В целях реализации Федерального закона РФ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Московской области от 16.07.2010 N 97/2010-ОЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Московской области" и для решения задач по комплексному развитию энергетической системы городского округа Химки, повышению эффективности использования энергетических ресурсов, энергосбережения, устойчивого и надежного энергоснабжения населения, руководствуясь п.1 ст.6 Устава городского округа Химки, утвержденного решением Совета депутатов Химкинского района N 75/1 от 24.08.2005, зарегистрированного Главным управлением Министерства юстиции РФ по ЦФО от 26.09.2005 ГР N RU 503010002005001 (с изменениями и дополнениями), Администрация ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Муниципальную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования городской округ Химки Московской области на 2011 - 2020 годы" (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в порядке, установленном для опубликования муниципальных правовых актов, а также разместить на сайте городского округа Химки Московской области в сети Интернет (Хомутов А.О.).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации городского округа Валова А.В.
Глава городского округа В.В. Стрельченко
| |
Наименование Программы | Муниципальная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования городской округ Химки на 2011 - 2020 годы" (далее - Программа ) |
Основание для разработки Программы | 1. Закон РФ N 261-ФЗ от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
2. Закон РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления";
3. Указ Президента РФ N 579 от 13.05.2010 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" Федеральный закон "Об энергосбережении" от 03.04.1996 N 28-ФЗ. 4. Указ Президента РФ N 889 от 04.07.2008 г. "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики";
5. Энергетическая стратегия Рос сии на период до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ N 1715-р от 13.11.2009 г.;
6. Постановление Правительства N 67 от 20.02.2010 г. N 67 " О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережениия и повышения энергетической эффективности";
7. Постановление Правительства N 1225 от 31.12.2009 г. " О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережениия и повышения энергетической эффективности";
8. Приказ Минэкономразвития РФ N 61 от 17.02.2010 г. "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
9. Закон Московской области N 97/2010-ОЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Московской области";
10. Постановление Правительства Московской области от 04.05.2008 N 327/15 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Московской области, их формирования и реализации" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Московской области от 18.07.2008 N 581/26, от 16.06.2009 N 475/24, от 07.10.2009 N 823/43, от 02.08.2010 N 594/32);
11. Постановление Правительства Московской области от 23.07.2010 N 580/31 "О разработке проекта долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Московской области на 2010-2020 годы" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Московской области от 01.0 9.2010 N 725/40). |
Муниципальный заказчик Программы | Администрация городского округа Химки |
Разработчик Программы | Управление по ЖКХ городского округа Химки, ЗАО ИТФ "Системы и Технологии" |
Цели Программы | Обеспечение потребностей городского округа Химки в целесообразно минимальном потреблении топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), за счет энергосбережения и повышения энергетической эффективности использования ТЭР;
1. Повышение эффективности испо льзования энергетических ресурсов;
Повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
Сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;
Повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
Повышение надежности энергоснабжения потребителей городского округа Химки;
Снижение расходов бюджета на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений, органов местного самоуправления;
Увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. |
Задачи Программы | - Проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики на территории г.о. Химки;
- Расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов объектов коммунального комплекса;
- Проведение, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов;
- Обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов с помощью приборов учета;
- Информационное обеспечение, обучение и пропаганда в области энергосбережения на территории г.о. Химки;
- Нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов. |
Целевые индикаторы и показатели Программы | Общие целевые показатели - Объем потребления электрической энергии в натуральном и стоимостном выражении;
- Объем потребления тепловой энергии в натуральном и стоимостном выражении;
- Объем потребления в оды в натуральном и стоимостном выражении;
- Объем потребления природного газа в натуральном и стоимостном выражении;
- Динамика энергоемкости муниципального продукта муниципальных программ области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- Доля объемов электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов с использованием общедомовых приборов учета), в общем объеме электрической энергии, потребляемой на территории городского округа Химки;
- Доля объемов тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов с использованием общедомовых приборов учета), в общем объеме тепловой энергии, потребляемой на территории городского округа Химки;
- Доля объемов воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов с использованием общедомовых приборов учета), в общем объеме воды, потребляемой на территории городского округа Химки;
- Доля объемов природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета (в части МКД - с использованием индивидуальных и общих приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого на территории городского округа Химки;
- Объем внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в общем объеме финансирования муниципальной программы;
- Изменение объема производства энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов;
- Доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории городского округа Химки. Целевые показатели в бюджетном секторе: - Удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями на 1 кв. метр общей площади, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета;
- Удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями на 1 кв. метр общей площади, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов;
- Изменение удельного расхода тепловой энергии БУ общей площади, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета на 1 кв.м. - Изменение удельного расхода тепловой энергии БУ общей площади, расчеты за которую осуществляются с применением расчетным способом на 1 кв.м. - Изменение отношения удельного расхода тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, к удельному расходу тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета;
- Удельный расход воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую, осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека);
- Удельный расход воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую, осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека);
- Изменение удельного расхода воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека);
- Изменение удельного расхода воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека);
- Изменение отношения удельного расхода воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, к удельному расходу воды на снабжение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета;
- Удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека);
- Удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека);
- Изменение удельного расхода электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека);
- Изменение удельного расхода электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 человека);
- Изменение отношения удельного расхода электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов, к удельному расходу электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета;
- Доля объемов электрической энергии, потребляемой бюджетными учреждениями, оплата которой осуществляется с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой бюджетными учреждениями на территории городского округа Химки;
- Доля объемов тепловой энергии, потребляемой бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой бюджетными учреждениями на территории городского округа Химки;
- Доля объемов воды, потребляемой бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой бюджетными учреждениями на территории городского округа Химки;
- Доля объемов природного газа, потребляемого БУ, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого БУ на территории городского округа Химки;
- Доля расходов б юджета городского округа Химки на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений;
- Динамика расходов бюджета городского округа Химки на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений;
- Доля расходов бюджета городского округа Химки на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива;
- Динамика расходов бюджета городского округа Химки на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива;
- Доля бюджетных учреждений, финансируемых за счет бюджета городского округа Химки, в общем объеме бюджетных учреждений, в отношении которых проведено обязательное энергетическое обследование;
- Число энергосервисных договоров (контрактов), заключенных, муниципальными заказчиками;
- Доля муниципальных заказчиков в общем объеме муниципальных заказчиков, которыми заключены энергосервисные договоры (контракты);
- Доля товаров, работ, услуг, закупаемых для муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности, в общем объеме закупаемых товаров, работ, услуг для муниципальных нужд (в стоимостном выражении);
- Удельные расходы бюджета городского округа Химки на предоставление социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в рас чете на одного жителя). Целевые показатели в жилищном фонде: - Доля объемов электрической энергии, потребляемой в жилых домах (за исключением многоквартирных домов), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории городского округа Химки;
- Доля объемов электрической энергии, потребляемой в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием общедомовых приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой в многоквартирных домах на территории городского округа Химки;
- Доля объемов электрической энергии, потребляемой в многоквартирных домах, оплата которой осуществляется с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой в многоквартирных домах на территории городского округа Химки;
- Доля объемов тепловой энергии, потребляемой в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой в жилых домах на территории городского округа Химки (за исключением многоквартирных домов);
- Доля объемов тепловой энергии, потребляемой в многоквартирных домах, оплата которой осуществляется с использованием общедомовых приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой в многоквартирных домах на территории городского округа Химки;
- Доля объемов воды, потребляемой в жилых домах (за исключением многок вартирных домов), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории городского округа Химки;
- Доля объемов воды, потребляемой в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием общедомовых приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой в многоквартирных домах на территории городского округа Химки;
- Доля объемов воды, потребляемой в многоквартирных домах, расчеты за которую осуществляются с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой в многоквартирных домах на территории городского округа Химки;
- Доля объемов природного газа, потребляемого в жилых домах (за исключением многоквартирных домов), расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории городского округа Химки;
- Доля объемов природного газа, потребляемого в многоквартирных домах, расчеты за который осуществляются с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого в многоквартирных домах на территории городского округа Химки;
- Число жилых домов, в отношении которых проведено энергетическое обследование;
- Доля жилых домов, в отношении которых проведено энергетическое обследование, в общем числе жилых домов;
- Удельный расход тепловой энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием общедомовых приборов учета) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
- Удельный расход тепловой энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
