ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 мая 1998 года N 366


О разработке областной целевой программы
"Свой Дом" на 1998-2001 годы


С целью создания организационных, финансовых и правовых предпосылок для обеспечения доступным жильём граждан, проживающих на территории Читинской области, с привлечением их средств и долгосрочных банковских кредитов и в соответствии с федеральной целевой программой "Свой дом", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 года № 753, а также в соответствии с постановлением Главы администрации области от 24 февраля 19.98 года № 143 "О частичном изменении Положения о порядке разработки и реализации областных и межобластных целевых программ, в осуществлении которых будет принимать участие Читинская область, утвержденного постановлением администрации области от 30.07.96 г. № 509

постановляю:

1. Разработать целевую областную программу " Свой дом" на 1998 -2001 годы.

2. Определить заказчиком программы Комитет сельского хозяйства и продовольствия администрации области.

3. Заказчику проекта областной целевой программы представить его администрации области в установленном порядке.


Областная целевая программа "Свой Дом"
на 1998-2001 годы

1. Содержание проблемы

Областная целевая программа "Свой дом" (далее Программа) разработана в соответствии с постановлением Главы администрации Читинской области от 7 мая 1998 г. N 366 "О разработке областной целевой программы "Свой дом" на 1998-2001 годы" и Федеральной целевой программой "Свой дом", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 года N 753.

В последнее время резко снизилось финансирование социальных программ из республиканского бюджета. Областной бюджет также не в состоянии финансировать строительство объектов социальной сферы. Банки установили непомерно высокие проценты на кредиты. В результате сельская инфраструктура (жилье, медицинские учреждения, клубы, дороги, связь, коммунальные службы) оказалась не по карману ни агропромышленному комплексу, ни органам местной власти. Такая заброшенность и неустроенность сельской жизни выталкивает из деревень в города не только молодежь, но и людей среднего возраста, имеющих семьи и способных производительно трудиться на полях и на фермах.

За последние 6 лет в России строительство жилых домов на селе сократилось в пять раз. За тот же период в Читинской области жилищное строительство в деревнях сократилось еще больше в 8,7 раза.

Характерным является то, что на фоне общего сокращения жилищного строительства на селе в Российской Федерации, строительство индивидуальных жилых домов из года в год растет (1991 г. - 3,4 млн. кв. м., 1994 - 4,1 млн. кв. м., 1996 г. - 5,1 млн. кв. м.). В настоящее время 60% от общих объемов жилищного строительства на селе приходится на индивидуальных застройщиков.

Этому способствовало то, что в регионах Российской Федерации были использованы различные формы долгосрочного кредитования индивидуального жилищного строительства.

В большинстве регионов для кредитования индивидуального жилищного строительства широко используется фонд поддержки индивидуального строительства на селе.

Так, например, за счет создания этого фонда Белгородская область смогла увеличить объем индивидуального жилищного строительства на селе по сравнению с 1992 годом более чем в 9 раз.

В Читинской области показатели по вводу индивидуальных жилых домов, построенных за свой счет и с помощью кредитов банков практически не меняются и остаются на уровне 14-17 тысяч кв.м. в год. Это говорит об отсутствии реальных механизмов, способствующих росту индивидуального жилищного строительства на селе, учитывающих доходы широких слоев сельского населения.

Для вновь начинаемого усадебного строительства в сельской местности в нынешних условиях следует ориентироваться на недорогие дома, которые можно возвести собственными силами семьи с высоким, средним и низким достатком. Потребность, в строительстве больших домов на 6-10 комнат сейчас резко снижается, так как оно под силу незначительной части населения (примерно 5%).

Для массовых застройщиков требуется разработка проектов домов нового поколения на 3-5 комнат с возможностью обеспечения в дальнейшем комфортных условий проживания.

При этом следует учитывать различные уровни спроса застройщиков, их материальные возможности.

Важным этапом в практике строительства является разработка и внедрение энергоэкономичных домов, в которых в 2-2,5 раза сокращаются затраты на отопление.

Необходимо возводить "теплые" дома, так как затраты на строительство сегодня в дальнейшем окупятся в несколько раз в связи со снижением эксплуатационных затрат, в основном за счет экономии непрерывно дорожающего топлива. Это достигается за счет применения эффективных и конструктивных решений:

- ориентацией основных помещений на юг и восток;

- использованием летних помещений для защиты северного фасада от северо-восточных ветров;

- оптимизацией габаритов дома с приближением глубины и ширины корпуса в квадратной форме;

- повышением теплозащитных свойств наружных стен с использованием слоистых конструкций с эффективными утеплителями;

- применением тройного остекления, использованием поворотных входных тамбуров, расположением "сырых" помещений внутри дома и др. мероприятиями.

При проектировании и экономической оценке проектов малоэтажных домов необходим учет всех видов эксплуатационных затрат для принятия решения по облегченным стенам, утеплению полов, чердака, окон и т.д.

Следовательно, необходима комплексная программа разрешения назревшей кризисной ситуации в жилищном строительстве на селе в комбинации с разработкой механизмов долгосрочного кредитования на условиях, позволяющих вовлечь в инвестиционный процесс широкие слои населения со средним достатком.

2. Основные цели и задачи Программы

Главной целью Программы является создание организационных, финансовых и правовых предпосылок для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей доступным по стоимости жильем, необходимым для ведения сельскохозяйственного производства и личного подсобного хозяйства с привлечением их собственных средств и бюджетных ассигнований на возвратной основе в виде долгосрочная кредитов:

- стоимость 1 кв. метра площади жилья не должна превышать среднего 2-месячного денежного дохода на душу населения в Читинской области;

- доведение доли доступного по стоимости жилья до 80% общего объема индивидуального строительства на селе;

- обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей домами усадебного типа с автономными источниками жизнеобеспечения.

Для достижения главной цели настоящей Программы предстоит решить следующие задачи:

- отработка механизма финансирования строительства жилья за счет средств федерального, областного и местных бюджетов с возвратом полученных кредитов сельхозпродукцией и денежными средствами для индивидуальных застройщиков на условиях долгосрочного кредитования сроком до 20 лет;

- распространение Белгородского опыта по созданию и использованию фонда поддержки индивидуального жилищного строительства на селе с возвратом полученных кредитов произведенной сельскохозяйственной продукцией;

- обобщение и использование опыта, накопленного субъектами Российской Федерации по привлечению для строительства жилья средств населения;

- переориентация производственной базы ОАО "Читаагропромстрой" в соответствии с Программой "Структурная перестройка производственной базы акционерных корпораций "Росагропромстрой" и "Нечерноземагропромстрой", утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.12.96 г. N 1505, других сельскохозяйственных строительных организаций и межхозяйственных лесхозов на производство новых эффективных строительных материалов, конструкций и комплектов жилых домов, обеспечивающих снижение стоимости строительства и сокращение затрат на их отопление;

- разработка архитектурно-строительных и конструктивных систем на основе использования древесины, кирпича и камня, монолитных и сборномонолитных конструкций, легких металлических конструкций для крестьянских (фермерских) хозяйств и крестьянских усадеб.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Учитывая, что проблема создания крестьянской усадьбы, отвечающей запросам сельскохозяйственных товаропроизводителей и индивидуальных застройщиков на селе, ориентирована на длительный период, Программу предполагается реализовать в два этапа.

Первый этап, продолжительностью 2 года (1998-1999 годы)создание нормативно-правовой базы, кредитнофинансовых механизмов, организационных структур, внедрение прогрессивных архитектурно-строительных и конструктивных систем, переориентация и перепрофилирование сельской стройиндустрии, предприятий сельских строительных организаций и межхозяйственных лесхозов на выпуск товарной продукции в виде готовых комплектов жилых домов (приложение N 2), ввод в эксплуатацию доступного по стоимости жилья - не менее 60 процентов от общего объема индивидуального строительства.

Второй этап, продолжительностью 2 года (2000-2001 годы) совершенствование правового и кредитно-финансовых механизмов, разработка и освоение производства малоэтажных жилых зданий на основе открытой архитектурно-строительной системы жилищного строительства, завершение реконструкции и технического перевооружения действующих промышленных предприятий сельской стройиндустрии, сельских строительных организаций и межхозяйственных лесхозов, ввод доступного по стоимости жилья: в 2000 году - 70 процентов, в 2001 году - не менее 80 процентов от общего объема индивидуального строительства.

В результате реализации системы мероприятий, на сельский рынок должны поступить жилые дома усадебного типа, отличающиеся высоким качеством, низкой себестоимостью и доступной ценой.

Программа исходит из того, что на федеральном и областном уровнях будут сознаваться необходимые правовые и финансовоэкономические условия для массового строительства крестьянских (фермерских) хозяйств и жилья для работников (в том числе и бюджетной сферы) на селе с бесплатным выделением земель под застройку по действующим региональным нормам, а также сооружением за счет местных бюджетов инженерной первичной инфраструктуры.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы предусматривается осуществлять по многоканальному принципу за счет средств федерального бюджета на возвратной основе (долгосрочного кредита), областного, местных бюджетов и собственных средств заемщиков.

Объем федеральных бюджетных средств предусмотрен в границах необходимого минимума и будет расходоваться только на кредитование индивидуальных застройщиков, при этом, как уже отмечалось, стоимость 1 кв. метра жилья не должна превышать среднего 2-месячного денежного дохода на душу населения в Читинской области.

Объем областных бюджетных средств устанавливается в пределах 5% от суммы средств, предусматриваемых в бюджете на капитальное строительство.

Производственная база для реализации Программы "Свой дом"
на 1998-2001 годы

Финансирование развития производственной базы акционерного общества "Читаагропромстрой" осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1996 года N 1505 и порядком финансирования по программе "Структурная перестройка производственной базы акционерных корпораций "Росагропромстрой" и "Нечерноземагропромстрой", предусматривающей использование средств федерального бюджета на жилищное строительство на селе, собственных средств предприятий и кредитов коммерческих банков.

Финансирование развития производственной базы  строительных организаций  и  межхозяйственных  лесхозов  в   1998-2001    годах предусматривается  осуществлять  за  счет  средств    федерального бюджета в пределах лимитов инвестиций, намечаемых к размещению  на конкурсной  основе,  и  государственных  гарантий  для  реализации инвестиционных  проектов  в    промышленности,    агропромышленном комплексе и на транспорте, а также  за  счет  собственных  средств предприятий и других источников.

Структурная перестройка производственной базы направлена на:


1. Снижение затрат сельских товаропроизводителей на строительство жилья за счет использования мелкоштучных строительных материалов, разработки современных архитектурно-планировочных решений домов усадебного типа, использования автономных инженерных систем жизнеобеспечения.

2. Уменьшение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей при эксплуатации жилых домов за счет повышения теплозащитных свойств ограждающих конструкций жилых домов, повышения качества и устойчивости систем инженерного обеспечения.

Инженерные системы и оборудование сельского дома

В условиях преимущественного строительства усадебных домов все отчетливее начали проявляться недостатки используемых систем инженерного оборудования: протяженность сетей, низкая производительность, громоздкость, дороговизна и т.п. В связи с этим, одной из основных задач является разработка научно обоснованных предложений по удешевлению схем, систем и элементов инженерного оборудования и выбор наиболее эффективных для последующего использования в проектах.

При проектировании новых поселков с малоэтажной застройкой более эффективно использование автономных теплогенераторов и систем теплообеспечения (комбинированных, длительного горения, с альтернативными энергоносителями, аккумуляцией теплоты).

Использование двух- и трех функциональных многотопливных агрегатов (отопление, горячее водоснабжение, а в ряде случаев и аппарата для приготовления пищи) позволяет сократить число обслуживаемого оборудования и топок, снизить площадь для его размещения и металлоемкость, упростить узлы обвязки, утилизировать теплоту и в целом экономить топливно-энергетические ресурсы.

Использование процессов длительного горения в автономных теплогенераторах на твердом топливе сократит продолжительность периодов обслуживания и топок в течение суток, обеспечит высокоэкономичный расход топлива за счет полноты сгорания и низких потерь теплоты с уходящими газами.

Автономные теплогенераторы на альтернативных энергоносителях позволяют менять виды энергоносителей в зависимости от конъюнктуры цен, обеспеченности поставок, подключения к электросетям, по комфортным причинам.

Применение жидкого (котельно-печного) топлива для автономного теплоснабжения коттеджей и фермерских хозяйств предлагается при их значительных удалениях от подъездных путей и дорог, рассредоточенной застройке, сложной доставке топлива. В новых экономических условиях жидкое топливо в соответствии с широкой мировой практикой по затратам может быть выгоднее других видов энергоносителей.

5. Механизм реализации Программы

Программа предусматривает использование бюджетных ассигнований на возвратной основе в виде долгосрочных кредитов и собственных сбережений граждан, сочетание которых дает возможность сельской семье в короткие сроки построить или приобрести индивидуальный жилой дом.

Одним из основных вопросов решения жилищной проблемы является переориентация использования бюджетных инвестиций с финансирования деятельности сельскохозяйственных предприятий и строительных организаций на поддержку непосредственно сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения в строительстве и приобретении жилья.

Для оказания помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, создается фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, с помощью которого застройщики могут оформить долгосрочный кредит до 70% стоимости нормативной площади жилья.

5.1. Финансово-кредитный механизм

Финансово-кредитный механизм Программы предусматривает комплексное использование различных финансовых источников:

1. Собственные средства семей, нуждающихся в жилье.

2. Меры государственной поддержки со стороны органов государственной власти Российской Федерации и области, а также органов местного самоуправления.

3. Меры поддержки со стороны предприятий и организаций.

4. Жилищные кредиты банков на приемлемых для населения условиях.

5. Внебюджетные источники.

В качестве государственной поддержки строительства, доступного по стоимости - индивидуального жилья на селе, предусматривается направление средств федерального бюджета на возвратной основе, предусмотренных по федеральной целевой программе "Свой дом", средств на строительство и приобретение жилья по программам: "Жилище", "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС". Кроме того, на развитие производственной базы сельской стройиндустрии предусматривается направление средств федерального бюджета в 1998-2000 годах в объемах, предусмотренных на эти цели по Федеральной целевой программе "Свой дом".

Из бюджета области на финансирование Программы предусматривается выделение средств в размере 5% от объема капитальных вложений на текущий год. Рекомендовано муниципальным образованиями предусматривать выделение в районных бюджетах средств для реализации Программы, исходя из имеющейся потребности в жилье.

5.2. Собственные средства семей, нуждающихся в жилье

Доля собственных средств семей, нуждающихся в жилье, составляет до 30% стоимости строительства, которые накапливаются путем открытия семейных накопительных счетов в банках, приобретения жилищных ценных бумаг, дополнительных заработков.

5.3. Меры поддержки органов государственной власти и
местного самоуправления

Главными мерами являются предоставление гражданам долгосрочных кредитов за счет средств федерального бюджета, областного и местных бюджетов, выделяемых на возвратной основе, налоговые льготы.

Как показывает опыт регионов, наиболее успешно осуществляющих жилищное строительство в рыночных условиях, существенную роль должен сыграть комплекс мер, осуществляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. К их числу относятся:

предоставление на льготных условиях земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и оказание помощи в обеспечении их инженерной инфраструктурой; выпуск жилищных ценных бумаг; создание фондов поддержки индивидуального жилищного строительства; сокращение незавершенного жилищного строительства; создание на основе использования региональных особенностей специальных кредитных фондов; выбор и организация производства наиболее эффективных в условиях данного региона конструкций, материалов, а также архитектурно-технических систем, автономных видов инженерного оборудования, обеспечивающих снижение энергозатрат и стоимости строительства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»