Недействующий

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 июля 1998 года N 152

Об областной целевой программе "Свой дом" на 1998 - 2001 годы

г. Чита

{Утратило силу:

по истечении срока действия

{См. также:

продлен срок действия областной целевой программы до 2006 года - Законом Читинской области от 06.07.2001 г. N 302-ЗЧО НГР: ru75000200100144, который впоследствии признан утратившим силу Законом Читинской области от 23.04.2003 г. N 466-ЗЧО НГР: ru75000200300081

Постановление Администрации Читинской области от 22.10.2002 N 245-А/п НГР: ru75000200200280}

Рассмотрев областную целевую программу "Свой дом" на 1998-2001 годы, разработанную в соответствии с постановлением Главы Администрации области от 7 мая 1998 года N 366 и Федеральной целевой программой "Свой дом", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 года N 753, руководствуясь статьей 57 Устава - Основного Закона Читинской области, областная Дума постановила:

1. Утвердить областную целевую программу "Свой дом" на 1998-2001 годы (прилагается).

2. Администрации области при формировании областного бюджета предусматривать расходы на реализацию данной Программы.

Первый заместитель
Председателя областной Думы
Л.Н. Войта


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Читинской областной Думы

от 08.07.98 N 152

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Свой дом" на 1998-2001 годы

ПАСПОРТ областной целевой программы "Свой дом" на 1998-2000 годы


Наименование Программы

- Областная целевая Программа "Свой дом" на 1998- 2001 годы.

Дата утверждения Программы

- 08.07.1998

Основание для разработки Программы

- Постановление Главы Администрации Читинской Программы области от 7 мая 1998 г. N 366 "О разработке областной целевой Программы "Свой дом" на 1998-2001 годы". Заказчик Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации Читинской области.

Основные разработчики Программы

- Комитет сельского хозяйства и продовольствия, Комитет экономики Администрации Читинской области, отдел капитального строительства Администрации области.

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

- Создание организационных, финансовых и правовых
 - предпосылок для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также сельской интеллигенции доступным по стоимости жильем с привлечением их собственных средств и долгосрочных кредитов на возвратной основе;

 стоимость 1 кв. метра жилья не должна превышать среднего 2-месячного денежного дохода на душу населения в Читинской области. Доведение доли доступного по стоимости жилья до 80% от общего объема жилищного строительства на селе;

 обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей домами усадебного типа с автономными источниками жизнеобеспечения;

 снижение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на капитальное строительство и эксплуатацию жилого дома за счет переориентации производственной базы сельской строительной индустрии, ОАО "Читаагропромстрой" и других строительных организаций на разработку и внедрение энергоэкономичных домов с сокращением затрат на их отопление в 2-2,5 раза, внедрение в практику строительства домов со стенами из мелкоштучных материалов, а также 2-х квартирных блокированных домов, что позволит снизить стоимость строительства в 1,3 раза.

Сроки и этапы реализации Программы

- 1998-2001 годы
 1 этап (1998-1999 годы) - создание нормативно-правовой базы, кредитно-финансовых механизмов, организационных структур, внедрение прогрессивных архитектурно-строительных систем, переориентация и перепрофилирование предприятий строительной индустрии и межлесхозов на выпуск деталей, конструкций, материалов и объектов жилых домов из эффективных энергосберегающих элементов, ввод в эксплуатацию доступного по стоимости жилья- не менее 60 процентов от общего объема индивидуального строительства;

 2 этап (2000-2001 годы)- совершенствование правового и кредитно-финансовых механизмов, разработка и освоение производства малоэтажных жилых зданий на основе открытой архитектурно-строительной системы жилищного строительства, ввод массового доступного по стоимости жилья: в 2000 году -70 процентов, в 2001 году - не менее 80 процентов от общего объема индивидуального строительства на селе.