- Изменение удельного расхода тепловой энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием общедомовых приборов учета) (в расчете на 1 кв. метр общей площади;
- Изменение удельного расхода тепловой энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления) (в расчете на 1 кв. метр общей площади;
- Изменение отношения удельного расхода тепловой энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления), к удельному расходу тепловой энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета;
- Удельный расход воды в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием общедомовых приборов учета) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
- Удельный расход воды в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
- Изменение удельного расхода воды в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием общедомовых приборов учета) (в расчете на 1 кв. метр общей площади;
- Изменение удельного расхода воды в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления) (в расчете на 1 кв. метр общей площади;
- Изменение отношения удельного расхода воды в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления), к удельному расходу воды в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета;
- Удельный расход электрической энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием общедомовых приборов учета) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
- Удельный расход электрической энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
- Изменение удельного расхода электрической энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием общедомовых приборов учета) (в расчете на 1 кв. метр общей площади;
- Изменение удельного расхода электрической энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления) (в расчете на 1 кв. метр общей площади;
- Изменение отношения удельного расхода электрической энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления), к удельному расходу электрической энергии в жилых домах, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета;
- Удельный расход природного газа в жилых домах, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
- Удельный расход природного газа в жилых домах, расчеты за который осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
- Изменение удельного расхода природного газа в жилых домах, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
- Изменение удельного расхода природного газа в жилых домах, расчеты за который осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления) (в расчете на 1 кв. метр общей площади для фактических и сопоставимых условий);
- Изменение отношения удельного расхода природного газа в жилых домах, расчеты за который осуществляются с применением расчетных способов (нормативов потребления), к удельному расходу природного газа в жилых домах, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета. Целевые показатели в системах коммунальной инфраструктуры: - Изменение удельного расхода топлива на выработку электрической энергии тепловыми электростанциями - Изменение удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии;
- Динамика изменения фактического объема потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям;
- Динамика изменения фактического объема потерь тепловой энергии при ее передаче;
- Динамика изменения фактического объема потерь воды при ее передаче;
- Динамика изменения объемов электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды. Целевые показатели в транспортном комплексе: - Динамика количества высокоэкономичных по использованию моторного топлива (в том числе относящихся к объектам с высоким классом энергетической эффективности) транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется муниципальным образованием;
- Динамика количества общественного транспорта, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется муниципальным образованием, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению эне ргетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом. |
Сроки реализации Программы | Программные мероприятия ( I этап) 2011-2013 годы Целевые показатели - до 2020 года Программные мероприятия ( II этап) 2014-2020 годы (разработка в 2012 году) |
Перечень подпрограмм | Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности . Энергосбережение и повышение энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов . Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетном секторе . Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде. |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования, необходимый для реализации настоящей Программы оценивается в 1558,31 млн. руб. из них: - средства местного бюджета 1008,578 млн.руб., в том числе: 2011 год - 235255,5 тыс.руб. 2012 год - 380887,2 тыс.руб. 2013 год - 392435,5 тыс.руб. - внебюджетных источников 549,736 млн.руб., в том числе: 2011 год - 200815,5 тыс.руб. 2012 год - 181985 тыс.руб. 2013 год - 166936 тыс.руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации первого этапа Программы | - наличие в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях: a) отчетов о проведении энергетических обследований;
b) энергетических паспортов;
- полный переход на приборный учет при расчетах организаций муниципальной бюджетной сферы с организациями коммунального комплекса;
- полный переход на приборный учет при расчетах потребителей с организациями коммунального комплекса;
- снижение затрат местного бюджета на оплату коммунальных ресурсов в размере не менее чем на 10 %;
- сокращение удел ьных показателей энергопотребления при передаче (транспортировке) воды и очистке сточных вод не менее чем 10 процентов по сравнению с 2009 годом (базовым годом);
- создание муниципальной нормативно-правовой базы по энергосбережению и стимулированию повышения энергоэффективности;
- снижение темпов роста коммунальных услуг и стоимости энергоносителей для конечных потребителей, уменьшение техногенной нагрузки на окружающую среду. |
Ответственные лица для контактов | Алексеенко М.В. - начальник отдела КР и ЭЖФ Управления по ЖКХ городского округа Химки, тел. .572-73-14 |
Программа разработана в соответствии с:
1. Закон РФ N 261-ФЗ от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
2. Закон РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления";
3. Указ Президента РФ N 579 от 13.05.2010 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" Федеральный закон "Об энергосбережении" от 03.04.1996 N 28-ФЗ.
