АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 июня 2012 года N 329
Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области" на 2012-2016 годы
(в редакции постановлений Администрации Смоленской области
от 14.08.2012 N 549,НГР:RU67000201200413,
от 23.10.2012 N 799,НГР:RU67000201200631,
от 29.11.2012 N 908, НГР:RU67000201200691,
от 20.12.2012N 1040,НГР:RU6700201200764,
от 26.04.2013 N 302, НГР:RU67000201300177,
от 20.05.2013 N 396 НГР:RU67000201300252,
от 19.08.2013 N 648 НГР:RU67000201300410,
от 01.11.2013 N 880 НГР:RU67000201300593,
от 25.12.2013 N 1045 НГР RU67000201300701)
(признано утратившим силу постановлением Администрации Смоленской области от 27.01.2014 N 19 НГР:RU67000201400012)
Администрация Смоленской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области" на 2012-2016 годы (далее также - Программа).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, за исключением положений, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
Положения Программы в части, касающейся 2013, 2014, 2015 и 2016 годов, вступают в силу соответственно с 1 января 2013, 1 января 2014, 1 января 2015 и 1 января 2016 годов и подлежат учету в проекте областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Губернатор
Смоленской области А.В. Островский
ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ целевая программа "Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области" на 2012-2016 годы
Наименование Программы | долгосрочная областная целевая программа "Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области" на 2012-2016 годы |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 102-р, |
Заказчик Программы | Департамент Смоленской области по жилищно-коммунальному хозяйству |
Разработчик Программы | Департамент Смоленской области по жилищно-коммунальному хозяйству |
Цел ь и задачи Программы | основной целью Программы является повышение надежности и эффективности работы объектов жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области. |
Целевые показатели Программы | 1) снижение количества аварий и инцидентов при выработке, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов; |
Сроки и этапы реализации Программы | 2012 - 2016 годы |
Объем и источники финансирования | общий объем финансирования Программы составляет 1 610,6 млн. рублей, в том числе: |
(в редакции Постановления Администрации Смоленской области от 23.10.2012 N 799,НГР:RU67000201200631)
Жилищно-коммунальное хозяйство - важная отрасль экономики Смоленской области. Бесперебойное снабжение потребителей теплом, горячей и холодной водой требуемого качества и недопущение ситуаций, опасных для людей и окружающей среды, являются основой социальной стабильности региона.
Централизованное теплоснабжение жилищного фонда и объектов социального назначения осуществляется 886 котельными суммарной мощностью 2 158 Гкал/час.
Мониторинг технического состояния котельных, расположенных на территории Смоленской области, показывает, что количество установленных в них котлов со сроком эксплуатации 10 лет и более ежегодно увеличивается на 5-7 процентов и составляет более 60,5 процента.
Наиболее слабым звеном системы теплоснабжения Смоленской области являются тепловые сети. Основная причина этого - наружная коррозия подземных теплопроводов, в первую очередь, подающих линий водяных тепловых сетей, на которые приходится 80 процентов всех повреждений на системах теплоснабжения.
Протяженность тепловых сетей (в двухтрубном исчислении) составляет 1 303,1 км, из них 425,5 км - ветхие тепловые сети, что составляет 32,7 процента от их общей протяженности.
Темпы замены ветхих тепловых сетей ежегодно увеличиваются, но этого недостаточно для снижения их уровня износа. В 2009 году заменено 37,6 км (или 9,5 процента) от общего количества ветхих тепловых сетей, находящихся в муниципальной собственности. В 2010 году этот показатель составил 11 процентов, в 2011 году - 12,5 процента.
Износ тепловых сетей, увеличение повреждаемости теплопроводов до 30-40 и более повреждений на 100 км в год приводят к снижению надежности теплоснабжения, значительным эксплуатационным затратам и отрицательным социальным последствиям. Повреждения на магистральных трубопроводах, как правило, приводят к длительным перерывам в подаче тепловой энергии целым жилым районам и к выходу из строя систем отопления в десятках зданий.
Системы централизованного водоснабжения и водоотведения являются важнейшими системами жизнеобеспечения населения, предназначенными для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, производства пищевой продукции и пожаротушения, приема от населения сточных вод и их очистки.
На территории Смоленской области имеются 1 527 объектов централизованного водоснабжения и 291 объект централизованного водоотведения, обеспечивающих забор, транспортировку и передачу питьевой воды потребителям, приём сточных вод с последующей передачей их на очистные сооружения.
Анализ работы систем централизованного водоснабжения и водоотведения, расположенных на территориях населенных пунктов Смоленской области, за отчетный период показал:
- износ основных сооружений систем централизованного водоснабжения и водоотведения составляет от 80 до 100 процентов;
- необходимость замены водопроводных сетей протяженностью 2 028,6 км, что составляет 39,8 процента от их общей протяженности;
- необходимость замены сетей водоотведения протяженностью 404,7 км, что составляет 24,5 процента от их общей протяженности.
В соответствии с положениями статей 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация тепло-, водоснабжения, водоотведения населения отнесена к ведению органов местного самоуправления городских и сельских поселений Смоленской области.
Большинство указанных органов местного самоуправления без государственной поддержки не могут эффективно решить задачи обеспечения надежности и безопасности функционирования объектов жизнеобеспечения населения.
Отсутствие достаточного объема средств в местных бюджетах (особенно в бюджетах сельских поселений) не позволяет органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в полной мере решать вопросы модернизации и реконструкции изношенных объектов жилищно-коммунального хозяйства для сокращения уровня аварийности, поэтому на сегодняшний день складывается тревожное положение с надежностью этих объектов.