Перечень основных мероприятии

- Формирование источников покрытия затрат на - строительство жилья на возвратной основе из федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников;

 разработка кредитно-финансовых и инвестиционных механизмов;

 разработка проектов домов усадебного типа для индивидуального жилищного строительства, отвечающих требованиям энергоэффективности и экономичности;

 проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке новых архитектурно-строительных систем на основе унификации конструктивных элементов;

 модернизация базы строительной индустрии в соответствии с Программой "Структурная перестройка производственной базы акционерных корпораций "Росагропромстрой" и "Нечерноземагропромстрой", утвержденной пос тановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.96 N 1505, других строительных организаций и межхозяйственных лесхозов;

 организация производства и поставки жилых домов в виде товарной "продукции для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Исполнители основных мероприятий

Сельскохозяйственные и строительные предприятия, организации и межлесхозы

Объемы и источники финансирования

В пределах годовых лимитов по программе "Свой дом"
 в том числе:
 федеральный бюджет -16.249 млн. руб.
 областной бюджет - 4.640 млн. руб.
 внебюджетные источники - 87.780 млн. руб.,
 в том числе:
 собственные средства предприятий -17.730 млн. руб.;

 собственные средства граждан - 70.050 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Повышение доли доступного по стоимости жилья до 80% от общего объема индивидуального жилищного строительства.

Система организации контроля за исполнением Программы

Органы исполнительной власти муниципальных образований информируют комитет сельского хозяйства и продовольствия администрации области о ходе реализации областной целевой Программы, который обобщает поступающие с мест материалы и информирует администрацию области и Госстрой России по итогам года с внесением предложений по совершенствованию проводимой работы.

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СВОЙ ДОМ" на 1998 - 2001 годы.


1. Содержание проблемы.

Областная целевая программа "Свой дом" (далее Программа) разработана в соответствии с постановлением Главы Администрации Читинской области от 7 мая 1998 г. N 366 "О разработке областной целевой программы "Свой дом" на 1998-2001 годы" и Федеральной целевой программой "Свой дом", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 года N 753. В последнее время резко снизилось финансирование социальных программ из республиканского бюджета. Областной бюджет также не в состоянии финансировать строительство объектов социальной сферы. Банки установили непомерно высокие проценты на кредиты. В результате сельская инфраструктура (жилье, медицинские учреждения, клубы, дороги, связь, коммунальные службы) оказалась не по карману ни агропромышленному комплексу, ни органам местной власти. Такая заброшенность и неустроенность сельской жизни выталкивает из деревень в города не только молодежь, но и людей среднего возраста, имеющих семьи и способных производительно трудиться на полях и на фермах.

За последние 6 лет в России строительство жилых домов на селе сократилось в пять раз. За тот же период в Читинской области жилищное строительство в деревнях сократилось в 8,7 раза.

Основные показатели по вводу жилья на селе в Читинской области показаны на диаграмме.

Ввод в действие жилых домов в сельской местности

(тыс. кв. м общей площади)

Характерным является то, что на фоне общего сокращения жилищного строительства на селе в Российской Федерации, строительство индивидуальных жилых домов из года в год растет (1991 г.-3,4 млн. кв.м., 1994-4,1 млн. кв.м., 1996 г.-5,1 млн. кв.м.). В настоящее время 60% от общих объемов жилищного строительства на селе приходится на индивидуальных застройщиков.

Этому способствовало то, что в регионах Российской Федерации были использованы различные формы долгосрочного кредитования индивидуального жилищного строительства.

В большинстве регионов Российской Федерации для кредитования индивидуального жилищного строительства широко используется фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе.

Так, например, за счет создания этого фонда Белгородская область смогла увеличить объем индивидуального жилищного строительства на селе по сравнению с 1992 годом более чем в 9 раз.

В Читинской области показатели по вводу индивидуальных жилых домов, построенных за свой счет и с помощью кредитов банков практически не меняются и остаются на уровне 14-17 тысяч кв. м. в год. Это говорит об отсутствии реальных механизмов, способствующих росту индивидуального жилищного строительства на селе, учитывающих доходы широких слоев сельского населения.

Для вновь .начинаемого усадебного строительства в сельской местности в нынешних условиях следует ориентироваться на недорогие дома, которые могут возвести собственными силами семьи с высоким, средним и низким достатком. Потребность, в строительстве больших домов на 6-10 комнат сейчас резко снижается, так как оно под силу незначительной части населения (примерно 5%).

Для массовых застройщиков требуется разработка проектов домов нового поколения на 3-5 комнат с возможностью обеспечения в дальнейшем комфортных условий проживания.

При этом следует учитывать различные уровни спроса застройщиков, их материальные возможности.

Важным этапом в практике строительства является разработка и внедрение энергоэкономичных домов, в которых в 2-2,5 раза сокращаются затраты на отопление.

Необходимо возводить "теплые" дома, так как затраты на строительство сегодня в дальнейшем окупятся в несколько раз в связи со снижением эксплуатационных затрат, в основном за счет экономии непрерывно дорожающего топлива. Это достигается за счет применения эффективных и конструктивных решений:

- ориентацией основных помещений на юг и восток;

- использованием летних помещений для защиты северного фасада от северовосточных ветров;

- оптимизацией габаритов дома с приближением глубины и ширины корпуса в неквадратной форме;

- повышением теплозащитных свойств наружных стен с использованием слоистых конструкций с эффективными утеплителями;

- применением тройного остекления, использованием поворотных входных тамбуров, расположением "сырых" помещений внутри дома и др. мероприятиями.

При проектировании и экономической оценке проектов малоэтажных домов необходим учет всех видов эксплуатационных затрат для принятия решения по облегченным стенам, утеплению полов, чердака, окон и т.д.

Следовательно, необходима комплексная программа разрешения назревшей кризисной ситуации в жилищном строительстве на селе в комбинации с разработкой механизмов долгосрочного кредитования на условиях, позволяющих вовлечь в инвестиционный процесс широкие слои населения со средним достатком.

2. Основные цели и задачи Программы.


Главной целью Программы является создание организационных, финансовых и правовых предпосылок для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей доступным по стоимости жильем, необходимым для ведения сельскохозяйственного производства и личного подсобного хозяйства с привлечением их собственных средств и бюджетных ассигнований на возвратной основе в виде долгосрочных кредитов:

- стоимость 1 кв. метра площади жилья не должна превышать среднего 2-месячного денежного дохода на душу населения в Читинской области;

- доведение доли доступного по стоимости жилья до 80% общего объема индивидуального строительства на селе;

- обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей домами усадебного типа с автономными источниками жизнеобеспечения.

Для достижения главной цели настоящей Программы предстоит решить следующие задачи:

- отработка механизма финансирования строительства жилья за счет средств федерального, областного и местных бюджетов с возвратом полученных кредитов сельхозпродукцией и денежными средствами для индивидуальных застройщиков на условиях долгосрочного кредитования сроком до 20 лет;

- распространение Белгородского опыта по созданию и использованию фонда поддержки индивидуального жилищного строительства на селе с возвратом полученных кредитов произведенной сельскохозяйственной продукцией;

- обобщение и использование опыта, накопленного субъектами Российской Федерации по привлечению для строительства жилья средств населения;

- переориентация производственной базы ОАО "Читаагропромстрой" в соответствии с Программой "Структурная перестройка производственной базы акционерных корпораций "Росагропромстрой" и "Нечерноземагропромстрой", утвержденной постановлением Правительства Федерации от 19.12.96 г. N 1505, других сельскохозяйственных строительных организаций и межхозяйственных лесхозов на производство новых эффективных строительных материалов, конструкций и комплектов жилых домов, обеспечивающих снижение стоимости строительства и сокращение затрат на их отопление;

- разработка архитектурно-строительных и конструктивных систем на основе использования древесины, кирпича и камня, монолитных и сборномонолитных конструкций, легких металлических конструкций для крестьянских (фермерских) хозяйств и крестьянских усадеб.