4. Указ Президента РФ N 889 от 04.07.2008 г. "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики";
5. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ N 1715-р от 13.11.2009 г.;
6. Постановление Правительства N 67 от 20.02.2010 г. N 67 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережениия и повышения энергетической эффективности";
7. Постановление Правительства N 1225 от 31.12.2009 г. "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережениия и повышения энергетической эффективности";
8. Приказ Минэкономразвития РФ N 61 от 17.02.2010 г. "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
9. Закон Московской области N 97/2010-ОЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Московской области";
10. Постановление Правительства Московской области от 04.05.2008 N 327/15 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Московской области, их формирования и реализации" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Московской области от 18.07.2008 N 581/26, от 16.06.2009 N 475/24, от 07.10.2009 N 823/43, от 02.08.2010 N 594/32);
11. Постановление Правительства Московской области от 23.07.2010 N 580/31 "О разработке проекта долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Московской области на 2010-2020 годы" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Московской области от 01.09.2010 N 725/40).
Целевая направленность настоящей Программы определяется необходимостью решения задач энергосбережения и повышения энергоэффективности коммунального комплекса, устойчивого и надежного энергоснабжения населения, социальной сферы и экономики на территории муниципального образования городского округа Химки Московской области.
В настоящее время экономика и бюджетная сфера городского округа Химки характеризуется повышенной энергоемкостью.
Население городского округа Химки по состоянию на 01.01.2010 года составило 188 500 чел.
На территории городского округа Химки располагается 4099 многоквартирных домов, общей площадью более 6 924,4 тыс. кв.м.
Электроснабжение потребителей городского округа Химки обеспечивает ОАО "Химкинская Электросеть". Годовое поступление электроэнергии в сети городского округа в 2010 году составило 540 022 000 кВтч.
Функцию теплоснабжения потребителей городского округа Химки выполняет, МП "Химкинская Теплосеть". На территории города имеется 20 котельных и 84 ЦТП. Годовое поступление тепловой энергии в 2010 году 1 388 650 Гкал. Отапливаемая общая площадь жилых помещений составляет 5 310,42 тыс. кв.м. Протяженность тепловых сетей 177,8 км (в двухтрубном исчислении).
Водоснабжение и водоотведение на территории городского округа Химки осуществляет ОАО "Химкинский водоканал" с 14 водозаборных узлов (59 артезианских скважин), протяженность уличной водопроводной сети составляет - 254,9 км.
15 канализационно - насосных станций, протяженность канализационной сети - 280,9 км.
Потенциал энергосбережения в городе по всем направлениям деятельности оценивается как достаточно высокий.
Необходимость кардинально повысить эффективность потребления энергии определена Федеральным Законом РФ N 261-ФЗ от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими нормативными документами федерального и регионального уровней.
Решения, принятые Правительством Российской Федерации в развитие этого положения изменили направление динамики роста внутренних цен на энергоносители, создав экономические условия для интенсификации работы по энергосбережению.
Исходя из анализа прошлых периодов в части цен на энергоресурсы, а также прогноза их изменения в будущем, можно сделать вывод об их росте несмотря на предпринимаемые усилия всех уровней власти по их сдерживанию на экономически обоснованном уровне.
В соответствии с решениями Правительства РФ, к 2011 году цены на газ должны будут обеспечивать достижение равной доходности от продажи газа на внутреннем рынке и его экспорта с последующей либерализацией и ценовым дерегулированием внутреннего рынка газа. Внутренние оптовые цены на природный газ к 2012 году вырастут по сравнению с 2007 годом в 2,8 раза.