Во исполнение требований Федерального закона "О теплоснабжении" органам местного самоуправления поселений и городских округов необходимо разработать и утвердить схемы теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
(абзац введен постановлением Администрации Смоленской области от 20.05.2013 N 396 НГР:RU67000201300252)
В соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов относится также утверждение схем водоснабжения и водоотведения.
(абзац введен постановлением Администрации Смоленской области от 20.05.2013 N 396 НГР:RU67000201300252)
Недостаточный объем средств в местных бюджетах не позволяет привлечь специализированные организации для разработки схем тепло-, водоснабжения и водоотведения. Учитывая, что Правительством Российской Федерации установлены сжатые сроки для разработки и утверждения схем теплоснабжения, в рамках Программы необходимо предусмотреть средства для софинансирования указанных затрат.
(абзац введен постановлением Администрации Смоленской области от 20.05.2013 N 396 НГР:RU67000201300252)
Программа соответствует приоритетам социально-экономического развития Смоленской области и Центрального федерального округа на период до 2020 года, установленным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р, и направлена на:
- снижение до 49,8 процента среднего уровня физического износа систем коммунальной инфраструктуры Смоленской области;
- модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области.
Необходимость решения в короткие сроки задач Программы с использованием программно-целевого метода обусловлена:
- отнесением задач Программы к числу приоритетных, решение которых позволит обеспечить возможность улучшения качества жизни граждан, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, а также создать условия для устойчивого и эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области;
- межотраслевым и межведомственным характером задач Программы, которые не могут быть решены без участия органов исполнительной власти Смоленской области;
- невозможностью решения задач Программы в пределах одного года и необходимостью существенных расходов областного бюджета;
- комплексным характером задач Программы, решение которых окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие населения региона, общее экономическое развитие Смоленской области.
Решение проблем модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области является сложной, трудоемкой и дорогостоящей задачей. Как показывает практика, вариантов комплексного решения взаимосвязанных проблем правового, социально-экономического, технического и организационного характера, направленных на реализацию государственной политики в данной сфере, кроме как программно-целевым методом, не имеется. Без применения программно-целевого метода и реализации единой государственной политики в данной сфере можно прогнозировать дальнейшее углубление и усугубление существующих проблем.
В случае непринятия кардинальных мер, развитие коммунальной инфраструктуры Смоленской области будет осуществляться за счет тарифных источников и средств областного бюджета во многом в качестве ответных мероприятий на возникающие чрезвычайные ситуации эпидемиологического и техногенного характера.
Учитывая высокую степень изношенности основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, проведение ускоренной модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Смоленской области крайне необходимо. В рамках Программы предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Смоленской области предусмотрено для наиболее важных проектов с точки зрения обеспечения безопасности и надежности функционирования систем коммунальной инфраструктуры Смоленской области.
(раздел в редакции Постановления Администрации Смоленской области от 14.08.2012 N 549,НГР:RU67000201200413)
Основной целью Программы является повышение надежности и эффективности работы объектов жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области.
Основными задачами Программы являются:
- модернизация и реконструкция систем централизованного теплоснабжения;
- модернизация и реконструкция систем централизованного водоснабжения;
- модернизация и реконструкция систем централизованного водоотведения;
- организация развития систем тепло-, водоснабжения и водоотведения.
(абзац введен постановлением Администрации Смоленской области от 20.05.2013 N 396 НГР:RU67000201300252)
Показатели эффективности реализации Программы приведены в таблице 1.
· (в редакции постановлений Администрации Смоленской области от 23.10.2012 N 799,НГР:RU67000201200631, от 20.05.2013 N 396 НГР:RU67000201300252, от 19.08.2013 N 648 НГР:RU67000201300410)
N п/п | Качественные показатели эффективности реализации Программы | Единица измерения | Количественные показатели эффективности реализации Программы | ||||
2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | |||
1. | Количество аварий и инцидентов при выработке, транспортировке и распределении коммунального ресурса в процентах к уровню | ||||||
системы централизованного теплоснабжения (включая горячее водоснабжение) | % | 99,5 | 97,5 | 96 | 94,5 | 93 | |
системы централизованного водоснабжения | % | 99,5 | 99 | 98 | 95 | 93 | |
системы водоотведения | % | 99,5 | 99 | 98 | 95 | 93 | |
2. | Уровень износа коммунальной инфраструктуры | % | 56,2 | 55,1 | 55 | 49,9 | 49,8 |
Задача 1. Модернизация и реконструкция систем централизованного теплоснабжения | |||||||
3. | Количество модернизированных и реконструированных объектов теплоснабжения, введенных в эксплуатацию | ед. | 5 | 13 | 11 | 8 | 69 |
4. | Уменьшение потерь тепловой энергии | Гкал/год | 1 050 | 1 700 | 2 600 | 3 100 | 12 200 |
Задача 2. Модернизация и реконструкция систем централизованного водоснабжения | |||||||
5. | Количество модернизированных и реконструированных объектов водоснабжения, введенных в эксплуатацию | ед. | - | 5 | - | 1 | 10 |
6. | Уменьшение потерь воды | тыс. куб. м | - | 2,9 | - | 43,5 | 105,8 |
Задача 3. Модернизация и реконструкция систем централизованного водоотведения | |||||||
7. | Количество модернизированных и реконструированных объектов водоотведения, введенных в эксплуатацию | ед. | 3 | 4 | - | 1 | 5 |
Задача 4. Организация развития систем тепло-, водоснабжения и водоотведения | |||||||
8. | Количество поселений и городских округов Смоленской области, в которых разработаны схемы тепло-, водоснабжения и водоотведения | шт. | - | 116 | - | - | - |