АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2011 года N 6-па
О краевой долгосрочной целевой программе "Сейсмобезопасность территории Приморского края" на 2011-2017 годы"
г. Владивосток
На основании Устава Приморского края, постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 года N 365 "О федеральной целевой программе "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы", постановления Администрации Приморского края от 26 февраля 2008 года N 46-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке краевых долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Приморском крае и Порядка проведения оценки эффективности реализации краевых долгосрочных целевых программ Администрации Приморского края" Администрация Приморского края
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить краевую долгосрочную целевую программу "Сейсмобезопасность территории Приморского края" на 2011 - 2017 годы" (прилагается).
2. Департаменту массовых коммуникаций Приморского края опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации Приморского края.
Губернатор края-
Глава Администрации
Приморского края
С.М. Дарьки
.
постановлением
Администрации Приморского края
от 17 января 2011 года N 6-па
КРАЕВАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ" НА 2011 - 2017 ГОДЫ"
Наименование Программы | - | краевая долгосрочная целевая программа "Сейсмобезопасность территории Приморского края" на 2011 - 2017 годы" (далее – Программа) |
Дата принятия решения | - | распоряжение Губернатора Приморского края от 15 июня 2006 года N 95-рг "О разработке краевой целевой программы "Сейсмобезопасность территории Приморского края" |
Государственный заказчик | - | департамент градостроительства Приморского края; |
Координатор Программы | - | департамент градостроительства Приморского края |
Разработчики | - | департамент градостроительства Приморского края при участии открытого акционерного общества "Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве" (ОАО "ПНИИИС") |
Цели и задачи Программы | - | целью Программы является повышение уровня сейсмической безопасности на сейсмоактивных территориях Приморского края, население которых находится в условиях совокупного (комплексного) сейсмического риска недопустимого уровня |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2011 - 2017 годы, в три этапа: |
Объемы и источники финансирования (в текущих ценах каждого года) | - | общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 3081,1 млн. руб., в том числе: |
Организация управления | - | управление реализацией Программы и контроль за ходом ее исполнения осуществляют государственные заказчики Программы - департамент градостроительства Приморского края и отдел по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Приморского края; |
Целевые индикаторы | - | целевые индикаторы снижения сейсмического риска: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | повышение сейсмической безопасности объектов на территории Приморского края со следующими контролируемыми параметрами: 1) ИСР до 1,3 х 10-7/год-1; |
Концептуальные подходы, стратегия, цели и задачи Программы базируются на положениях, принятых в Токийской Декларации ООН 1988 года, развитых в процессе Международного десятилетия по уменьшению стихийных бедствий (1990 - 1999 годы) и принятых в Российской Федерации.
В политике и стратегии уменьшения стихийных бедствий признано, что первоочередное внимание следует уделять смягчению сейсмических бедствий, поскольку именно землетрясения являются пока непредсказуемыми и, в силу этого, наиболее разрушительными природными явлениями.
Смягчение стихийных бедствий, стремление и постепенное обеспечение устойчивой безопасности, повышение надежности функционирования урбанизированных и экономических территорий и, прежде всего, жилых домов и объектов жизнеобеспечения являются важнейшими факторами устойчивого социально-экономического развития Приморского края.
В соответствии с картами общего сейсмического районирования территории Российской Федерации (ОСР-97-А, В, С) (рис. 1-3 приложения N 1 к настоящей Программе), входящими в состав действующего с 2000 года СНиП II-7-81* "Строительство в сейсмических районах", в Приморском крае 14 населенных пунктов расположены в зонах с семибалльной сейсмичностью (карта ОСР-97-А), учет которой обязателен для всей жилой застройки и других зданий гражданского назначения. Список городских и сельских населенных пунктов Приморского края с указанием расчетной сейсмической интенсивности в баллах шкалы MSK-64 для среднегрунтовых условий для трех уровней сейсмической опасности - ОСР-97-А, ОСР-97-Б, ОСР-97-С указан в приложении N 2 к настоящей Программе. Для объектов повышенной ответственности количество населенных пунктов Приморского края, где требуется учет нормативной сейсмичности семь баллов, достигает 21 (карта ОСР-97-В), а в 20 населенных пунктах для обеспечения сохранности особо ответственных объектов необходимо учитывать на площадках со средними грунтовыми условиями сейсмичность на уровне 8 баллов (карта ОСР-97-С). В случаях, когда строительные объекты возведены и эксплуатируются на площадках с неблагоприятными в сейсмическом отношении инженерно-геологическими условиями, расчетная сейсмостойкость этих объектов увеличивается на один балл, то есть расчетная сейсмичность зданий и сооружений на территории Приморского края для объектов разного назначения может достигать 8 и даже 9 баллов.
В то же время большинство эксплуатируемых зданий и сооружений были запроектированы и построены в прошлом веке, когда по действующим в то время строительным нормам учитывалась зональная сейсмичность семь баллов, причем с самой низкой вероятностью такого сейсмического события.
С введением карт общего сейсмического районирования ОСР-97 после 1997 года в категорию сейсмических попали ранее несейсмические порты Врангель, Находка, Пластун и др. Таким образом, возведенные до 1997 года причальные сооружения и терминалы в указанных портах подлежат проверке на сейсмостойкость.
Строительство объектов повышенной ответственности (спецморнефтепорт в б. Козьмино (Находкинский городской округ)) и особо ответственных (мосты через Босфор Восточный и б. Золотой Рог (Владивостокский городской округ)), требует проверки на сейсмостойкость, в соответствии с картами ОСР-97-В и С.
Очень важно, что в соответствии со строительными нормами уже при пяти - шести балльных воздействиях заметные конструктивные ущербы могут возникать и в добротно построенных и правильно эксплуатируемых зданиях и сооружениях, что может вызвать, например, в городе Владивостоке (особенно в зимнее время), негативные социально-экономические последствия. Кроме первичного воздействия землетрясений, могут быть весьма ущербообразующими специфические для каждой территории вторичные сейсмогенные природные и техногенные воздействия (цунами, оползни, лавины, пожары, взрывы и т.п.), и, значит, необходимо рассматривать многофакторные комплексные бедствия и совокупный сейсмический риск.
Дополнительная информация о сейсмической обстановке и актуальности проблемы сейсмобезопасности и риска в Приморском крае указана в приложении N 1 к настоящей Программе.
По результатам работы в рамках Программы будет повышена нормативная сейсмичность территорий Южного Приморья, включая города Находку и Владивосток.
Таким образом, огромное число строительных сооружений в Приморском крае не соответствуют действующим сейсмическим нормам, а часть их находится на недопустимом уровне сейсмического риска.
Вследствие вышеизложенного, из-за повышения оценок сейсмической опасности, с одной стороны, и роста уязвимости существующих строительных сооружений из-за ускоренного износа и деградации строительных материалов и грунтов оснований, влияния климата и других факторов, с другой стороны, на территории Приморского края в случае сильного землетрясения может произойти бедствие со значительными социальными и экономическими последствиями. В то же время власти всех уровней и население Приморского края без реализации первоочередных мероприятий настоящей Программы не могут представить себе вероятные последствия возможных сейсмических событий, характер и размеры прямых и вторичных ущербов и не могут подготовиться к этим чрезвычайным ситуациям с тем, чтобы заблаговременно предотвратить или уменьшить эту вероятную, но неизвестную им беду. Вот почему для быстроразвивающегося Приморского края проблема сейсмической безопасности застройки и населения, несомненно, является важной и актуальной.
В планах Приморского края - строительство нефтеперерабатывающего и нефтехимического заводов, крупных нефте- и газопроводов, атомной электростанции, создание дальневосточного морского транспортного кластера и многое другое.
Актуальность Программы в целях обеспечения сейсмической безопасности инфраструктуры Приморского края очевидна. Как уже отмечено, прежняя карта сейсмического районирования издания 1978 года, действовавшая до 2000 года, до внедрения в строительную практику новых карт ОСР-97, существенно занижала оценку степени сейсмической опасности территории Приморья, где практически всё строительство осуществлялось без применения антисейсмических мероприятий.
Карты ОСР-97 и база исходных данных (каталог землетрясений и др.), положенная в основу их создания, особенно для Приморского края, также требуют актуализации. Необходимо выполнение работ по детальному сейсмическому районированию (далее - ДСР) в более крупном масштабе, по сравнению с исходным масштабом карт ОСР-97, и сейсмическому микрорайонированию (далее - СМР), учитывающему влияние местных грунтов на интенсивность сейсмических воздействий. Эти исследования должны сопровождаться созданием местной сети сейсмических станций, комплексом современных геофизических исследований. Вместе с тем все новые расчеты и построения непременно должны основываться на картах ОСР-97 и принятой при их создании методологии вероятностных оценок сейсмической опасности.