Одновременно с 01.01 2011 года будет происходить поэтапное увеличение доли электроэнергии, реализуемой по нерегулируемым государством ценам, до уровня 100 процентов. Средняя цена на электрическую энергию для потребителей городского округа Химки по сравнению с 2007 годом вырастет к 2012 году более чем в 2 раза.
В условиях обозначенных темпов роста цен на газ, электроэнергию и другие виды топлива стоимость тепловой энергии, производимой энергоснабжающими организациями, в период до 2012 года будет расти с темпами от 15 и более процентов в год. Близкие значения дает прогноз темпов роста стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению.
При этом одной из основных проблем энергохозяйства, особенно коммунального, является изношенность основных фондов - по многим видам он составляет 70% и более, что в первую очередь сказывается на надежности энергоснабжения и технико-экономических показателях работы энергетического оборудования.
Удельные расходы топлива на производство тепловой энергии, потери при производстве и транспортировке тепловой и электрической энергии, расходы электроэнергии в системе водоснабжения и водоотведения, а также расходы энергии на собственные и технологические нужды энергоснабжающих организаций и управляющих компаний ЖКХ городского округа Химки превышают нормативные.
В этих условиях одной из основных угроз социально-экономическому развитию городского округа Химки становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики муниципального образования, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития.
С учетом указанных обстоятельств, проблема заключается в том, что при существующем уровне энергоемкости экономики и социальной сферы муниципального образования предстоящие изменения стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведут к следующим негативным последствиям:
- росту затрат предприятий, расположенных на территории муниципального образования, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций культуры и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики городского округа Химки и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов других видов на территории городского округа Химки и прежде всего в органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.
Годовой объем потребляемых ими за 2010 год топливно-энергетических ресурсов составляет электроэнергии более 39885322 кВтч, тепловой энергии более 92053,77 Гкал, топлива порядка 18 тыс.т.у.т. Анализ фактического использования ТЭР учреждениями, финансируемыми за счет средств областного бюджета, показал, что бюджетные организации имеют потенциал по экономии ТЭР в натуральном выражении от 4% до 10%.
Реализация задач ввода новых мощностей и реконструкции энергообъектов должна выполняться с учетом широкого внедрения современного оборудования, материалов и новых энергосберегающих технологий. Котельные установки с высоким коэффициентом полезного действия, предизолированные трубы, электродвигатели с частотно-регулируемым приводом, регулирующие шунтирующие реакторы, энергосберегающие лампы и светильники - вот лишь малая часть предлагаемого современного оборудования.
Необходимость решения проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;
2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.
Повышение эффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей ресурсов, выработки общей технической политики, согласования договорных условий, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем и т.п. Интересы участников рыночных отношений при этом не совпадают, а часто прямо противоположны, что требует участия в процессе третьей стороны в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющих полномочия в сфере регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг.
В силу преимущественно монопольного характера рынка энергии и других коммунальных ресурсов без участия органов государственной власти и органов местного самоуправления баланс в отношениях поставщиков и потребителей ресурсов будет смещен в пользу поставщиков.
3. Необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровне.
Принятая на федеральном уровне "Энергетическая стратегия" является основным документом, определяющим задачи долгосрочного социально-экономического развития в энергетической сфере, и прямо указывает, что мероприятия по энергосбережению и эффективному использованию энергии должны стать обязательной частью региональных и муниципальных программ социально-экономического развития регионов и муниципальных образований.
Для решения указанных проблем Программой предусматривается выполнение перечня мероприятий по энергосбережению и модернизации систем учета энергоресурсов:
- новое строительство, реконструкцию и техперевооружение энергообъектов, что позволит, помимо улучшения технико-экономических показателей и снижения потерь тепловой и электрической энергии, повысить надежность энергоснабжения потребителей, уменьшить затраты на аварийные и текущие ремонты оборудования;
- проведение энергетических обследований предприятий и организаций, которые позволят выявить места и очаги потерь энергоресурсов, выработать комплекс мер по энергосбережению
- подготовить и оформить энергетические паспорта для предприятий, организаций, жилых домов, а также на отдельные технологические процессы.
- внедрение современных средств учета электрической энергии, тепловой энергии и холодного и горячего водоснабжения.
Первоочередная потребность в которых составляет: