ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2012 года N 812
г. Улан-Удэ


О Государственной программе Республики Бурятия "Управление государственными финансами и государственным долгом"

(с изменениями на 9 февраля 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия от 30.04.2014 N 204, от 04.09.2014 N 424, от 04.12.2014 N 605, от 12.02.2015 N 53, от 15.06.2015 N 297, от 13.11.2015 N 571, от 16.11.2015 N 576, от 24.12.2015 N 647, от 25.03.2016 N 112, от 08.07.2016 N 303, от 17.03.2017 N 104, от 28.06.2017 N 314, от 24.08.2017 N 426, от 27.11.2017 N 558, от 21.12.2017 N 602, от 07.03.2018 N 112, от 18.05.2018 N 264, от 10.08.2018 N 444, от 24.12.2018 N 739, от 30.05.2019 N 281, от 26.08.2019 N 468, от 21.01.2020 N 19, от 21.04.2020 N 217, от 14.07.2020 N 423, от 07.10.2020 N 618, от 29.12.2020 N 820, от 02.09.2021 N 498, от 24.02.2022 N 68, от 06.05.2022 N 258, от 03.11.2022 N 676, от 27.12.2022 N 825, от 07.03.2023 N 113, от 30.05.2023 N 295, от 25.10.2023 N 641, от 27.12.2023 N 813, от 09.02.2024 N 64)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.07.2023 N 400 "Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга государственных программ Республики Бурятия" Правительство Республики Бурятия постановляет:


(преамбула в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 25.10.2023 N 641)


1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Бурятия "Управление государственными финансами и государственным долгом".


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
И.ЕГОРОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 27.12.2012 N 812



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ"

(в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия от 25.10.2023 N 641, от 09.02.2024 N 64)




I. Стратегические приоритеты государственной программы



1. Оценка текущего состояния сферы управления государственными финансами и государственным долгом Республики Бурятия


Устойчивая система государственных финансов является одним из важнейших факторов эффективного функционирования государственного управления и имеет ключевое значение для устойчивого развития республики, повышения качества жизни населения.


В ходе реализации мероприятий государственной программы за прошедший период осуществлялось обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета республики и повышение качества управления общественными финансами при безусловном исполнении принятых расходных обязательств.


Основные показатели исполнения консолидированного бюджета за 2022 год составили по доходам 125867,4 млн. рублей, по расходам - 130707,1 рубля, дефицит консолидированного бюджета в 2022 году составил 4839,7 млн. рублей. Прирост доходов консолидированного бюджета в 2022 году по сравнению с 2014 годом составил 149,7%, или 75457,8 млн. рублей, прирост расходов консолидированного бюджета в 2022 году по сравнению с 2014 годом составил 139,4%, или 76105,1 млн. рублей.


Объем государственного долга Республики Бурятия на 1 января 2023 года составил 23429,1 млн. рублей, или 98,5% от верхнего предела государственного внутреннего долга на 1 января 2023 года, в том числе:


- кредиты кредитных организаций - 3918,9 млн. рублей;


- бюджетные кредиты - 19451,8 млн. рублей;


- государственные гарантии - 58,4 млн. рублей.


В период 2014 - 2022 годов в полном объеме обеспечены финансовыми средствами важнейшие вопросы функционирования социальной сферы, в том числе повышение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения. Ежегодно в полном объеме было обеспечено финансирование предусмотренных бюджетом межбюджетных трансфертов, субсидий учреждениям на выполнение государственных заданий и других бюджетных обязательств.


Осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на формирование целостной системы управления государственными финансами республики:


- республиканский бюджет с 2014 года формируется в структуре государственных программ;


- сформирована необходимая нормативная база для осуществления долгосрочного бюджетного планирования в форме бюджетного прогноза, в 2017 году разработан и далее ежегодно актуализировался Бюджетный прогноз Республики Бурятия до 2035 года;


- утвержден порядок составления проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период, внесения изменений в республиканский бюджет на текущий финансовый год и плановый период;


- на постоянной основе совместно с исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия проводится работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей предоставление государственных гарантий Республике Бурятия в целях активизации инвестиционной деятельности в Республике Бурятия, а также реализации целевых проектов по социально значимым отраслям;


- обеспечено внедрение государственных заданий в качестве основного инструмента управления результатами деятельности государственных учреждений;


- в целях оздоровления государственных финансов Республики Бурятия разработан и реализуется План мероприятий по оздоровлению финансов Республики Бурятия;


- создана система мониторинга качества финансового менеджмента в отношении главных администраторов средств республиканского бюджета, позволяющая повысить качество бюджетных процедур и операций по их выполнению;


- ежегодно обеспечивается принятие основных направлений бюджетной и налоговой, а также долговой политики Республики Бурятия;


- обеспечены организация и осуществление внутреннего государственного финансового контроля и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;


- введены формализованные методики распределения межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия.


С 2017 года ежегодно обеспечивается заключение с Министерством финансов Российской Федерации соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Бурятия, а также представление ежеквартальных и годовых отчетов о выполнении условий соглашений.


Постоянно ведется мониторинг хода исполнения республиканского бюджета с целью недопущения образования просроченной кредиторской задолженности. По состоянию на 1 января 2023 года просроченная кредиторская задолженность по республиканскому бюджету отсутствует.


В рамках открытости бюджетных данных ежегодно обеспечивается представление бюджета в формате брошюр "Бюджет для граждан" по проекту республиканского бюджета, по закону о республиканском бюджете, по отчету об исполнении республиканского бюджета за отчетный год, позволяющие гражданину в доступной форме получить информацию о республиканском бюджете.


С 2014 года в Республике Бурятия началась комплексная автоматизация бюджетного процесса, которая позволила:


- объединить существующие информационные системы в единую комплексную систему управления - государственную информационную систему (далее - ГИС РБ "РЭБ"), включающую в себя системы планирования бюджета, консолидации отчетности, исполнения бюджета, государственного финансового контроля;


- создать хранилище данных для возможности анализа бюджетного процесса;


- обеспечить реализацию многомерного анализа финансовой информации, имеющейся в информационных системах Министерства финансов Республики Бурятия;


- осуществлять информационное взаимодействие между главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми органами муниципальных образований при помощи системы электронного документооборота с использованием электронной подписи;


- обеспечить доступность, открытость и прозрачность управления общественными финансами.


Комплекс проведенных мероприятий по автоматизации привел к значительному сокращению времени обмена документами и более эффективному взаимодействию участников бюджетного процесса.


Республике Бурятия по итогам оценки индикаторов качества управления региональными финансами за 2021 год была присвоена II степень качества региональных финансов, соответствующая надлежащему уровню.


Основным проблемным вопросом республиканского бюджета является низкий уровень бюджетной обеспеченности. Остаются риски для бюджетной системы Республики Бурятия, в их числе:


- изменения федерального законодательства, в том числе приводящие к первоочередному обеспечению ресурсами решений, принятых на федеральном уровне;


- тенденция снижения гибкости бюджетной системы, сокращения возможности самостоятельного обеспечения необходимых расходов;


- слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;


- отсутствие единого подхода к классификации нарушений бюджетного законодательства;


- нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении государственных и муниципальных закупок, завышение или занижение начальной (максимальной) цены контракта, ограничение конкуренции и проявление коррупции в сфере закупок, несоблюдение заказчиками минимального объема закупок, подлежащих осуществлению среди субъектов малого предпринимательства, низкий уровень профессионализма заказчиков;


- дифференциация бюджетной обеспеченности между муниципальными образованиями и недостаточность средств местных бюджетов на выполнение полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения;


- рост государственного долга Республики Бурятия.


Реализация государственной программы окажет положительное влияние на функционирование всей бюджетной системы Республики Бурятия.


Для снижения рисков в сфере реализации государственной программы сформированы приоритеты.



2. Характеристика приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы


Долгосрочные приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены с учетом следующих документов, имеющих стратегический (долгосрочный) характер:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»