Выполнение намеченных программных мероприятий позволит в значительной мере снизить риски, ущербы и людские потери и, тем самым, обеспечить устойчивое развитие Приморского края и более высокую безопасность населения от стихийных бедствий.
Целью Программы является повышение уровня сейсмической безопасности на сейсмоактивных территориях Приморского края, население которых находится в условиях совокупного (комплексного) сейсмического риска недопустимого уровня.
Целевые индикаторы сейсмической безопасности населения и территории Приморского края базируются на принципе допустимого и приемлемого индивидуального риска, минимизации социальных потерь и страданий, ограничении и страховой компенсации вероятного материального ущерба, а также возможности и готовности каждого муниципального образования Приморского края самостоятельно противостоять чрезвычайным ситуациям и ликвидировать вероятные сейсмические бедствия.
Программная цель реализуется путём управления - уменьшения сейсмического риска и величины вероятных сейсмических бедствий через повышение надёжности и безопасности ключевых объектов риска, что является первоочередной частью Программы.
Цель Программы достигается совместно с решением задач социально-экономического развития и территориального планирования, неуклонно и планомерно поддерживая и обеспечивая рост безопасности населения и территории, являющейся неотъемлемым элементом улучшения качества жизни человека.
Основными задачами Программы являются:
1) оценка, анализ и понимание совокупного сейсмического риска для территории и населения Приморского края;
2) обоснование и утверждение критериев допустимого риска и поэтапных целевых, контрольных параметров сейсмического риска, назначенных с учетом экономического развития Приморского края;
3) составление перечня ключевых объектов сейсмического риска;
4) поэтапное управление, снижение совокупного сейсмического риска до допустимого (приемлемого) уровня с помощью повышения сейсмической надежности зданий и систем жизнеобеспечения, уточнения сейсмического районирования территории Приморского края и путем заблаговременной подготовки к чрезвычайным ситуациям, обусловленным землетрясениями;
5) создание благоприятных условий (законодательных, фискальных, страховых и др.) для стимулирования процесса безопасного развития Приморского края.
К главным приоритетам Программы относятся:
а) повышение сейсмобезопасности населения Приморского края;
б) минимизация безвозвратных потерь;
в) инженерные аспекты анализа и управление сейсмическим риском;
г) объекты социального назначения, жизнеобеспечения и массового пребывания людей и другие, выделяемые как ключевые объекты риска.
К ключевым объектам риска относятся строительные сооружения следующих категорий:
здания повышенной социальной ответственности и высокого риска потерь, в том числе: здания с пребыванием детей дошкольного и школьного возраста;
здания с пребыванием людей, нуждающихся в помощи (некоторые больницы, дома инвалидов и престарелых и т.п.);
объекты массового пребывания людей общественного и жилого назначения;
объекты медицины и катастроф;
объекты (здания, сооружения, сети) инженерного жизнеобеспечения населения урбанизированных территорий (тепло - и электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, связь);
здания управления чрезвычайными ситуациями (далее - ЧС) (по специальному списку, утвержденному органами по делам ГО и ЧС), в том числе пункты временного сбора и эвакуации, объекты охраны общественного порядка;
объекты особо высокой ценности, культурного и национального наследия;
потенциально экологически опасные и технически особо сложные объекты.
Составление перечня ключевых объектов риска - одна из первоочередных программных задач.
При реализации Программы научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы имеют опережающий приоритет по отношению к другим видам работ в силу их необходимости для обоснования и последующей эффективности реализации программных мероприятий.
Приоритетный подход и способ решения целевых задач заключается в комплексной оценке социально-экономического состояния территорий, опережающего планирования территориального развития в краткосрочном и долговременном аспекте с акцентом на обеспечение безопасности населения и территорий, находящихся на недопустимо высоком сейсмическом риске. При этом выделяются оперативные и срочные задачи, требующие решений по обеспечению безопасности в кратковременном аспекте (социальные задачи), и задачи, требующие решений в долговременном аспекте повышения безопасности в процессе устойчивого развития (задачи территориального развития). Решение проблемы требует наличия долговременной стратегии организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов.
Программа реализуется в 2011 -2017 годах в три этапа:
первый этап - 2011 - 2012 годы;
второй этап - 2013 - 2014 годы;
третий этап - 2015 - 2017 годы.
Перечень основных мероприятий и объемы финансирования указаны в приложении N 3 к настоящей Программе.
Программой предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:
направление А (оценка и контроль сейсмического риска для безопасного развития Приморского края);