АДМИНИСТРАЦИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2004 года N 129-А/п
Об утверждении областной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Читинской области (2005-2007 годы)"
Опубликовано:
"Азия-Экспресс" от 02.07.2004 г. N 27
"Азия-Экспресс" от 23.12.2004 г. N 54
"Читинский областной Вестник" от 18.01.2005 г. N 3
г. Чита
{Утратило силу с 1 января 2007 года:
Постановлением Администрации Читинской области от 03.11.2006 г. N 278-А/п НГР: ru75000200600348}
{См. также:
действие частично приостановлено в 2005 году
Постановление Администрации Читинской области N 37а-А/п от 15.02.2005 года НГР: ru75000200500071
действие частично приостановлено в 2006 году
Постановление Администрации Читинской области N 93-А/п от 11.04.2006 года НГР: ru75000200600113}
В соответствии со статьей 64 Устава - Основного Закона Читинской области, статьей 10 Закона Читинской области от 28.02.2002 N 349-ЗЧО "Об Администрации Читинской области", Законом Читинской области от 26.05.1999 N 171-ЗЧО "О государственной поддержке малого предпринимательства в Читинской области" и Положением о разработке и реализации областных целевых программ и программ социально-экономического развития области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатора) Читинской области от 21.03.2002 N 91 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Читинской области от 15.10.2002 N 240-А/п), в целях реализации государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства Администрация Читинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Государственная поддержка малого предпринимательства в Читинской области (2005-2007 годы)" (далее - программа).
2. Комитету экономики Читинской области (Т.И. Майзлингер) и Комитету по финансам Читинской области (Б.В. Аюшиев) при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год включать программу в перечень программ, подлежащих финансированию из средств областного бюджета в очередном финансовом году, с учетом его возможностей.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Читинской области - председателя Комитета экономики Т.И. Майзлингер.
4. Настоящее постановление опубликовать в уполномоченных органах печати.
Глава Администрации (Губернатор)
Р.Ф. Гениатулин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации Читинской области
22.06.2004 N 129-А/п
Наименование программы | Областная целевая программа "Государственная поддержка малого предпринимательства в Читинской области (2005-2007 годы)" (далее - программа) |
Дата принятия решения о разработке программы | Распоряжение Администрации Читинской области от 30.03.2004 N 218-А/п "О разработке областной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Читинской области (2005-2007 годы)" |
Дата утверждения программы | Постановление Администрации Читинской области от 22.06.2004 N 129-А/п "Об утверждении областной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Читинской области (2005-2007 годы)" |
Заказчик программы | Комитет экономики Читинской области (далее - Комитет экономики) |
Основной разработчик | Фонд поддержки малого предпринимательства Читинской области (далее - ФПМП) |
Цель и задачи программы | Цель программы - формирование условий, способствующих улучшению экономических показателей деятельности субъектов малого предпринимательства. |
Сроки реализации программы | 2005 - 2007 годы |
Перечень основных мероприятий программы | - совершенствование внешней среды для развития малого предпринимательства; |
Исполнители основных мероприятий программы | Комитет экономики ФПМП |
Объемы и источники финансирования программы | Общий объем финансирования |
Ожидаемые результаты реализации программы | Экономическая эффективность реализации мероприятий программы оценивается следующими показателями: |
Система организации контроля за исполнением программы | Заместитель Главы Администрации (Губернатора) Читинской области - председатель Комитета экономики и Комитет экономики осуществляют контроль в порядке, установленном законодательством Читинской области. |
Областная целевая программа "Государственная поддержка малого предпринимательства в Читинской области (2005-2007 годы)" разработана в соответствии с Федеральным законом от 12.05.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Читинской области от 26.05.1999 N 171-ЗЧО "О государственной поддержке малого предпринимательства в Читинской области", а также на основе анализа современного состояния малого бизнеса области; направлена на реализацию единой политики органов исполнительной власти в области поддержки малого предпринимательства.
Цели и задачи программы находятся в тесной связи с Концепцией государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства, одобренной на заседании Госсовета Российской Федерации, и Программой социально-экономического развития Читинской области на 2003-2005 годы.
Предлагаемый в новой программе комплекс мер базируется на результатах выполнения предыдущих программ поддержки малого предпринимательства в Читинской области, реализация которых позволила создать целостную систему поддержки малого предпринимательства.
За последние годы намеченные основные направления его поддержки, сложившиеся методы и формы взаимодействия власти и бизнеса дают положительные результаты.
На начало 2004 года на территории области действуют 2167 малых предприятий, на которых занято 17,3 тысячи человек, в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляют свою деятельность 19129 человек.
В целом малым бизнесом занято около 20% от общего числа занятого населения области, в 2003 году произведено продукции и оказано услуг на сумму 2,88 млрд. руб.
Предприятия малого бизнеса осуществляют свою деятельность практически во всех отраслях экономики области, тем не менее доминирующей остается сфера торговли и общественного питания, в которой действует каждое второе малое предприятие, что характерно и в целом для России.
В промышленности на 01.01.2004 значительная доля малых предприятий осуществляла деятельность в лесной и деревообрабатывающей отрасли (22%), пищевой промышленности (21%), машиностроении и металлообработке (16%).
Среди важнейших видов производимой продукции наибольший удельный вес занимают колбасные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, мясные полуфабрикаты, кондитерская продукция, мебель, деловая древесина и швейные изделия.
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных и областных органов законодательной и исполнительной власти, от состояния экономики области и страны в целом, от сложившихся макроэкономических условий. Эти факторы, безусловно, существенным образом влияют и на состояние малого предпринимательства в Читинской области.
Именно поэтому поддержка его со стороны государства должна носить стабильный и комплексный характер, охватывать законодательные, финансовые и организационные меры от федерального до муниципального уровня. Государственные органы должны проводить политику в области развития и поддержки малого предпринимательства, направляя при этом свои усилия на создание и развитие целостной региональной и муниципальной системы. Создание этой системы должно осуществляться по четырем направлениям.
Социальное направление ориентировано на создание новых рабочих мест, насыщение региональных и местных рынков товарами и услугами прежде всего отечественного производства; обеспечение стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; формирование слоя предпринимателей и, тем самым, среднего класса, способствующего устойчивости общества. Это направление включает поддержку:
1. Малого предпринимательства среди молодежи. Привлечение молодежи к развитию производства, оказанию услуг, предоставление посредством малого предпринимательства реальной возможности повышения жизненного уровня, профессионального роста.
2. Женского малого предпринимательства. Вовлечение большего числа женщин в малое предпринимательство, создание новых рабочих мест, предоставление возможности повышения квалификации и переподготовки для этой категории населения.
3. Малых предприятий, использующих труд людей с ограниченными физическими возможностями.
4. Предпринимательства, организуемого лицами из числа бывших военнослужащих.
5. Предпринимательства в сфере общедоступных и особо значимых социальных услуг.
Муниципальное направление предусматривает разработку и реализацию системы поддержки малого предпринимательства и комплекса быстро-окупаемых инвестиционных проектов с учетом особенностей муниципальных образований, создание специальных органов в администрациях и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Реализация этих программ и проектов должна опираться на принципы адресности и селективности мер государственной поддержки малого бизнеса применительно к различным типам муниципальных образований. Первый тип характеризуется определенным уровнем развития малого предпринимательства, выполнением муниципальных программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Для второго типа муниципальных образований характерна начальная стадия развития малого бизнеса и системы его поддержки, незначительные объемы бюджетного и внебюджетного финансирования программ. Третий характеризуется сложными общеэкономическими и социальными условиями, низким уровнем развития малого предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства в муниципальных образованиях будет способствовать возрождению традиционных народных промыслов, художественных производств и ремесленничества.
Отраслевое направление развития малого предпринимательства предполагает кардинальное обновление производственно-технологического оборудования, особенно оборудования для производства продуктов питания и переработки сельскохозяйственной продукции; реконструкцию предприятий, прежде всего в легкой и пищевой промышленности. При сохранении низкого уровня инфляции, последовательном проведении структурных экономических преобразований и реформ предприятий будут реализованы предпосылки к росту производственно-инвестиционной активности малых и средних предприятий, перераспределению части капитала из сферы торговли в развитие производственного потенциала.
Для решения названных задач необходимо определить отраслевые приоритеты, позволяющие повысить эффективность реализации мер, обеспечивающих развитие малого предпринимательства.
Приоритетными определены следующие отрасли:
- малое предпринимательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- малое предпринимательство в области экологии, в том числе в сфере сбора и переработки вторичного сырья;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- освоение ресурсосберегающих и наукоемких технологий;
- малое промышленное производство и стройиндустрия;
- оказание услуг населению.
Функциональное направление предполагает реализацию на областном и муниципальном уровнях комплекса мер по поддержке малого предпринимательства в отношении "стартового" предпринимательства в форме целевого сопровождения начинающих малых предприятий, находящихся в стадии "первичного закрепления" и развертывания хозяйственной деятельности.
Сохраняет большую актуальность проблема приобщения населения к навыкам рыночной предпринимательской деятельности. Повышение уровня квалификации в сфере малого предпринимательства будет осуществляться путем создания соответствующей инфраструктуры в муниципальных образованиях и активизации уже действующих объектов.
Приоритетный комплекс задач связан с созданием и развитием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающей создание фондов поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях Читинской области, развитие финансового лизинга, кредитных потребительских кооперативов, предоставление областных и муниципальных гарантий для быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий.
Целью программы является формирование условий, способствующих улучшению экономических показателей деятельности субъектов малого предпринимательства на территории области.
Поставленная цель обуславливает решение круга взаимосвязанных задач:
- развитие системы финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства;
- совершенствование нормативных правовых механизмов деятельности субъектов малого предпринимательства;
- увеличение доходной части областного бюджета и бюджетов муниципальных образований;
- увеличение числа субъектов малого предпринимательства и лиц, готовых заниматься предпринимательской деятельностью;
- обеспечение представителей малого бизнеса информационными, консалтинговыми, обучающими и другими услугами через систему специализированных структур поддержки малого предпринимательства;
- продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынки;
- решение социальных проблем.
Реализация программы рассчитана на 2005-2007 годы. Программа реализуется в один этап.
В ходе выполнения мероприятий программы основные усилия и средства будут направлены на развитие и внедрение новых кредитно-финансовых механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставление субъектам малого предпринимательства комплекса услуг по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности на основе дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных технологий. Особое внимание будет уделено созданию и развитию системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне, что в дальнейшем позволит перейти к реализации мер по повышению эффективности деятельности малого предпринимательства с учетом созданных условий.
Система программных мероприятий разработана по трем направлениям (разделам). Данная структура обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы государственной поддержки, с учетом решения специфических внутренних задач.
1. Совершенствование внешней среды для развития малого предпринимательства