Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2011 года N 324-па

Об утверждении краевой целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Приморского края" на 2012-2015 годы

г. Владивосток

{Изменения:
Постановление Администрации Приморского края от 13.11.2012 N 323-па}

На основании Устава Приморского края, постановления Администрации Приморского края от 26 февраля 2008 года N 46-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке краевых долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Приморском крае и Порядка проведения оценки эффективности реализации краевых долгосрочных целевых программ" Администрация Приморского края

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую краевую целевую программу "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Приморского края" на 2012-2015 годы (далее - Программа).

2. Рекомендовать местным администрациям муниципальных образований Приморского края разработать и утвердить муниципальные программы развития жилищного строительства с учетом положений Программы.

3. Департаменту связи и массовых коммуникаций Приморского края опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации края.

Губернатор края -
Глава Администрации
Приморского края
С.М. Дарькин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Администрации Приморского края

от 15 декабря 2011 года N 324-па

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"Стимулирование развития жилищного строительства на территории Приморского края" на 2012-2015 годы

ПАСПОРТ краевой целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Приморского края" на 2012-2015 годы


Наименование программы

краевая целевая программа "Стимулирование развития жилищного строительства
 на территории Приморского края" на 2012-
 2015 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего правового акта)

распоряжение Администрации Приморского края от 09 ноября 2010 года N 600-ра
 "О разработке проекта краевой долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Приморского края" на 2011-2015 годы

Государственный заказчик Программы

департамент градостроительства Приморского края;
 департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края

Координатор Программы

департамент градостроительства Приморского края

Разработчик Программы

департамент градостроительства Приморского края

Цели и задачи Программы

цель Программы:
 развитие массового строительства жилья на территории Приморского края, в том числе экономкласса, отвечающего стандартам ценовой доступности, требованиям энергоэффективности и экологичности

 задачи Программы:
 1) создание условий для развития массового жилищного строительства, в том числе малоэтажного;
 2) обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями;
 3) оказание содействия муниципальным образованиям Приморского края в разработке и утверждении документов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий;
 4) вовлечение в оборот земельных участков, находящихся в государственной собственности и пригодных для использования в целях массового жилищного строительства;
 5) снижение административных барьеров в жилищном строительстве путем внедрения административных регламентов предоставления государственных услуг и перевода их в электронный вид;
 6) поддержка обеспечения земельных участков, предназначенных под строительство жилья экономкласса, социальной, инженерной и дорожной инфраструктурой;
 7) развитие производственной базы строительного комплекса Приморского края, создание условий для применения в жилищном строительстве новых технологий и материалов, отвечающих требованиям энергоэффективности, экономичности и экологичности;
 8) выполнение социальных гарантий по поддержке граждан при улучшении жилищных условий;
 9) развитие новых форм государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства;
 10) создание единой системы мониторинга и оценки состояния краевого и муниципальных рынков жилья.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в 2012-2015 годах в один этап

Объемы и источники финансирования (в текущих ценах каждого года)

общий объем финансирования Программы составляет 2970,47 млн. рублей (в ценах каждого года), из них:
 за счёт средств краевого бюджета - 408,3 млн. рублей, в том числе по годам:
 2012 год - 10,0 млн. рублей;

 2013 год - 147,0 млн. рублей;

 2014 год - 127,9 млн. рублей;

 2015 год - 123,4 млн. рублей;

 за счет планируемого привлечения внебюджетных средств - 2562,17 млн. рублей,
 в том числе по годам:
 2012 год - 400,0 млн. рублей;

 2013 год - 1224,27 млн. рублей;

 2014 год - 468,00 млн. рублей;

 2015 год - 469,9 млн. рублей

Организация управления и система контроля за испо лнением Программы

организацию управления и контроль за ходом реализации Программы осуществляет департамент градостроительства Приморского края

Целевые индикаторы

годовой объем ввода жилья в 2015 году составит:
 629 тыс. кв. м общей площади жилья,
 6803 жилых единиц, в том числе:
 жилья экономкласса - 397,4 тыс. кв. м общей площади жилья, 63,2 процента от общего годового объема ввода жилья;

 малоэтажного жилья (не более трех этажей) - 408,85 тыс. кв. м общей площади жилья,
 2726 жилых единиц, 65 процентов от общего годового объема ввода жилья;

 многоэтажного жилья (более трех этажей) - 220,15 тыс. кв. м общей площади жилья,
 4077 жилых единиц, 35 процентов от общего годового объема ввода жилья;

 общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя Приморского края, введенная в действие за год, - 0,32 кв. м;

 количество жилых помещений (квартир), в расчете на 1000 человек населения, введенных в действие за год, - 3,8 единицы;

