ ЖА, разрешается курсирование по путям общего пользования всех железных дорог государств - участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров. Груженые и порожние собственные грузовые вагоны должны приниматься всеми железнодорожными администрациями этих государств без ограничений в соответствии с согласованным планом перевозок грузов в международном сообщении в собственном подвижном составе.
Порожние собственные грузовые вагоны после выгрузки направляются по указанию собственника, арендатора или грузополучателя по полным перевозочным документам.
Предъявление вагонов к перевозкам и оформление документов в международном сообщении производится согласно приложению 10 СМГС.
1.6. Железнодорожная администрация вправе для собственных грузовых вагонов, приписанных на своих станциях, устанавливать дополнительные требования, не противоречащие настоящим Правилам, если они не затрагивают интересы собственников грузовых вагонов и железнодорожных администраций других государств - участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров.
1.7. При выходе собственных грузовых вагонов на железные дороги государств, не являющихся участниками Соглашения о совместном использовании вагонов и контейнеров, к ним применяются требования, предусмотренные отдельными Соглашениями.
1.8. Пропуск по станционным путям собственных грузовых вагонов, осуществляющих технологические перевозки предприятия с пересечением станционных путей без выхода за пределы станции, определяется порядком, установленным железнодорожной администрацией.
1.9. Запрещается эксплуатация собственных грузовых вагонов и подача их под погрузку грузов, не предусмотренных "Правилами перевозок грузов" для этих типов вагонов.
2.1. Для регистрации собственных грузовых вагонов их собственники представляют железнодорожной администрации (железной дороги) по месту приписки вагонов заявки, предусмотренной в Приложении 1 к настоящим Правилам.
2.2. К заявкам должны прилагаться:
2.2.1. Документы, подтверждающие право собственности на данные грузовые вагоны:
- технический паспорт вагона формы ВУ-4М (Приложение 2 к настоящим Правилам), а на новые вагоны - паспорт завода-изготовителя;
- договор с вагоностроительным заводом на поставку нового вагона;
- акт передачи (приема) вагона (Приложение 3 к настоящим Правилам);
при покупке вагона через посредников договор (договора) на перепродажу и акт передачи (приема) последовательно от завода-изготовителя до последнего собственника или другие документы, вступившие в юридическую силу и подтверждающие факт приобретения вагонов;
при получении или покупке вагонов парка железнодорожных администраций (железных дорог) - акт передачи (приема) грузового вагона на баланс формы ВУ-70М (Приложение 4 к настоящим Правилам) и приказ железнодорожной администрации (железной дороги), разрешающий передачу вагонов инвентарного парка данной железнодорожной администрации (железной дороги).
2.2.2. Сертификат соответствия действующему стандарту для вагонов новой постройки.
2.2.3. Акт осмотра технического состояния собственных грузовых вагонов, составленный работником вагонного хозяйства на станции приписки вагонов или на любой другой станции с разрешения железнодорожной администрации приписки и подписанный начальником вагонного депо или ПТО, начальником станции, представителем собственника по месту проведения осмотра технического состояния собственного грузового вагона (Приложение 5).
Осмотр технического состояния собственного грузового вагона с составлением акта производится при регистрации, перерегистрации, смене собственника, смене станции приписки, модернизации вагона.
2.2.4. На новые специализированные вагоны, предназначенные для перевозки опасных грузов - сертификат, выданный заводом - изготовителем данного вагона на соответствие его конструкции и технического исполнения требованиям обеспечения безопасной перевозки конкретного опасного груза.
2.2.5. Техническое решение на продление срока службы собственных грузовых вагонов.
2.3. При покупке вагонов собственником непосредственно на заводе-изготовителе собственник вагонов может обратиться в железнодорожную администрацию приписки с просьбой о выделении восьмизначных номеров на цифру "5" для нанесения их на вагоны в условиях завода. Акт осмотра технического состояния собственных грузовых вагонов в этом случае может быть составлен на станции примыкания к заводу-изготовителю по договоренности между собственником и железнодорожной администрацией станции примыкания с разрешения железнодорожной администрации приписки.
2.4. Заявки на регистрацию собственных рефрижераторных вагонов (рефрижераторных секций и АРВ) оформляются в аналогичном порядке. К заявке на регистрацию владелец собственных рефрижераторных вагонов дополнительно прилагает договор с одной из железнодорожных администраций на обслуживание собственных рефрижераторных вагонов при перевозке грузов по путям общего пользования в соответствии с Соглашением об использовании и техническом обслуживании изотермических вагонов и взаиморасчетах, связанных с перевозками в них грузов между государствами - участниками Содружества, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой от 10 декабря 1994 года.