3. Сроки и этапы реализации Программы.


Учитывая, что проблема создания крестьянской усадьбы, отвечающей запросам сельскохозяйственных товаропроизводителей и индивидуальных застройщиков на селе, ориентирована на длительный период. Программу предполагается реализовать в два этапа.

Первый этап, продолжительностью 2 года (1998-1999 годы) - создание нормативно-правовой базы (приложение N 1), кредитно-финансовых механизмов, организационных структур, внедрение прогрессивных архитектурно-строительных и конструктивных систем, переориентация и перепрофилирование сельской стройиндустрии, предприятий сельских строительных организаций и межхозяйственных лесхозов на выпуск товарной продукции в виде готовых комплектов жилых домов (приложение N 2), ввод в эксплуатацию доступного по стоимости жилья - не менее 60 процентов от общего объема индивидуального строительства.

Второй этап, продолжительностью 2 года (2000-2001 годы) - совершенствование правового и кредитно-финансовых механизмов, разработка и освоение производства малоэтажных жилых зданий на основе открытой архитектурно-строительной системы жилищного строительства, завершение реконструкции и технического перевооружения действующих промышленных предприятий сельской стройиндустрии, сельских строительных организаций и межхозяйственных лесхозов, ввод доступного по стоимости жилья: в 2000 году - 70 процентов, в 2001 году - не менее 80 процентов от общего объема индивидуального строительства.

В результате реализации системы мероприятий, на сельский рынок должны поступить жилые дома усадебного типа, отличающиеся высоким качеством, низкой себестоимостью и доступной ценой.

Программа исходит из того, что на федеральном и областном уровнях будут создаваться необходимые правовые и финансово-экономические условия для массового строительства крестьянских (фермерских) хозяйств и жилья для работников (в том числе и бюджетной сферы) на селе с бесплатным выделением земель под застройку по действующим региональным нормам, а также сооружением за счет местных бюджетов инженерной первичной инфраструктуры.

4. Ресурсное обеспечение Программы.


Финансирование Программы предусматривается осуществлять по многоканальному принципу за счет средств федерального бюджета на возвратной основе (долгосрочного кредита) областного, местных бюджетов и собственных средств заемщиков.

Объем федеральных бюджетных средств предусмотрен в границах необходимого минимума и будет расходоваться только на кредитование индивидуальных застройщиков, при этом стоимость 1 кв. метра жилья не должна превышать среднего 2-месячного денежного дохода на душу населения в Читинской области.

Объем областных бюджетных средств устанавливается в пределах 5% от суммы средств, предусматриваемых в бюджете на капитальное строительство.

Производственная база для реализации Программы.


Финансирование развития производственной базы акционерного общества "Читаагропромстрой" осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1996 года N 1505 и порядком финансирования по программе "Структурная перестройка производственной базы акционерных корпораций "Росагропромстрой" и "Нечерноземагропромстрой", предусматривающей использование средств федерального бюджета на жилищное строительство на селе, собственных средств предприятий и кредитов коммерческих банков.

Финансирование развития производственной базы строительных организаций и межхозяйственных лесхозов в 1998-2001 годах предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов инвестиций, намечаемых к размещению на конкурсной основе, и государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов в промышленности, агропромышленном комплексе и на транспорте, а также за счет собственных средств предприятий и других источников.

Структурная перестройка производственной базы направлена на:

- снижение затрат сельских товаропроизводителей на строительство жилья за счет использования мелкоштучных строительных материалов, разработки современных архитектурно-планировочных решений домов усадебного типа, использования автономных инженерных систем жизнеобеспечения;

- уменьшение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей при эксплуатации жилых домов за счет повышения теплозащитных свойств ограждающих конструкций жилых домов, повышения качества и устойчивости систем инженерного обеспечения.

Инженерные системы и оборудование сельского дома.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»