 обеспеченность населения жильем - 22,2 кв. м общей площади жилья на одного человека,
 463 жилых единицы на 1000 человек населения;

 коэффициент доступности жилья - 3,9 года;

 вовлечение в оборот земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена - 488 га;

 вовлечение в оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности - 320 га;

 площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства, в расчете на душу населения - 1,9 кв. м

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей социально-экономической эффективности (по сравнению с 2009 годом):
 улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края (рост жилищной обеспеченности с 20,2 кв. м на человека до
 22,2 кв. м на человека);

 повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из трех человек за 3,9 года
 (в 2009 году - 4,85 года);

 увеличение годового объема ввода жилья с
 0,399 млн. кв. м общей площади жилья в
 2009 году до 0,629 млн. кв. м по итогам
 2015 года;

 увеличение доли ввода жилья, соответствующего стандартам экономкласса, в 2015 году до
 60 процентов.

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Одной из основных проблем Приморского края, как и всего Дальневосточного федерального округа, является ежегодный отток трудоспособного населения, в том числе и из-за нерешенности жилищных проблем.

Жилищная проблема в Приморском крае является одной из наиболее актуальных социальных проблем и имеет две стороны:

недостаточные объемы жилищного строительства;

низкая покупательская способность населения.

Объем жилищного фонда Приморского края по состоянию на 01 января 2010 года составлял 40012,1 тыс. кв. м. Для удовлетворения существующей в 2010 году потребности населения в жилье жилищный фонд необходимо увеличить до 47964,4 тыс. кв. м.

По типу застройки: 6,8 процента - составляет индивидуальное жилье, 93,2 процента - многоэтажная застройка. Это свидетельствуют о существенном преобладании многоэтажного жилья, и, соответственно, плотности застройки.

77 процентов от общего объема жилья приходится на жилищный фонд в городских поселениях, 23 процента - на жилищный фонд в сельской местности, что свидетельствует о значительной урбанизации населения в Приморском крае.

По итогам 2009 года в Приморском крае сданы в эксплуатацию жилые дома общей площадью 398,9 тыс. кв. м, что составляет 106,3 процента к уровню 2008 года.

Если в целом по Российской Федерации в 2009 году на одного человека введено по 0,4 кв. м жилья, то по Приморскому краю этот показатель составляет - 0,2 кв. м.

При этом фактически улучшить свои жилищные условия при существующем уровне доходов и цен на жилье могут 12,7 процента населения Приморского края.

Высокая стоимость жилья по сравнению с доходами граждан делает для многих жителей Приморского края неразрешимой проблему приобретения нового жилья. Рост цен на жилую недвижимость на вторичном рынке опережает темпы роста доходов населения.

Основными факторами, сдерживающими развитие жилищного строительства, на сегодняшний день остаются:

вопросы территориального планирования и обеспечения Приморского края и муниципальных образований Приморского края градостроительной документацией;

недостаток площадок под комплексное жилищное строительство с одной стороны, а с другой - неэффективное использование земель как со стороны собственников, так и со стороны муниципалитетов и государства;

излишне регламентированная и чрезвычайно громоздкая система выдачи исходно-разрешительной документации на осуществление жилищного строительства, получение технических условий на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры и на ввод объектов в эксплуатацию, что приводит к созданию искусственных административных барьеров на строительном рынке жилья;

вопросы обеспечения жилищной застройки объектами инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры, особенно в сельской местности. Необходимо развитие новых механизмов привлечения средств частных застройщиков для создания инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры;

ресурсные ограничения строительного комплекса. Развитие строительного комплекса ограничивается: изношенностью производственных мощностей (50-70 процентов); низкой конкурентоспособностью отечественных строительных материалов, используемых при строительстве жилья; недостаточным уровнем внедрения современных технологий строительства и производства строительных материалов; дефицитом квалифицированных кадров, особенно среднего и начального профессионального образования;

низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций, возникшая на волне кризиса и продолжающая оказывать негативное влияние на развитие отрасли в целом.

Для решения указанных проблем и в целях стабилизации ситуации на рынке жилищного строительства необходимо использование программно-целевого метода, предусматривающего единый комплекс мероприятий, направленных на развитие коммунальной инфраструктуры и создание условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономкласса, обеспечивающего ценовую доступность и отвечающего современным требованиям энергоэффективности и экологичности.

Прогнозируемая структура ввода жилья в Приморском крае определяет соотношение между строительством многоквартирного жилого фонда и малоэтажного жилья в период действия Программы как 40 процентов на 60 процентов в среднесрочной перспективе до 2015 года - с выходом на соотношение 35 процентов на 65 процентов.

Жилищное строительство в Приморском крае будет осуществляться путем реализации:

проектов комплексной малоэтажной застройки (приложение N 1 к настоящей Программе);

проектов комплексной многоэтажной застройки (приложение N 2 к настоящей Программе);

строительства малоэтажного жилья для жителей сельской местности;

индивидуального жилищного строительства.

Работа по выявлению для целей жилищного строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и проведение аукционов по предоставлению таких земельных участков заказчикам-застройщикам будет проводиться органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в течение 2012-2015 годов по мере необходимости.

В настоящее время определено 67 земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в 16 муниципальных образованиях Приморского края. Данные земельные участки планируются к вовлечению в оборот в целях жилищного строительства в 2012-2015 годах (приложение N 3 к настоящей Программе).

В целом по Приморскому краю имеются земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, пригодные для жилищного строительства, общей площадью 1874 га, на которых за период реализации Программы планируется построить 1190,4 тыс. кв. м многоэтажного и 1097,3 тыс. кв. м. малоэтажного жилья.

Вовлечение в хозяйственный оборот для целей жилищного строительства земельных участков, находящихся в федеральной собственности, неиспользуемых, либо используемых не по назначению, будет проводиться в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" с помощью Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд РЖС).

Данный механизм реализуется в рамках Соглашения о взаимодействии (сотрудничестве) от 06 апреля 2009 года N С-51 между Администрацией Приморского края и Фондом РЖС.

В рамках взаимодействия с Фондом РЖС в Приморском крае определены земельные участки для вовлечения в хозяйственный оборот и осуществления на них жилищного строительства (приложения N 4, 5 к настоящей Программе).

Формы поддержки, предусмотренные Программой, будут предоставляться при условии реализации на территории муниципального образования Приморского края программы развития жилищного строительства, предусматривающей введение упрощенного порядка предоставления земельных участков под малоэтажное жилищное строительство; разработку документов территориального планирования; комплексное развитие коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства; развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья экономкласса; стимулирование частной инициативы граждан в жилищном строительстве; формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе жилищно-строительных кооперативов; развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов; реализацию проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства; осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий; а также строительство жилья экономкласса, в том числе малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, требованиям энергоэффективности и экологичности.

Необходимость использования программно-целевого метода для реализации Программы обусловлена тем, что проблемы в сфере жилищного строительства не решаются в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов, а также связаны с необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы и формирования условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе реализации проектов комплексного освоения и развития территорий.

Выполнение программных мероприятий подвержено наступлению рисковых событий, которые могут повлиять на достижение цели Программы.

К таким рискам можно отнести:

возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция;

изменение федерального законодательства в области жилищного строительства;

изменение стоимости сырья и строительных материалов, необходимых для осуществления мероприятий Программы;

невыполнение или выполнение не в полном объеме строительными организациями обязательств по договорам строительного подряда, что приведет к срыву сроков выполнения инвестиционных проектов;

недостаточность финансирования из бюджетных и внебюджетных источников.

Настоящая Программа разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - ФЦП "Жилище") и Стратегией социально-экономического развития Приморского края до 2025 года, утвержденной Законом Приморского края от 20 октября 2008 года N 324-КЗ.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цели и задачи Программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и ФЦП "Жилище", а также долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами социально-экономического развития Приморского края.

Целью Программы является развитие массового строительства жилья на территории Приморского края, в том числе жилья экономкласса, отвечающего стандартам ценовой доступности, требованиям энергоэффективности и экологичности, в рамках выполнения задачи, поставленной Президентом Российской Федерации, по обеспечению к 2020 году объемов ввода жилья до уровня - не менее одного квадратного метра общей площади жилья в год в расчете на каждого гражданина Российской Федерации.

Задачами Программы являются:

создание условий для развития массового жилищного строительства, в том числе малоэтажного;

обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями;

оказание содействия муниципальным образованиям Приморского края в разработке и утверждении документов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий;

вовлечение в оборот земельных участков, находящихся в государственной собственности и пригодных для использования в целях массового жилищного строительства;

снижение административных барьеров в жилищном строительстве путем внедрения административных регламентов предоставления государственных услуг и перевода их в электронный вид;

поддержка обеспечения земельных участков, предназначенных под строительство жилья экономкласса, социальной, инженерной и дорожной инфраструктурой;

развитие производственной базы строительного комплекса Приморского края, создание условий для применения в жилищном строительстве новых технологий и материалов, отвечающих требованиям энергоэффективности, экономичности и экологичности;

выполнение социальных гарантий по поддержке граждан при приобретении жилья и улучшении жилищных условий;

развитие новых форм государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»