2.5. Регистрация собственных грузовых вагонов в АБД ПВ производится ИВЦ ЖА по заявке железнодорожной администрации (железной дороги) приписки, подписанной ее руководством. Заявка направляется по форме, приведенной в Приложении 6 к настоящим Правилам.
ИВЦ ЖА проверяет отсутствие аналогичного заводского или инвентарного номера вагона в АБД ПВ, соответствие модели вагона, рода перевозимого груза и предполагаемого полигона обращения (в международном сообщении, по железнодорожной администрации, по дороге приписки).
Во всех спорных ситуациях ИВЦ ЖА информирует причастные железнодорожные администрации и Дирекцию Совета.
2.6. При покупке-продаже собственных грузовых вагонов, которым ранее уже был присвоен восьмизначный номер на цифру "5", новый их собственник вместе с заявкой в железнодорожную администрацию (железную дорогу) по месту новой приписки вагона и документами, указанными в подпункте 2.2.1, представляет подтверждение железнодорожной администрации (железной дороги) старой приписки о продаже вагонов другому собственнику. За такими вагонами сохраняются ранее присвоенные номера с обязательной регистрацией их в АБД ПВ.
2.7. При предоставлении собственником зарегистрированных собственных грузовых вагонов во временное пользование (аренду) арендатор вместе с заявкой на регистрацию по месту приписки вагонов предъявляет соответствующий договор с собственником о передаче вагонов в аренду, с указанием срока аренды и согласия собственника на временное изменение станции приписки, акт передачи (приема) грузового вагона на баланс.
Арендованные собственные грузовые вагоны регистрируются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
2.8. Железнодорожная администрация несет полную ответственность за достоверность представленных данных по собственным грузовым вагонам, направленных в ИВЦЖА, а ИВЦЖА - за достоверность информации, направленной в АБД ПВ.
2.9. Перерегистрация в ИВЦ ЖА собственных грузовых вагонов производится через три года через железнодорожные администрации. На вагоны, зарегистрированные в АБД ПВ, собственником предоставляется в железнодорожные администрации заявка по форме Приложения 1 к настоящим Правилам и акт осмотра технического состояния вагонов. На зарегистрированные в АБД ПВ собственные грузовые вагоны, по которым имеются изменения и дополнения по собственникам, станциям приписки или техническим параметрам, предоставляются те же документы, что и при первичной регистрации. Вагоны, не прошедшие перерегистрацию, удаляются ИВЦ ЖА из АБД ПВ и не имеют право на курсирование по путям общего пользования.
2.10. Все первичные документы по регистрации и перерегистрации собственных грузовых вагонов сохраняются железнодорожными администрациями (железными дорогами), а в ИВЦ ЖА - заявки железнодорожных администраций (железных дорог).
2.11. Все документы на регистрацию собственных грузовых вагонов в ИВЦ ЖА представляются на русском языке.
2.12. ИВЦ ЖА доводит до железнодорожной администрации (железной дороги) решение о регистрации (перерегистрации) или отказе в регистрации (перерегистрации) из-за несоответствия требованиям настоящих Правил в течение 3 дней со дня подачи заявки.
3.1. Собственным грузовым вагонам ИВЦ ЖА присваивает восьмизначную нумерацию согласно действующей системе.
3.2. Ведение системы нумерации собственных грузовых вагонов осуществляется ИВЦ ЖА в актуальном режиме, в том числе изменения и дополнения к действующей системе нумерации, электронных справочников моделей вагонов, грузов, станций.
3.3. ИВЦ ЖА выдает причастным железнодорожным администрациям номера, присвоенные собственным грузовым вагонам, или информацию об отказе. По получении от железнодорожной администрации (железной дороги) информации о присвоенном номере собственник вагона должен немедленно нанести его на вагон в соответствии с Альбомом знаков и надписей на грузовых вагонах. Нанесение номера на вагон оформляется актом общей формы, о чем железнодорожная администрация информирует ИВЦ ЖА.
3.4. При продаже или передаче в аренду собственных грузовых вагонов присвоенная им ранее восьмизначная нумерация сохраняется с обязательной регистрацией в АБД ПВ.
4.1. Подготовленные железнодорожными администрациями (железными дорогами) заявки передаются в ИВЦ ЖА для формирования АБД ПВ.
4.2. Исключение восьмизначных номеров собственных грузовых вагонов из АБД ПВ производит ИВЦ ЖА по сообщению железнодорожной администрации (железной дороги) об исключении собственных грузовых вагонов по техническому состоянию, срокам службы или снятии с курсирования в связи с переводом под технологические нужды, с предоставлением акта общей формы об уничтожении номера или первых трех цифр номера на вагоне, подписанного начальником вагонного депо или ПТО, начальником станции, представителем собственника и заверенного соответствующими печатями.
4.3. Нумерация собственных грузовых вагонов, не предъявленных собственником на перерегистрацию, исключается из АБД ПВ. При предъявлении собственником в дальнейшем таких вагонов к выходу на пути общего пользования - они подлежат регистрации в установленным порядком с присвоением нового номера или восстановлением старого номера.
4.4. Изменение в АБД ПВ собственника грузовых вагонов может быть произведено в ИВЦ ЖА только по заявке железнодорожной администрации (железной дороги) приписки с предъявлением всех подтверждающих документов.
4.5. АБД ПВ поддерживается ИВЦ ЖА в реальном режиме времени через вычислительные центры железнодорожных администраций.
4.6. АБД ПВ должен использоваться железнодорожными администрациями (железными дорогами) при обработке материалов сетевой переписи по согласованной с Дирекцией Совета, ИВЦ ЖА и управлением статистики МПС России методике. При этом:
- вагоны, нумерация которых зарегистрирована в АБД ПВ, но отсутствует по данным переписи, подлежат розыску и восстановлению в материалах переписи, либо через станции приписки устанавливается, что они должны быть исключены из АБД ПВ по причине их списания или перевода таких вагонов собственником под технологические нужды;
- нумерация вагонов, переписанных на железной дороге, но отсутствующих в АБД ПВ, считается недействующей. Железная дорога приписки собственных грузовых вагонов с недействующей нумерацией выясняет у собственника наличие права собственности на эти вагоны и при подтверждении в установленном порядке оформляет через ИВЦ ЖА ввод этих вагонов в АБД ПВ. Вагоны с недействующей нумерацией, на которые нет подтверждения о праве собственности или в случае если собственник отказывается от такого права, перенумеровываются в инвентарный парк железных дорог по месту их обнаружения;
- массив восьмизначных номеров "вагонов-двойников", сформированный по итогам очередной общесетевой переписи, рассылается ИВЦ ЖА на все железнодорожные администрации (железные дороги) для выяснения с собственниками собственных грузовых вагонов права собственности на эти вагоны. При неподтверждении такого права указанные вагоны получают в АБД ПВ признак "курсирование запрещено" и в установленном порядке перенумеровываются в инвентарный парк железнодорожной администрации (железной дороги) по месту обнаружения. Вагоны с подтвержденным через железнодорожные администрации (железные дороги) правом собственности регистрируются в установленном порядке в АБД ПВ, с присвоением восьмизначных номеров и снятием признака "двойник".
4.7. При передаче собственных грузовых вагонов во временное пользование в АБД ПВ на основании заявки железнодорожной администрации (железной дороги) приписки, делается отметка об арендаторе вагонов с сохранением записи о собственнике.
5.1. Выпуск на пути общего пользования собственных грузовых вагонов допускается только после соответствующего осмотра их технического состояния работниками вагонного хозяйства, а в случае перевозки опасного груза в специализированных вагонах (кроме цистерн для перевозки нефтепродуктов) - при предъявлении грузоотправителем работникам станций и вагонного хозяйства свидетельства о пригодности вагона к перевозке данного конкретного груза. О наличии такого свидетельства и результатах осмотра технического состояния вагонов работник вагонного хозяйства делает отметку в "Книге предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию" (формы ВУ-14).
5.2. При нахождении собственных грузовых вагонов на путях общего пользования техническое обслуживание их производится так же, как и вагонов инвентарного парка железных дорог.
5.2.1. Плановые виды ремонта собственных вагонов могут производиться только на вагоноремонтных предприятиях, прошедших лицензирование в установленном порядке на осуществление указанной деятельности.
Собственник вагона не может без письменного согласия железнодорожной администрации (железной дороги) приписки вагонов производить изменение конструкции вагона или надписей на вагоне.
При принятии решения Советом о внесении изменения в конструкцию грузового вагона или его модернизации, железнодорожная администрация (железная дорога) приписки собственного вагона имеет право потребовать от собственника внести изменение в конструкцию вагона или отдельных его частей.
Все изменения конструкции вагона, которые собственник производит с согласия или по требованию железнодорожной администрации (железной дороги) приписки, должны выполняться под контролем железной дороги приписки и в срок, указанный ею, за счет собственника вагона.
Перевод собственных грузовых вагонов на систему технического обслуживания и ремонта на основе подачи в ремонт с учетом выполненного объема работ (по пробегу) производится по согласованию с железнодорожной администрацией приписки.
Плановые виды ремонта собственных грузовых вагонов осуществляются в сроки и в порядке, установленные для вагонов инвентарного парка железных дорог с передачей через ИВЦ железнодорожных администраций сообщений 1353, 1354.